Логистическая система управления ресурсами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрены виды логистических систем управления ресурсами на предприятии: закупочная, производственная, распределительная, транспортная, складская, сервисного обслуживания. Уделено внимание организации логистического управления. Обсуждены виды и методы логистических систем. Особое внимание уделено основным зарубежным логистическим концепциям. Раскрыты понятия затянувшейся поставки, дефицита, пополнения и ускоренного расходования запасов, качественной и количественной гибкостей, синергизма, конгруэнтности и эмержентности распределительной логистики, логистического сервиса и другие.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 187.18 Кб (Скачать файл)

Далее, исторически можно  проследить две основные трактовки  термина, которые дошли до наших  дней. Первая связана с применением  логистики в военной области. По-видимому, толчком к развитию военной логистики послужили  фундаментальные работы известного военного теоретика XIX века барона А.А. Жомини (1779 – 1869), в которых он определял логистику как практическое искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т.п. В 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации. Широкое развитие принципы логистики получили в годы Второй мировой войны в задачах материально-технического обеспечения американской армии, дислоцированной в Европе, а также организации взаимодействия между поставщиками вооружения и продовольствия, транспортом и войсками. Параллельно с практическим применением во многих странах, прежде всего в США и СССР, развивается теория военной логистики, которая определяет логистику как науку о планировании и управлении перемещением и материально-техническим снабжением войск.

Вторая трактовка термина  «логистика» в значении математической логики использовалась в работах знаменитого немецкого математика Г. Лейбница (1646 – 1716). Данное значение термина было закреплено на философском конгрессе в Женеве в 1904 г.

Указанные две основные трактовки  понятия «логистика» имеются  в настоящее время практически во всех европейских языках. В табл. 2 приведены в хронологическом порядке определения, взятые из некоторых словарей. Более подробный семантический анализ термина приведен в терминологическом словаре по логистике.

Таблица 2

Словарные определения термина  «логистика»

Определение

Источник

Искусство управления перемещением войск  как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения

Военный энциклопедический лексикон. – СПб., 1850

Математическая логика

Словарь современного русского литературного языка. Т. 1–17. – М.–Л., 1948–1965

Символическая логика, новейшая разновидность  формалистической логики

Словарь иностранных слов. – М., 1954

Техника штабной службы, расчеты тылов; техника перевозок и снабжения

Мюллер В.К. Англо-русский словарь. – М., 1963

Материально-техническое обеспечение, работа тыла; организация тыла и  снабжения

Ганшина К.А. Французско-русский словарь. – М.: Русский язык, 1977

Тыл и снабжение, материально-техническое  обеспечение, работа тыла

Мюллер В.К. Англо-русский словарь. – М., 1990

Военная наука, связанная со снабжением, поддержкой и движением материалов и людей

Webster's Desk Dictionary. – N. Y.: Portland House, 1990

Управление перемещением и материально-техническим  обеспечением вооруженных сил. Один из четырех важнейших элементов военной науки (наряду с тактикой, стратегией и разведкой). Снабженческо-сбытовая деятельность гражданских предприятий

The Encyclopedia Americana. International Edition. V. 17. – Danbury: Grolier Inc., 1991

Наука о планировании, контроле и  управлении транспортировкой, складированием и другими материальными и  нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации

Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь.  – M.: Экономика, 1995


Логистика как наука и  как инструмент бизнеса в гражданской  области стала формироваться  в начале 1950-х годов, прежде всего  в США. Эволюция логистики тесно  связана с историей и эволюцией  рыночных отношений в индустриально  развитых странах, причем сам термин «логистика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов.

Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся  наукой. Многие вопросы, относящиеся  к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием. На рис. 1 представлена эволюция логистики  за рубежом в плане развития теории и практики управления материальными, а также сопутствующими информационными и финансовыми потоками, т.е. решения всего комплекса вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов и готовой продукции, доведением их от поставщиков до предприятий-производителей и от последних до конечных потребителей в соответствии с их требованиями.

Рис.1. Эволюция логистики 

 

В генезисе логистики XX века можно выделить несколько исторических этапов.

Период с 1920-х до начала 1950-х годов называется периодом «фрагментаризации», когда идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована, хотя отдельные логистические функции были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве, транспортировке, складировании и т.п. Однако общие экономические условия, уровень развития технологии и менеджмента не способствовали проявлению феномена логистики.

Рассматриваемый период важен  тем, что в нем были сформулированы предпосылки будущего внедрения  логистической концепции. К ним  можно отнести следующие факторы:

• возрастание запасов  и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров;

• рост транспортных тарифов;

• появление и быстрое  распространение концепции маркетинга;

• развитие теории и практики военной логистики.

Данный период характеризовался активным развитием военной логистики, прежде всего в США. К началу 1950-х  годов была в основном сформирована теория военной логистики. Практическая значимость разработанных логистических подходов была доказана американской армией во время открытия второго фронта в годы Второй мировой войны, когда были успешно применены принципы единого управления и координации снабжения складирования и транспорта. Нельзя сбрасывать со счетов и опыт логистической координации работы тыла и транспорта, обеспечения снабжения и перемещения огромных воинских контингентов, осуществляемого советскими военными специалистами в годы Великой Отечественной войны. Необходимо отметить появление в рассматриваемый исторический период первых логистических организаций и сообществ. Старейшей организацией в США и в мире является Национальная ассоциация проблем управления закупками (основана в 1915 г.), преобразованная в 1967 г. в Национальную ассоциацию агентов снабжения.

Период с середины 1950-х  по 1970-е годы западные специалисты  называют периодом становления (концептуализации) логистики. Этот период характеризовался быстрым развитием теории и практики логистики. Философия маркетинга широко распространилась в западных организациях бизнеса. В то же время пришло понимание того факта, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения дистрибьюции (физического распределения), прежде всего с позиций снижения затрат.

