Меры по совершенствованию системы управления качеством научно исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
9
1.1 Качество продукции как объект управления
9
1.2 Содержание системного подхода к управлению качеством
20
1.3 Современные тенденции управления качеством в зарубежной и отечественной практике
33
1.4 Анализ причин возникновения дефектов
47
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОАО НИИ «ВЕГА»
52
2.1 Организационная структура управления и характеристика ОАО НИИ «Вега».
52
2.2 Методы определения качества научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»
62
2.3 Анализ управления качеством научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»
66
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В ОАО НИИ «ВЕГА»
76
3.1 Меры по совершенствованию системы управления качеством научно исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»
76
3.2 Меры по совершенствованию затрат на обеспечение качества научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»
81
3.3 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления качеством научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега».
90
4 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
96
4.1 Основные методы очистки выбросов на предприятии
96
4.2 Основные аспекты системы экологической безопасности
97
4.3 Очистка стоков гальванического производства
100
4.4 Организация системы экологической безопасности в НИИ «Вега»
102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
105
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом. Переделка 2.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

      7

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

      9

   1.1 Качество продукции  как объект управления

      9

   1.2 Содержание  системного подхода к управлению  качеством

    20

   1.3 Современные  тенденции управления качеством в зарубежной и отечественной практике

    33

   1.4 Анализ причин  возникновения дефектов

    47

2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ  КАЧЕСТВОМ В ОАО НИИ «ВЕГА»

    52

   2.1 Организационная  структура управления и характеристика  ОАО НИИ «Вега».

    52

   2.2 Методы определения качества научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»

    62

   2.3 Анализ  управления качеством научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»

    66

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В ОАО НИИ «ВЕГА»

    76

   3.1 Меры по совершенствованию системы управления качеством научно исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»

    76

   3.2 Меры по  совершенствованию затрат на обеспечение качества научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»

    81

   3.3 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления качеством научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега».

    90

4 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ  ПРЕДПРИЯТИЯ

    96

   4.1 Основные методы  очистки выбросов на предприятии

    96

   4.2 Основные аспекты  системы экологической безопасности

    97

   4.3 Очистка стоков гальванического производства

  100

   4.4 Организация  системы экологической безопасности  в НИИ «Вега»

  102

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  105

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  107


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших  факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой  продукции или предоставляемой  услуги. Повышение качества выпускаемой  продукции расценивается в настоящее  время, как решающее условие её конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках.

Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж  страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства. Качество продукции относится к  числу важнейших критериев функционирования

предприятия в  условиях относительно насыщенного  рынка и преобладающей неценовой  конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно – технического прогресса  и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.

Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции  является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха. Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Увеличение  производства высококачественных изделий  российскими предприятиями в  конечном итоге должно привести к  интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности  российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ  ПРОДУКЦИИ

 

1.1 Качество  продукции как объект управления

 

Проблема качества является важным фактором повышения уровня жизни, экономической, политической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. В одном из первых учебников по научным основам управления производством подчеркивалось, что управление в широком смысле слова представляет собой целенаправленную координацию общественного воспроизводства. Причем в этой координации необходимо различать управление машинами, механизмами и процессами.

 «Поэтому управление было определено как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства» [9].

«Большой энциклопедический словарь трактует управление как элемент, функцию организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающую сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей» [21]. Социальное управление определяется как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

В настоящее  время в различных информационных источниках содержатся многообразные определения термина «управление», то есть управление – это достаточно распространенное, но не стандартизированное в общем смысле понятие. Так, например, В.В. Окрепилов определяет управление двояко: «как процесс целеполагания и как деятельность по достижению поставленной цели» [16].

Однако, по нашему мнению, данная трактовка управления несколько узка. Значительное внимание раскрытию содержания управления уделено в трудах Э.М. Короткова. В частности, в работе «Концепция менеджмента», выявляя потребность в управлении, он отмечает, что «вся жизнь человека – это бесконечная цепочка его деятельности, которая разнообразна и многообразна» [11].

Построенная ученым классификационная схема деятельности человека, изображенная на рисунке 1.1, позволила определить необходимость ее организации. Для этого в свою очередь надо предвидеть результат деятельности, оценить действия по этому результату и быть заинтересованным в нем. Управление, по определению ученого, это «вид деятельности человека, возникший, выделившийся и обособившийся в процессе развития совместного труда, его разделения и кооперации, это объективная потребность всякой деятельности человека» [9]. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что управление - это «специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и тем более в совместной деятельности» [19].

