Майнд-менеджер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии сущности и роли майнд-менеджмента в контексте функционирования организации и жизни современного человека.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть эволюцию менеджмента и место майнд-менеджмента в системе управленческих.
2.Изучить сущность майнд-менеджмента и его основные понятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЙНД-МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 Эволюция управленческих наук. Майн-менеджмент в системе управленческих знаний 5
1.2 Возникновение майнд-менеджмента и его сущность 14
1.3 Интеллект-карты. Принципы использования 17
ГЛАВА 2. МАЙНД-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 22
2.1 Интеллект-карты и менеджмент 22
2.2 Применение интеллект-карт на различных предприятиях 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

4509-Менеджмент-Курсовая.docx

— 638.30 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЙНД-МЕНЕДЖМЕНТА 5

1.1 Эволюция управленческих наук. Майн-менеджмент в системе управленческих знаний 5

1.2  Возникновение  майнд-менеджмента и его сущность 14

1.3 Интеллект-карты.  Принципы использования 17

ГЛАВА 2. МАЙНД-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 22

2.1 Интеллект-карты  и менеджмент 22

2.2 Применение  интеллект-карт на различных предприятиях 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Деятельность любой организации  требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное  функционирование и развитие, но и  само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение  к ней со стороны других организаций  и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это  означает, что с управлением связаны  интересы множества людей как  в самой организации, так и  за ее пределами. Например, чтобы гарантировать предприятию защиту от возможных перерывов в материально–техническом обеспечении, должен быть создан определенный запас средств производства. Поэтому особенно важным для предприятия сегодня является рациональное управление производственными запасами. Важное значение приобретает управление какими-либо определенными экономико-финансовыми аспектами предприятия.

В наше время вряд ли найдется руководитель, который бы недооценивал роль управления в жизни организации  и значение организации в системе  управления. Эта проблема очень актуальна  и представляет большой интерес. В научной литературе этой вопрос достаточно хорошо разработан. Но трудность руководителя в управлении организацией заключается в том, что ни одно пособие не дает исчерпывающего и однозначного ответа на вопрос: «Как руководить организацией в условиях жесткой конкуренции современного стремительно развивающегося мира?»

Новая техника, новые социальные структуры, новые взаимоотношения  между людьми, - мир стал быстро меняться, если сравнить подобные изменения с  теми, что происходили в прошлые  века.

И менеджмент в своем развитии также не стоит на месте, впитывая новые открытия науки управления.

Майнд-менеджмент является одним из новых инструментов для  повышения личной эффективности  и эффективности всей организации  в целом.

Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии сущности и роли майнд-менеджмента в контексте функционирования организации и жизни современного человека.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть эволюцию менеджмента и место майнд-менеджмента в системе управленческих.

2.Изучить сущность майнд-менеджмента и его основные понятия.

3.Определить роль майнд-менеджмента для успешного функционирования организации на примерах его использования в различных организациях.

Объектом исследования является майнд-менеджмент как теоритическое  и практическое знание.

Предметом исследования является майнд-менеджмент в современной  системе управленческих знаний и  его значимость для успеха организации.

В ходе работы были использованы учебники, статьи из журналов, статистические данные, электронные ресурсы.

Данная тема достаточно хорошо разработана в научно–исследовательской литературе, так как вопрос управления организацией является сегодня является одним из наиболее актуальных как  в мире, так и в Республике Беларусь, и поэтому многие авторы и периодические  издания уделяют ему повышенное внимание.

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЙНД-МЕНЕДЖМЕНТА

    1. Эволюция управленческих наук. Майн-менеджмент в системе управленческих знаний

 

Управление возникло вместе с людьми. Там где хотя бы два  человека объединялись в желании  достичь какую-либо общую цели, возникала  задача координации их общих действий, решение которой кто-то из них  должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем  или управляющим, а другой - его  подчиненным или исполнителем.

 Первоначально слово  "менеджмент" означало "умение  объезжать лошадей". Оно произошло  от глагола "to manage" (управлять), а тот в свою очередь - от  латинского "manus" (рука). Таким образом  менеджмент буквально означает - "руководство людьми".

