Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение типа управления, основанного на принципах маркетинга, анализ маркетингового инструментария, рассмотрение практических основ построения маркетинговой системы управления организацией.
Реализация поставленной цели достигается путем решения следующих задач:
- изучить теоретические основы маркетингового управления;
Введение 3
Глава 1. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга 5
1.1 Понятие маркетинга как типа управления, элементы маркетинга, комплекс маркетинга 5
1.2 Роль, цели, задачи и принципы маркетинговых исследований 8
1.3 Организация и контроль маркетинга на предприятии 12
Глава 2. Анализ маркетинга как особого типа управления 17
2.1 Эволюция маркетинговых концепций 17
2.2 Сравнительный анализ маркетинговых планов различных предприятий 24
2.3 Совершенствование методов управления маркетинговой деятельностью предприятия 27
Глава 3. Практика организации маркетингового управления на
примере ОАО "Аэрофлот" 30
3.1 ОАО "Аэрофлот" на рынке авиаперевозок 30
3.2 Организация маркетинга в ОАО "Аэрофлот" 31
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39
Приложения 40
Вся деятельность службы маркетинга должна быть направлена на достижение взаимовыгодных целей. Путем использования маркетинга как подсистемы управления можно избежать рисков и через маркетинговое воздействие осуществлять сознательное управление рынком. В рамках системы управления деятельность маркетинговой службы предполагает осуществление следующих функций:
- исследование емкости рынка и тенденций его развития;
- сегментация рынка, определение состава потребителей и их покупательских мотивов;
- анализ, прогнозирование и оценка потенциальных возможностей продажи продукции; анализ деятельности конкурентов;
- поиск новых стратегических зон хозяйствования;
- определение направлений повышения конкурентоспособности продукции.
Одной из важнейших тенденций современного управления является его диверсификация (совмещение различных типов управления в рамках одной организации). Маркетинговое управление ориентировано на рынок и опирается на рыночные механизмы экономической жизни. Концепция маркетинга подразумевает, что организация должна быть ориентирована на потребителя, стремиться к пониманию его потребностей и удовлетворять их быстро и эффективно. Для достижения данной цели организации необходимо обладать информацией о нуждах потребителей, а также способах их наиболее эффективного удовлетворения. Для этого организацией проводятся маркетинговые исследования. Эффективная работа маркетингового отдела предприятия зависит от выбранной стратегии, организационной структуры и от того, каким образом эта структура функционирует.
Глава 2. Анализ маркетинга
как особого типа управления
2.1 Эволюция маркетинговых концепций
Маркетинг,
как управленческая концепция функционирования
субъектов рынка в условиях конкуренции,
стал известен во всем мире благодаря
эффективности его применения как
в коммерческой, так и в некоммерческой
сфере. Сформировавшись в
- понятийные концепции маркетинга (как философии бизнеса, как науки, как управленческой концепции), которые предопределили многообразие определений сущности маркетинга (более 200 определений);
- концепции маркетинга в зависимости от состояния спроса (развивающий, противодействующий маркетинг, демаркетинг, ремаркетинг и др.);
- прикладные концепции маркетинга в зависимости от сферы его применения (прикладные концепции коммерческого маркетинга — промышленный, торговый, банковский маркетинг, маркетинг гостиниц, предприятий массового питания и других коммерческих субъектов; и прикладные концепции некоммерческого маркетинга — предвыборный, религиозный, социальный маркетинг, макромаркетинг, глобальный маркетинг, маркетинг политических партий и общественных движений и других некоммерческих субъектов);
- управленческие концепции маркетинга (концепции стратегического маркетинга, конкурентной рациональности, максимаркетинга, собственно маркетингового управления и др.), о классификации которых речь пойдет далее.
Выделяют основные этапы эволюции маркетингового управления:
— “донаучный”, интуитивный, этап формирования маркетингового инструментария;
— этап формирования и развития концепций управления маркетингом субъекта;
— этап формирования и развития концепций маркетингового управления субъектом.
“Донаучный”, интуитивный, этап формирования маркетингового инструментария завершился к началу ХХ века, когда маркетинг уже обрел статус прикладной теории и самостоятельной учебной дисциплины. В период, предшествующий этому, в коммерческой деятельности использовались своеобразные исторические прототипы таких маркетинговых инструментов, как реклама, личные коммуникации, маркировка, фирменный стиль, ценовые приемы, прямые продажи и другие формы каналов распределения. Уже в первой половине XVII века стали появляться книги, где предпринимались попытки их описания.
Исходный импульс в развитии маркетинга как прикладной науки и управленческой концепции был дан в период промышленной революции в США. Именно там, в конечном счете, произошла историческая трансформация предпринимательской интуиции и опыта в философию бизнеса, в учебную дисциплину, в концепцию управления и, в конечном счете, — в прикладную науку.
Становление и развитие теории управления (менеджмента) оказало колоссальное влияние на последующее развитие управленческих концепций маркетинга. Научное становление менеджмента также было обусловлено научно-технической революцией в начале ХХ века в Англии и, преимущественно, в США.
С середины
50-х гг. ХХ века в Европе и США
в условиях усиления конкурентной борьбы
маркетинг, обладавший уже к тому
времени эффективным
Эти изменения
структуры менеджмента
— концепции управления маркетингом на практике реализуются в масштабе управленческой функции и соответствующего отдела в структуре менеджмента субъекта;
— концепции маркетингового управления субъектом реализуются в масштабе всей системы менеджмента субъекта.
