Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 11:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании предпринимательской деятельности.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
изучить условия и предпосылки для государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность и основные направления государственного регулирования;
рассмотреть альтернативные выбор и характер государственной поддержки.
Ведение
1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
1.1. Условия и предпосылки государственного вмешательства……………..5-7
1.2. Сущность, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………8-11
2. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
2.1. Основные направления государственного регулирования предпринимательства………………………………………………………..12-17
2.2. Альтернативный выбор и характер государственной поддержки…...18-22
Заключение
Список литературы
В своих работах Макконел и Брю называют пять основных направлений государственного вмешательства:
-обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;
- защита конкуренции;
- перераспределение доходов;
- перераспределение ресурсов;
- меры по стабилизации экономики в целом (поддержание стабильности уровня цен и обеспечение полной занятости). [4]
Опираясь на этот перечень, можно предложить следующую классификацию направлений государственного регулирования рыночной экономики:
1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы:
- гарантирование государством (через
принятие соответствующих
- предоставление юридического
статуса хозяйствующим
- государственное
- выполнение государством (его
судебными органами) функций арбитража
при разрешении споров, возникающих
между сторонами в ходе
- поддержание общественного
- охрана окружающей среды;
2) защита конкуренции и
- введение запретительных мер
в отношении любых действий, направленных
на ограничение свободной
- контроль за деятельностью
естественных монополий путем
государственного
3) перераспределение доходов (трансферты):
- применение прогрессивных ставок налогообложения, предусматривающих рост той их части, которая отчисляется в виде налога государству для удовлетворения общественных нужд;
- установление минимального размера оплаты труда;
4) перераспределение ресурсов:
- в целях финансирования природоохранных мероприятий;
- для финансового обеспечения строительства и эксплуатации маяков и т.д.;
- для финансирования сферы услуг;
- государственная поддержка отдельных видов бизнеса;
- государственное регламентирование трудовых отношений, поддержка социального партнерства;
- государственное регламентирование внешнеторговой деятельности;
- регулирование валютного курса;
- стабилизация макроэкономических процессов.
Для того чтобы осуществлять государственное регулирование предпринимательства, необходимы определенные инструменты — правовые, экономические и административные рычаги. [5]
Экономические рычаги воздействуют на субъекты предпринимательской деятельности не прямо, а посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не запрещают, не ограничивают деятельность, но заставляют предпринимателя принимать решения о целесообразности расширения, сохранения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях.
К таким рычагам можно отнести денежно — кредитную, бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую политики.
Денежно — кредитная политика основывается на регулировании реального предложения денег в экономике, т.е. денежной массы. Основными инструментами, которыми орудует Центральный банк, являются учетная ставка, норма обязательных резервов и операции по купле — продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке. [6]
Проведение бюджетной политики позволяет реализовывать три основные функции — фискальную, регулирующую и распределительную. Фискальная функция позволяет государству создавать денежную базу функционирования государственного аппарата; функция регулирования предусматривает проведение определенной политики в экономической сфере; распределительная функция несет в себе возможность активного государственного регулирования в социальной сфере.
Налоговая политика является важнейшей составляющей в системе методов государственного регулирования и определяет возможности бюджетной политики. Экономическая и фискальная функции налогов связывают воедино обязанности предпринимателей и государства. Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие экономики являются льготы, которые могут быть региональными, селективными, общефедеральными. Формы налоговых льгот — налоговые кредиты, пониженные ставки, отсрочка уплаты, особенности определения налоговой базы
Внешнеэкономическая политика как косвенный метод государственного регулирования предпринимательской деятельности включает в себя три основные группы инструментов: общие, направленные на усиление позиций в мировой экономике; специальные, направленные на развитие определенных видов деятельности; стимулирующие, направленные на прямую поддержку государством экспорта. [7]
Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях:
естественная государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.д.);
охрана окружающей среды и использование ресурсов;
сертификация, стандартизация, метрология;
социальная политика; прежде всего имеются в виду определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие по безработице и др.);
внешнеэкономическая деятельность (лицензирование и квотирование экспорта, государственный контроль над импортом и т.д.).
К прямым методам регулирования относятся, система ценообразования, режим квотирования, политика доходов, лицензирования.
Система ценообразования используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических рынков.
Применение режима квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых товаров на внутреннем рынке.
Политика доходов находит свое выражение в установлении минимального уровня оплаты труда, уровня оплаты нетрудоспособности работника и других выплат социального характера.
Лицензирование относится к наиболее действенным методам регулирования государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства.
Правовые рычаги регулирования предпринимательской деятельности воплощены с помощью постановлений Правительства, законов, подзаконных актов и других нормативно — правовых документов. К ним можно отнести защиту прав потребителей со стороны государства, осуществляемую через систему нормативно — правовых актов, определяющих порядок защиты прав потребителей, ответственность предпринимателей, систему государственной и общественной защиты потребителей.[8]
Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно — техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно — денежную и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.
Проанализировав основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности можно выделить пять основных направлений:
обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;
защита конкуренции;
перераспределение доходов;
перераспределение ресурсов;
меры по стабилизации экономики в целом (поддержание стабильности уровня цен и обеспечение полной занятости).
Для того чтобы осуществлять государственное регулирование предпринимательства, необходимы определенные инструменты — правовые, экономические и административные рычаги.
2.2. Альтернативный выбор
и характер государственной
Информация о работе Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность