Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:22, курсовая работа
Сегодня, очевидно, что для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности, предприятие должно быть гибким, динамичным и постоянно вносить изменения в свою деятельность. Преодолевать внутренние барьеры персонала, сражаться с консервативными взглядами менеджеров и менять индивидуалистический подход к работе сотрудников – задача, решение которой под силу не каждому руководителю. Знание и умелое применение ситуационных подходов к управлению поможет менеджеру коренным образом изменить ситуацию в компании и добиться мотивированной вовлеченности каждого в процесс работы: конструктивное принятие и исполнение решений, а также последующей ответственности.
Введение
Глава 1. Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту
1.1. Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению
1.2. Основные положения ситуационной теории управления
Глава 2. Ситуационные теории и модели управления
2.1. Теория «7 – S»
2.2. Ситуационная модель руководства Фидлера
Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда
Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла
Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона
Глава 3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач
3.1. Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению
3.2. Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте
3.3. Ограничения в применении ситуационной теории
Заключение
Литература
Развитие концепций
ситуационного подхода к
Как видно из вышеизложенного,
1.2. Основные положения ситуационной теории управления
Ситуационный подход внес
большой вклад в теорию управления,
используя возможности прямого
приложения науки к конкретным ситуациям
и условиям. Центральным моментом
ситуационного подхода является
ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств,
которые сильно влияют на организацию
в данное конкретное время. Из-за того,
что в центре внимания оказывается
ситуация, ситуационный подход подчеркивает
значимость «ситуационного мышления».
Используя этот подход, руководители
могут лучше понять, какие приемы
будут в большей степени
Ситуационный подход,
разработанный в конце 60-х
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:
Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.
Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации.
Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
Руководитель должен уметь
увязывать конкретные приемы, которые
вызвали бы наименьший отрицательный
эффект и таили бы меньше всего
недостатков, с конкретными ситуациями,
тем самым обеспечивая
Успех или неуспех
ситуационного подхода в
Невозможно, однако, определить
все переменные, влияющие на организацию.
Буквально каждая грань
Итак, ситуационный подход
ориентирует одни и те же
функции управления
Реализация ситуационного
подхода требует от менеджеров
глубоких знаний и умений
Глава 2. Ситуационные теории и модели управления
Теория «7 – S»
Одной из наиболее
популярных в 80-е гг. системных
концепций менеджмента
Исследования данных
специалистов в области
Ключевыми составляющими являются следующие:
стратегия – планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;
структура – внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;
системы – процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;
штат – ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.
стиль – способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура;
квалификация – отличительные возможности ключевых людей в организации;
разделенные ценности – смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.
В соответствии с
данной концепцией, только те
организации могут эффективно
функционировать и развиваться,
Ситуационная модель руководства Фидлера
Рассмотрим ситуационные
модели, которые помогут менеджеру
разобраться в сложностях
Ситуационная модель руководства Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:
Отношение между
Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, чёткость формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
Должностные полномочия.
Это объём законной власти, связанной
с должностью руководителя, которая
позволяет ему использовать
Фидлер считал, что хотя каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остаётся, в целом, постоянным (Приложение 1).
После того, как баллы
подсчитаны по всем позициям
шкалы, определяется стиль
Контролируемость или
благоприятность ситуации
Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда
Данная модель равно
как и другие концепции
Зрелость включает
две составляющие: первая, профессиональная
– это знания, умения и навыки,
опыт, способности в целом. Высокий
уровень этой составляющей
M1. Люди не способны
и не желают работать. Они либо
некомпетентны, либо не
М2. Люди не способны, но желают работать. У них есть мотивация, но нет навыков и умений.
МЗ. Люди способны, но не желают работать. Их не привлекает то, что предлагает руководитель.
М4. Люди способны и желают делать то, что предлагает им лидер.
В зависимости от
степени зрелости
Поведение в области
отношений связано с
Информация о работе Методологические подходы к решению проблем управления: ситуационный подход