Этим двум типам концепций соответствуют аналогичные этапы эволюции маркетингового управления.
Этап
формирования и развития
— управленческая концепция в масштабе отдела маркетинга, а не всей организации субъекта;
— функциональная инфраструктура, подчиненная интересам производства и сбыта продукта, а не нуждам целевого рынка;
— управленческая концепция, обладающая системным инструментарием (как правило, в этом качестве выступают продукт, цена, продвижение, каналы распределения), воздействующим на потребителей и увеличивающим их покупательскую активность.
Все это сказывается на масштабах и характере маркетингового планирования, которое остается тактическим, а не ориентированным на рынок и стратегическим; на статусе в организации плана маркетинга, отдела маркетинга, маркетингового контроля, на размере маркетингового бюджета и т.п.
Безусловным преимуществом и достижением этого этапа является формирование принципа системности инструментов управления маркетингом (комплекс маркетинга), воздействующих на потребителей. Признак системности маркетингового инструментария означал следующее:
- каждый из системных инструментов управления маркетингом обладает качествами, которые теряются, если его использовать для воздействия на потребителя отдельно, вне связи с другими системными инструментами. Например, снижение цен на продукт вряд ли окажется эффективным без соответствующих изменений в политике его продвижения и распределения.
- инструменты управления маркетингом, используемые системно, обладают такой результативностью воздействия на потребителя, которая не свойственна ни одному из них, взятому в отдельности.
Эволюция
концепций управления маркетингом,
включая концепции
По мере
трансформации внешней и
Этап формирования и развития концепций маркетингового управления субъектом, начавшийся с 50-х годов ХХ века, длится и по сей день, демонстрируя современные концепции маркетингового управления. К концепциям этого этапа относятся:
- концепции собственно маркетинга – П. Друкер [8, с.64];
- просвещенного маркетинга – Ф. Котлер [9, с.84];
- концепции маркетингового управления Ф. Котлер [2, с.46];
- конкурентной рациональности – П. Диксон [10, с.24];
- стратегического маркетинга – Ж.-Ж. Ламбен [11, с.10];
- максимаркетинга – Рэпп и Коллинз [12, с.19];
- маркетинга отношений – Ф. Котлер, Г. Армстронг [9, с.24];
- мегамаркетинга – Ф. Котлер [2, с.350].
Целостное представление о маркетинговом управлении, совместив в себе достоинства различных современных научных концепций и соответствующей практики, исходит из того, что управление деятельностью субъекта на рынке строится:
- на принципах стратегического планирования;
- на принципах управления инвестиционным портфелем, в котором каждое направление деятельности субъекта, или его бизнес-единица, обладает своим потенциалом получения прибыли, принимаемым за основу распределения ресурсов субъекта;
- на принципах собственно маркетинга, позволяющего оценить перспективы реализации решений, принимаемых на основе первых двух принципов, и непосредственно планировать, организовывать и контролировать их исполнение, используя системный маркетинговый инструментарий.
Характерным для концепций маркетингового управления является то, что выбор его системных инструментов, определение пропорций в их соотношении друг с другом является следствием стратегического корпоративного планирования, стратегического планирования на уровне бизнес-единицы, а не только маркетингового процесса. Поэтому проблема приоритета того или иного маркетингового инструмента, хотя возникает и решается в концепциях этого этапа, но все же не является основной, предопределяющей развитие концепций маркетингового управления.
Сложнейшая аналитическая, плановая, организационная работа на всех имеющихся уровнях субъекта (корпорация, бизнес-единица, структурное подразделение) в процессе маркетингового управления, в конечном счете, подчинена формированию и управлению системными маркетинговыми инструментами, непосредственно создающими ценность и выгоду не только для потребителя и субъекта, достигающих своих целей на рынке, но и для всех участников обмена (например, общества, институтов власти, персонала субъекта, его акционеров и др.).
Рассмотренные аспекты этапной эволюции управленческих концепций маркетинга позволяют отметить ряд объективных тенденций в современном развитии маркетингового управления: интенсивное, качественное развитие концепций маркетингового управления; экстенсивное, количественное развитие, связанное с расширением границ применения маркетингового управления; изменение направленности воздействия системных инструментов маркетингового управления.
Ф. Котлер, рассматривая концепцию собственно маркетинга, задает резонный вопрос: “Сколько компаний придерживаются концепции маркетинга?”. И отвечает: “К сожалению, не так уж много. К настоящим профессионалам маркетинга можно отнести такие американские копании, как: Procter & Gamble, Apple Computer, Disney, Nordstrom, Wal-Mart, McDonald’s, Marriott Hotels, American Airlines, несколько японских (Sony, Toyota, Canon) и европейские компании Ikea, Club Med, Ericsson, Bang & Olufsen, Marks & Spenser. Большинство же компаний обращаются к маркетингу только под давлением обстоятельств, среди которых выделяются: снижение объема сбыта, изменение потребительских предпочтений, возрастающая конкуренция, возрастающие маркетинговые расходы”. В этом немногочисленном списке компаний речь также идет об известнейших транснациональных компаниях, входящих в сотню лидеров мирового бизнеса и являющихся в мировой экономике глобальными инвесторами. Именно целостная концепция маркетингового управления, реализуемая большинством из них в масштабе всей системы менеджмента субъекта, позволила им занять соответствующие позиции на мировом рынке.