 В настоящее время  трудно назвать более важную  и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной  мере зависят и эффективность  производства, и качество обслуживания населения [1].

Управление - это процесс  распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану  и с непрерывным контролем результатов деятельности.

Менеджмент - область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в  соответствии задачам социально-экономического развития.

 Менеджмент от обычного  управления отличается тем, что  предполагает высокую степень  свободы руководителей и подчиненных  в условиях неопределенности  ситуации. Управление же, сформировавшееся  в рамках административной системы,  основывается, наоборот, на всемерном  ограничении такой свободы и идее предопределенности основных событий и процессов на много лет вперед с помощью всеохватывающего централизованного планирования [2].

 Отличительные особенности  менеджмента заключаются в том,  что он ориентирует фирмы на  удовлетворение потребностей рынка,  на постоянное повышение эффективности  производства (получение оптимальных  результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений,  на разработку стратегических  целей и программ и их постоянную  корректировку в зависимости  от состояния рынка. 

Научные основы управления представляют собой систему научных  знаний, составляющую теоретическую  базу управления, и обеспечивают практику менеджмента научными основами.

Наука управления относится  к экономико–организационным наукам, поскольку она изучает отношения  и связи людей в процессе управления производством и экономикой в  целом.

Любая наука базируется на использовании исторического метода, позволяющего хорошо изучить историю  развития управленческой мысли во всем ее многообразии.

История развития управления имеет свой предмет исследования, им является управленческая мысль.

Изучение уроков истории  позволяет избежать противоречий и  ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она  интересуется прошлым, настоящим и  будущим. Анализ прошлого позволяет  лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать  будущее развитие. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию  современного состояния науки, а  также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные  концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой  и временем [3].

Между историей развития управления и процессом развития системы  управления нельзя ставить знака  равенства. Как правило, история  развития управленческой мысли опережает  процесс совершенствования систем управления на практике. Вместе с тем  между ними существует как прямая, так и обратная связь. С одной  стороны, развитие управленческой мысли  способствует совершенствованию системы  управления, с другой – практика управления, ее недостатки и погрешности  дают дополнительный импульс для  появления новых идей и концепций [4].

Далее изложим процесс  развития управленической мысли  с позиции научных школ, которые  в целом ставят упор на организацию  в качестве объекта управления.

Школа научного управления

Термин «научное управление»  впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом.

Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет  и Генри Гантта [5]. Эти представители научного подхода к управлению полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации. Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание он уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия [6]. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов. Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению – это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.

Философскую основу системы  Тейлора составила концепция  так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение  о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей  системы оплаты труда можно добиться максимальной его производительности. Другой принцип системы Тейлора  заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих  и менеджеров. Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди  которых в первую очередь следует  назвать Генри Гантта, Френка Гилбрета и его супруги Лилиан Гилбрет  занимавшихся вопросами рационализации труда рабочих и исследованием  возможностей увеличения выпуска продукции  за счет роста производительности труда [7]. Г. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности. Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

Появление концепции научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная  область научных исследований [8].

Административная (классическая) школа

Авторы, которые писали о  научном управлении, в основном посвящали  свои исследования тому, что называется управлением производством. Они  занимались повышением эффективности  на уровне ниже управленческого. В отличии  от них, авторы, которые считаются  создателями школы административного  управления, более известной как  классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей  высшего звена управления в большом бизнесе. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивают два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Главный вклад в теорию управления А. Файоля, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого называют отцом менеджмента, состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, разделив все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием, а деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль. Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т.п. Однако, несмотря на это, она обязательно должна включать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и технику их осуществления. Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления. «Предвидеть — ... означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть — это уже почти действовать» [9].  На основе выделения основных функций в 1923 г. Файоль дал определение понятию «управление». Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть — учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать — строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться — заставлять персонал надлежаще работать; координировать — связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать — заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям [10].

Информация о работе Майнд-менеджер