Методы управления: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 15:13, контрольная работа

Краткое описание

В процессе управления субъект воздействует на объект управления для достижения определенных целей. При этом даже вид и характер воздействия для достижения одной и той же цели могут существенно различаться. Так, если перед предприятием торговли поставлена задача увеличить объем товарооборота, то ее решение может быть обеспеченно различными способами: внедрением прогрессивных форм торгового обслуживания населения и оказанием дополнительных услуг покупателям, расширением ассортимента и повышениями цен на товары и услуги, использованием материального и морального поощрения лучших работников торговой фирмы и т.д.
Методы управления – это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей.
Методы управления многообразны, но их воздействие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника опосредовано мотивацией.

Содержание

1.Сущность и классификация методов управления……………….2-6
2.Экономические методы…………………………………………..6-16
3.Организационно-распорядительные методы………………….16-19
4.Социально-психологические методы………………………….19-23
5.Список используемой литературы……………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. по основам менеджмента.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

       Планирование  предусматривает заблаговременное  принятие решений. Оно устанавливает  связь между существующим положением  дел на предприятии и тем,  которое должно быть достигнуто  в будущем, что даст возможность  реализовать предоставляющиеся возможности и свести к минимуму будущий риск.

        Место планирования среди других  методов управления определяется, во-первых, тем, что результаты  планирования непосредственно определяют  содержание остальных функций  управления, во-вторых, тем, что именно на этом этапе формируются цели предприятия и определяются средства достижения этих целей.

      Таким  образом, планирование способствует  упрощению достижения целей предприятия  путем:

1)устранения отрицательного  эффекта неопределенности внешней и внутренней среды предприятия;

2)сосредоточения внимания  руководителей на главных задачах  организации;

3)достижения эффективного  функционирования предприятия за  счет оптимального распределения  ресурсов;

4)облегчения организационной,  мотивационной и контролирующей деятельности руководства предприятия.

      Для  достижения различных целей разрабатывается  система планов. В зависимости  от того, достижению каких целей  служат планы, можно выделить  следующие виды планов: стратегические, текущие (тактические и оперативные) и проекты.

       Таким  образом, планирование осуществляется  посредством системы планов, в  которую входят долгосрочные, среднесрочные  и краткосрочные планы.

       Долгосрочные планы составляются на 5-10 и 10-12 лет, они имеют стратегический характер и отражают глобальные цели и основные этапы их достижения. В этих планах точно не определяют, каким образом организация будет достигать своих целей, а только определяют общую политику и генеральное направление деятельности организации, устанавливают приоритеты и распределяют имеющиеся ресурсы. Они должны учитывать состояние и перспективы развития внешней среды, а также собственные преимущества и недостатки, т.е. внутреннюю среду организации.

       Краткосрочные планы имеют тактический характер, они разрабатываются на различные календарные сроки – до одного года включительно. Показатели планов предельно конкретны.

       Для  увязки стратегии и тактики  используют среднесрочные планы, которые составляют на три года или пять лет и охватывают все основные аспекты деятельности фирмы (производство, маркетинг, финансы, кадры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

       Применение  планирования:

- улучшает координацию  действий в организации;

- позволяет организации  учитывать быстрые изменения во внешней среде;

- делает возможным  реализацию благоприятных возможностей  для организации;

- улучшает информационный  обмен в организации;

- способствует оптимальному  распределению ресурсов;

- четко очеркивает  обязанности и ответственность персонала;

- стимулирует работников  к лучшему исполнению своей  работы, а менеджеров – к большей  обоснованности и реализации  собственных решений;

- улучшает контроль  в организации.

      В процессе  внутрифирменного планирования  широко используется балансовый и нормативный методы. Так, на уровне предприятия для обоснования плановых заданий и показателей широко используются различные нормы и нормативы, например нормы выработки, нормы обслуживания, нормы амортизации и т.п. Во внутрифирменном планировании часто применяются материальные балансы, которые позволяют устанавливать пропорции между ресурсами и потребностями в различных видах сырья, материалов, топлива. Эти балансы составляются по типовым схемам.

                                    Схема материального баланса:

                    Ресурсы

             Распределение

1.Остатки на начало  планового периода

2.Внешние поступления 

3.Резервы

1.Производственное потребление

2.Реализация на сторону

3.Резервы

4.Остатки на конец  планового периода

Итого

Итого


 

      Внутрифирменное  планирование является инструментом, способствующим принятию оптимальных  управленческих решений. Можно  выделить четыре основных вида  управленческой деятельности в  рамках процесса планирования: распределение  ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

       Распределение ресурсов – включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких, как фонды, управленческие кадры и технологический опыт.

      Адаптация к внешней среде охватывает все действия, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и возможным опасностям, выявляя соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Планирование преуспевающих предприятий имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.

        Внутренняя координация это координация деятельности организации, учитывающая ее сильные и слабые стороны с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций в организациях.

         Организационное стратегическое предвидение предусматривает систематическое развитие мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте позволяет организации корректировать свое стратегическое направление и повышать профессионализм в области стратегического менеджмента. Устойчивый успех организаций обеспечивается постоянным стремлением руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.