Одним из ключевых факторов стремительной экспансии логистики  в западный бизнес явилось возникновение концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции заключался в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится. Концепция общих затрат явилась базисом для развития методологии принятия логистических решений. Вместе с этим существовал еще ряд объективных экономических и технологических факторов, объясняющих ускоренное развитие логистики в этот период. К основным из них можно отнести:

• изменения в моделях  и отношениях потребительского спроса (развитие олигополистических рынков);

• давление фактора затрат на производство;

• прогресс в компьютерных технологиях;

• изменения в стратегиях формирования запасов;

• влияние военного опыта.

Эти факторы наиболее ярко проявились в 1960-х годах в США. Основными тенденциями на рынке  стали усиление внимания к покупателям (в частности, увеличение доли сервисных  услуг) и появление большого количества разнообразных товаров, удовлетворяющих  одинаковые потребности (конкурентных товаров).

В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующему: «Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время». Вместе с тем в рассматриваемый период не прекращались попытки дать обобщенное определение логистики. Эти попытки в основном исходили от университетских ученых и многочисленных логистических организаций, ассоциаций и сообществ, возникших в разных странах.

Одна из наиболее авторитетных в мире логистических организаций  – Национальный совет по менеджменту  физического распределения (США), преобразованный  позднее в Совет логистического менеджмента (СЛМ), в то время определял логистику следующим образом: «Логистика – широкий диапазон деятельности, связанный с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии к покупателю, в некоторых случаях включающий движение сырья от источника снабжения до начала производственной линии. Эта деятельность включает в себя транспортировку, складирование, обработку материалов, защитную упаковку, контроль запасов, выбор места нахождения производства и складов, заказы на производство продукции, прогнозирование спроса, маркетинг и обслуживание потребителей».

К началу 1970-х годов были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики, и некоторые западные фирмы начали их успешно применять  на практике. Отличительной чертой 1970-х годов стало усиление конкуренции  на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал одним из основных в конкурентной борьбе. Акцент в логистике несколько сместился на производство, чему в немалой степени способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие АСУ технологическими процессами и производственными подразделениями. К концу 1970-х годов на Западе практически завершилась так называемая «тарно-упаковочная» революция, которая коренным образом изменила складской процесс, его операционный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение.

Период с 1980-х до середины 1990-х годов характеризуется стремительным  развитием современных маркетинговой и интегральной концепций логистики в индустриальных странах Запада. Действительно, за этот период теория и практика логистики на Западе шагнули далеко вперед, намного превзойдя уровень, достигнутый в предыдущие десятилетия. Определяющей идеей развития логистики в это время была максимальная интеграция логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемойполной логистической цепи: «закупки–производство – дистрибьюция–продажи» для достижения конечной цели бизнеса с минимальными затратами.  
В рассматриваемый период произошли существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического «взлета». Основными из них являются следующие:

1) революция в информационных  технологиях и внедрение персональных  компьютеров (ПК);

2) глобализация рынка;

3) изменения в государственном  регулировании инфраструктуры экономики;

4) повсеместное распространение  философии всеобщего управления  качеством;

5) рост партнерства и  стратегических союзов;

6) структурные изменения  в организациях бизнеса.

Определяющую роль в становлении  и утверждении интегральной концепции логистики сыграла возможность постоянного контроля за материальными потоками в реальном масштабе времени в режимах удаленного доступа через информационные системы связи (например, через спутниковые телекоммуникационные системы). Таким образом, революция в информационных технологиях усилила понимание того, что наряду с материальными необходимо управлять сопутствующими информационными потоками. В 1985 г. СЛМ уточнил определение логистики следую-щим образом: «Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижения затрат) потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей».

В этом определении важны  три момента. Во-первых, то, что логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Во-вторых, подчеркнута важность управления сопутствующей информацией. И наконец, в-третьих, впервые в сферу интересов логистики попали сервисные (нематериальные) потоки. Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии сервисных услуг, так как все предыдущие десятилетия объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.

Одной из наиболее важных движущих сил логистических изменений  стала широко распространившаяся в западном бизнесе концепция всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Эта концепция, взятая на вооружение подавляющим большинством ведущих компаний мира, произвела настоящий переворот в теории и практике менеджмента.

Согласно одному из определений концепция всеобщего управления качеством – это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов фирмы (организации) на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг), позволяющий достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена фирмы, так и общества в целом.

Эволюция логистики за рубежом показывает, что она становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса, и те фирмы, которые использовали концепции интегрированной логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке.

Место логистики в современных  методах управления экономической  деятельностью

Логистический подход приводит к регулированию материальных потоков. Эти потоки возникают: при производстве тех или иных изделий; при обеспечении этого производства необходимыми материалами, комплектующими изделиями и сырьем; при складировании готовой продукции, ее распределении и доведении до потребителя.

Однако такое регулирование  может осуществляться лишь через  управление величиной, направлением, возникновением, прекращением, периодичностью, последовательностью, а также другими параметрами  следующих потоков ресурсов: людских; энергетических; информационных; финансовых.

Эти потоки также являются материальными, хотя их физическая природа  отличается от природы исходных материалов, превращающихся в результате экономической  деятельности в изделия, удовлетворяющие  определенные потребности конечных пользователей.

Поэтому понятие логистики  в более широком смысле можно  трактовать как современную методологию и методику управления возникающими в процессе экономической деятельности потоками всех взаимосвязанных видов как единым целым.

Информация о работе Логистическая система управления ресурсами на предприятии