Еще в 1979 году А.В. Гличев, М.И. Круглов, И.Д. Крыжановский, О.Г. Лосицкий определили управление качеством  продукции как «постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия  на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование» [4]. Это же определение приводит Т.В. Корнеева. Экономический словарь «Качество продукции» трактует данный термин следующим образом: «Управление качеством продукции – процесс руководства деятельностью коллективов предприятий и организаций по достижению и поддержанию динамичной сбалансированности свойств продукции с потребностью в этих свойствах в интересах ее наиболее полного удовлетворения».

 

 

Рисунок 1.1 - Определение и концепции управления

 

В 1998 году А.В. Гличев в работе «Основы управления качеством  продукции» дает уже несколько иное определение. Он пишет: «Управление качеством продукции – это подготовка и внесение в план по качеству, нормативную, техническую документацию значений показателей качества вновь осваиваемой или модернизируемой продукции или изменение показателей качества выпускаемой продукции, а также выполнение необходимых работ по достижению и поддержанию этих значений показателей». В соответствии с приведенными определениями составлена схема процесса управления качеством, предоставленная на рисунке 1.2.

К концу 1980-х  годов стало ясно, что говорить лишь об управлении качеством продукции  – значит иметь в виду десятую  долю из всего многообразия объектов, об управлении качеством которых необходимо вести речь в современных условиях.

В связи с  этим понятие «управление качеством» было стандартизировано.

 

Рисунок 1.2 - Содержание процесса управления качеством продукции

 

В современных  условиях, по нашему мнению, управление качеством представляет собой определенную стратегию и тактику не только выживания, но и дальнейшего процветания общества в целом, конкретных организаций и каждого человека. При этом все термины и подходы к управлению, приведенные выше, полностью относятся и к управлению качеством.

Управление  качеством также возникло как  объективная потребность человечества, первоначально в высококлассном продукте и технологиях, в высококвалифицированном персонале, а затем как потребность в достойном качестве жизни. Однако многие специалисты по управлению практически игнорируют в своих трудах проблемы управления качеством. Во многом такое положение объясняется тем, что место и роль управления качеством в общей системе управления далеко не очевидны как для специалистов в области управления, так и для ученых, занимающихся проблемами качества. Единственное, с чем согласны многие отечественные специалисты, так это то, что в новое время источником управления в целом и управления качеством в частности является система Ф. Тейлора. Действительно, именно «отец научного управления» обратил пристальное внимание на необходимость учета вариабельности производственного процесса, оценил важность ее контроля и, по возможности, устранения. Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, систему штрафов для «бракоделов», формы и методы воздействия на качество продукции.

С течением времени  представления об управлении качеством  включали все новые и новые элементы, требовали усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации. Появляется и развивается понятие TQM – всеобщее управление качеством. В то же время управление начинает разделяться на функциональные составляющие, а в теоретическом плане оно предстает как управление по целям. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей, а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей.

Под управлением  качеством понимают воздействие  на производственный процесс с целью обеспечения требуемого качества продукции. Такое понимание управления включает три элемента: субъект управления (кто воздействует), объект управления (на что направлено воздействие) и сам процесс воздействия. Определив объект управления (производственный процесс), остановимся на самом процессе воздействия – на «механизме», «технологии» управлении качеством. Как всякий процесс управления, управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций. Для построения концепции управления качеством особое значение имеет процессный подход к управлению как один из подходов, рассматриваемых в теории менеджмента. Такой подход позволяет организовать и представить управление качеством как непрерывную цепь логически взаимосвязанных функций, воздействующих на производство целью обеспечения качества. Определив состав функций, можно сформулировать концепцию и построить наглядную концептуальную модель управления качеством, а затем, в соответствии с ней, изложить методы выполнения каждой функции (методологию управления качеством).

Управление  качеством представляет собой непрерывный процесс воздействия на производство путем последовательной реализации логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения качества. В состав этих функций входят: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работы по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений и реализация мероприятий. «Современное управление качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства» [15].

Качество определяется действием многих случайных, местных  и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.

Информация о работе Меры по совершенствованию системы управления качеством научно исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»