        В современных  условиях, когда организациям приходится добиваться своих целей в условиях динамичной, изменчивой и часто неопределенной среды, управление должно осуществляться планомерно на основе концепций стратегического менеджмента.

      Важным экономическим  методом, используемым на уровне  предприятия является коммерческий расчет. Этот метод предусматривает покрытие расходов доходами и получение предприятием прибыли от результатов хозяйственной деятельности.

     Специфической  формой коммерческого расчета  для многих государственных предприятий  в нашей стране был хозрасчет.

     Хозрасчет – это метод хозяйствования, который предполагает, что государственное предприятие функционирует на основе самоокупаемости и даже получает прибыль от результатов своей деятельности. Хозрасчет предусматривал определенную экономическую обособленность и самостоятельность предприятий, а также рентабельную их работу.

      Выделялись  различные виды хозрасчета: самоокупаемость,  самофинансирование и полный хозрасчет.

      Самоокупаемость – это безубыточность, т.е. предприятие покрывает свои расходы своими доходами и только.

      Самофинансирование предполагает, что предприятие не только покрывает свои расходы доходами, но и после этого у него еще остается прибыль, достаточная для дальнейшего развития производства и социального развития коллектива.

       Полный хозрасчет предполагает самофинансирование, а также предусматривает отчисления от прибыли предприятия на содержание вышестоящего органа и государства.

      В настоящее  время хозрасчет как метод  хозяйствования на многих государственных  предприятиях в России становится  неосуществимым из-за их низкой  рентабельности или даже убыточности.

     В условиях  рыночной экономики на уровне  предприятия широко используются методы, приемы и понятия финансового менеджмента, в частности такие категории, как прибыль, цена компании, предпринимательский риск и др.

      Получение  прибыли является одной из  основных целей предпринимательской  и коммерческой деятельности. Как известно, прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении. Прибыль служит исходным пунктом определения цены компании.

        Цена компании – комплексный показатель, который характеризует доходность, перспективы и положение фирмы на рынке. Цена компании исчисляется по формуле:

                                                     PC=P/R*100-W,

где PC – цена компании;P – годовая прибыль;R – средняя

 норма ссудного  процента;W – балансовая оценка фирмы (компании).

    Пример:

Рассчитать  цену компании для трех фирм, выпускающих одинаковую продукцию.

Исходные данные

Компания (фирма)

Балансовая  оценка

Годовая прибыль

Средняя норма  процента

Цена компании

         1

        2

        3

     8000

    10000

    4000

      5000

     2000

     1000

        10

        10

        10

 

Ответ:

1 – 42000,

2 – 10000,

3 – 6000.

      Предпринимательский риск – это возможность наступления события с отрицательными последствиями в результате определенных решений или действий. На уровне фирмы при принятии управленческих решений обычно учитываются три вида предпринимательского риска: производственный, коммерческий и финансовый.

      Производственный риск связан с осуществлением производственной деятельности. Т.е. с производством продукции или услуг. К причинам производственного риска относятся возможное снижение предлагаемых объектов производства, рост затрат на выпуск товаров, уплату повышенных налогов и т.п.

       Коммерческий риск – это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг. К основным причинам коммерческого риска можно отнести снижение объема реализации в результате изменения конъюнктуры, повышение закупочных цен, потери товаров в процессе обращения, рост издержек обращения и др. 

       Финансовый риск – это риск, возникающий при взаимодействии предприятий с банками. Обычно он измеряется отношениями заемных средств к собственным средствам предприятия. Чем больше величина этого показателя, тем сильнее зависимость предприятия от кредиторов.

      Важную  роль в экономическом управлении  предприятием принадлежит ценам. В условиях современного рынка цена – это не только денежное выражение стоимости, но и экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественного труда, а также отражение количественного соотношения спроса и предложения.

      Использование  экономических методов управления  в целях индивидуальной мотивации  трудовой деятельности работников  проявляется при оплате труда. Существуют две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная.

       Повременная оплата труда зависит от отработанного времени и определяется обычно фиксированной величиной в виде месячного оклада, размер которого на государственных предприятиях определяется в соответствии с 18-разрядной тарифной системой, а на приватизированных предприятиях оговаривается при заключении контракта при найме на работу.

       При сдельной форме оплаты труда вознаграждение ставится в прямую зависимость от выполненной работы.

      Для  усиления заинтересованности персонала  в результатах работы организации используется премиальная система. При этом размер и порядок выплаты премиального вознаграждения увязывается обычно с результатами работы, выраженными важнейшими экономическими показателями: объемом производственной продукции, объемом товарооборота, размером полученной прибыли или дохода и т.п.

     В акционерных  обществах все больше применение  получает практика распространения  части акций среди работников  предприятий, что должно усилить  заинтересованность персонала в  результатах работы предприятия, ибо если предприятие работает рентабельно, то его работники получат дополнительно к заработной плате и премиям часть прибыли в виде дивидендов по имеющимся у них акциям.

         ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ

Информация о работе Методы управления: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические