Методы исследования внешней и внутренней среды орагнизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие предприятия возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ СРЕДЫ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ 5
Характеристика внутренней среды предприятия 5
Характеристика внешней среды предприятия 10
Современные методы анализа внешней и внутренней среды 19
SWOT-анализ 20
PEST-анализ 23
ОЦЕНКА СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ (на примере ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец») 25
Характеристика предприятия 25
Анализ внутренней среды ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» 26
Анализ факторов внешней среды ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» 29
Проведение SWOT-анализа 33
Проведение PEST-анализа 35
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 37
Пути повышения эффективности предприятия ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
Список используемой литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

ВОЗМОЖНОСТИ

  1. ….
  2. ….
  3. ….
  1. ….
  2. ….
  3. ….

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

УГРОЗЫ

  1. ….
  2. ….
  3. ….
    1. ….
    2. ….
    3. ….

Рис.5 Таблица SWOT-анализа

Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для  магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может  быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.

Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия.

Для того чтобы определить сильные  и слабые стороны предприятия  необходимо:

  • Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;
  • По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что — слабой;
  • Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа Второй шаг SWOT-анализа — это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы.

Методика определения рыночных возможностей и угроз практически  идентична методике определения  сильных и слабых сторон предприятия:

  • Составление перечня параметров для оценки рыночной ситуации;
  • Определение возможностей и угроз предприятия по каждому параметру;
  • Выбор из всего перечня наиболее важных возможностей и угроз и построение матрицы SWOT-анализа.

Необходимо выбрать из всего  списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести их в соответствующие  ячейки матрицы SWOT-анализа заполнив такую матрицу можно увидеть результат:

  • определены основные направления развития предприятия
  • сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.

PEST-анализ

Поведение внешней среды удобно анализировать и соответственно проектировать будущую стратегию  организации, если адекватно оценить  воздействие на организацию комплекса, состоящего как минимум из четырех  типов факторов макросреды: социальные (С), технологические (Т), экономические (Э), политические (П). Начальные буквы названий этих факторов и составили аббревиатуру данного метода анализа внешнего окружения организации – PEST-анализ.

Таким образом, PEST-анализ – это  инструмент, предназначенный для  выявления аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST–анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Политика

Экономика

  1. ….
  2. ….
    1. ….
    2. ….

Социум

Технология

  1. ….
  2. ….
  1. ….
  2. ….

Рис.6 Таблица PEST -анализа

 

ОЦЕНКА СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ  НА РЫНКЕ (на примере ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец»)

Характеристика предприятия

ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» (ранее хлебозавод № 10 имени А.Е.Бадаева) – крупнейший в Москве производитель хлебобулочных и кондитерских изделий. Свою первую продукцию хлебозавод выпустил в 1933 году для жителей Пролетарского района Москвы. Предприятие было ориентировано на выработку ржаного и ржано-пшеничного хлеба крупного развеса.

Сегодня ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» – это предприятие с широчайшим ассортиментом, устоявшейся солидной репутацией. Вот уже более 75 лет как ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» производит и поставляет свою продукцию в торговую сеть г. Москвы и Московской области.

В сутки хлебокомбинат вырабатывает около 100 тонн хлебобулочных изделий  и 5 тонн кондитерских изделий. Вся продукция  предприятия вырабатывается только из высококачественных, натуральных  продуктов. Главные достоинства  продукции - это отличные вкусовые качества и аппетитный внешний вид. Вся продукция ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» сертифицирована.

Продукция ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» получила широкое признание не только потребителей, но также удостоена высших оценок ведущих специалистов в этой области. Свидетельство тому призы и награды, присуждённые 27 видам продукции на Российских и международных выставках: 20 золотых, 23 серебрянных, 9 бронзовых медалей и 25 дипломов. На нашем предприятии трудятся настоящие мастера, преданные своему делу, которые бережно хранят и соблюдают традиции хлебопечения, работая по классической технологии.

Теперь перейдем к рассмотрению следующего раздела курсовой работы, связанного с анализом внутренней и  внешней среды функционирования торгового предприятия.

Анализ внутренней среды ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец»               

Основной деятельностью хлебозавода  является выработка хлебобулочной  и кондитерской продукции.

Цели предприятия

Главная цель предприятия удовлетворение потребностей населения в продукции  высокого качества по доступным ценам и получение прибыли.

Задачи предприятия

Основные задачи предприятия приведены  в таблице.

Таблица 1. Основные задачи предприятия ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец»

Завоевание лидерских  позиций по продаже продукции

Обеспечение финансовой устойчивости предприятия

Повышение эффективности  работы системы управления персоналом

  1. Заключение договоров на поставку продукции
  2. Своевременная обработка заказов и доставка продукции
  3. Увеличение объемов продаж
  4. Повышение качества торгового обслуживания
  1. Повышение рентабельности компании
  2. Осуществление своевременных выплат по налоговым и договорным обязательствам
  3. Контроль за движением финансовых ресурсов
  1. Подбор и расстановка кадров
  2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров
  3. Обеспечение безопасных условий труда и охрана здоровья

 

 

Структура предприятия

Организационная структура ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» представлена на рис.7.


 

 

Как видно, магазин имеет линейно-функциональную организационную структуру, при  которой четко выражено разделение труда и специализация.

Преимущества данного типа структуры  заключается в следующем: единство и четкость распоряжений; согласованность  действий и четкая система взаимосвязей между директором и подчиненными; оперативность в принятии управленческих решений; ясно выражена ответственность; нет потребности в специалистах высокого профиля.

Таким образом, организационная структура  ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся  между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Первый уровень управления представлен  Генеральным директором, он определяет миссию и цели существования организации, осуществляет общее руководство  деятельностью предприятия. На втором уровне находятся главный бухгалтер и руководители подразделений. Третий уровень представлен операторами, рабочими цеха, водителями.

Производство

Благодаря тому, что с поставщиками материалов установлены благоприятные  и долгосрочные связи, предприятие приобретает сырье по доступным ценам. На большинство материалов организации предоставляются скидки от 15 до 30%. Постоянно отслеживается наличие материалов на складе и в случае приближения к установленному резерву, формируются заявки поставщикам для пополнения запасов.

На территории предприятия несколько  отдельно стоящих сооружений: хлебный  цех, мини-пекарня по производству сдобных  булочных изделий, кондитерский цех  по производству пряников, вафельных  тортов, печенья, кексов, вафель, два офисных здания, магазин, гаражи. Кроме того, имеются административно-бытовые помещения, помещения для приемки товаров и склад.

Технологии

За последние годы на предприятии  произошли большие перемены. Введено  в строй новое современное  оборудование известных зарубежных фирм "WERNER & PFLEIDERER", "SEEWER RONDO", "ILAPAK". Это позволило расширить ассортимент продукции и увеличить срок хранения за счёт современной упаковки, а также обеспечить её свежесть.

Анализ факторов внешней  среды ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец»

Изучение непосредственного окружения  организации направлено на анализ состояния  тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится  в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз её дальнейшему существованию.

Потребители

Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность выбора продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ниже. Если же наоборот, то продавец должен стремиться заменить данного покупателя другим, который имел бы меньше свободы в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции.

Существует ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа.

К числу таких факторов относятся:

  • соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;
  • объём закупок, осуществляемых покупателем;
  • уровень информированности покупателя;
  • наличие замещающих продуктов;
  • стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;

ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» выпускает  продукцию массового потребления (хлебобулочные и кондитерские изделия). Продукция реализовывается на всей территории г. Москвы, а также Московской области. Этому способствует то, что большая часть хлебобулочной продукции упаковывается в герметичную упаковку, что повышает срок реализации до 72 часов. Срок годности кондитерских изделий за счет герметичности упаковки тоже высок (2-4 месяца в зависимости от изделий), что само собой позволяет возить продукцию на дальние расстояния.

Потребителями продукции ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» является населения города Москвы и Московской области. Покупатели - как физические, так и юридические лица (государственные учреждения: больницы, детские сады). В ассортименте представлена продукция для различных слоев населения.

Поставщики

Анализ поставщиков направлен  на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьём, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

Проанализируем основных поставщиков  сырья и материалов на ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец»:

Таблица 2. Поставщики ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец»

№ п/п

Наименование  сырья и материалов

Наименование

организации - поставщика

1

Мука пшеничная хлебопекарная  высший сорт

- ОOО «Русское Раздолье»

- ООО «Продторг»

2

Дрожжи хлебопекарные  прессованные

- ООО «Авенита»

- ООО «Русское Раздолье»

3

Сахар-песок, патока

- ООО «Продторг»

4

Масло растительное

- ООО «ВИЛМАП»

- ООО «ДГС»

5

Маргарин

- ООО «Подмосковное молоко»

- ООО «Мархлевка»

6

Шоколадная глазурь, какао-порошок, какао-масло

- ООО «Классик Гарант»

7

Самоклеящиеся этикетки

- ООО «Просервис»

Информация о работе Методы исследования внешней и внутренней среды орагнизации