Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:35, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить и рассмотреть сущность процесса мотивации деятельности сотрудников на предприятии.
Задачи работы:
- дать понятия мотивации,
-охарактеризовать основные теории мотивации
-рассмотреть мотивационные процессы,
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1.Смысл и понятие мотивации………………………………………………...4
1.1Вознаграждение, потребности и мотивационное поведение, мотивация и деньги…………………………………………………………………..........................10
1.2 Современные теории мотивации………………………………………….
Глава2. Мотивационный процесс в организациях………………………………….15
Практическая часть. Мотивирование персонала на ООО «НОВЭКС»……………26
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………………...28
Важная характеристика деятельности на которую влияет мотивация состоит в настойчивости продолжать и развивать начатое дело, так как часто встречаются люди, которые быстро теряют интерес к начатому делу. И даже если они имели очень хорошие результаты деятельности в начале, потеря интереса и отсутствие настойчивости может привести к тому, что они сократят усилия и станут меньше стараться, выполняя свою роль на существенно более низком уровне по сравнению с их возможностями. Отсутствие настойчивости сказывается также негативно на доведении дела до конца. Работник может выдвигать прекрасные идеи и ничего не делать для их выполнения, что на практике будет оборачиваться для организации упущенными возможностями.
1.1Вознаграждение,
потребности и мотивационное поведение,
мотивация и деньги
В ходе анализа
проблем мотивации необходимо ссылаться
на применение вознаграждений для побуждения
людей к эффективной
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ — это все, что человек считает ценным для себя. Но понятия ценности у людей специфичны, а следовательно, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. Вот простой пример: весьма состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов искренне дружеских отношений более ценными для себя, чем крупная сумма денег.
Сущность процесса внутреннего и внешнего вознаграждения сотрудников.
Руководитель имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним. ВНУТРЕННЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ дает сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, так же рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения — создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.
Внешние вознаграждения — это такой тип вознаграждения, который чаще всего приходит в голову, когда слышишь само слово “вознаграждение”. ВНЕШНЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ возникает не от самой работы, а дается организацией. Примеры внешних вознаграждений — зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа (такие как личный кабинет), похвалы и признание, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, оплата определенных расходов и страховки).
Чтобы определить,
как и в каких пропорциях нужно
применять внутренние и внешние
вознаграждения в целях мотивации,
администрация должна установить, каковы
потребности ее работников. В этом
и состоит цель содержательных теорий
мотивации.[3]
Потребности и мотивационное
поведение.
Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию.
Когда потребность
ощущается человеком, она пробуждает
в нем состояние
Степень
удовлетворения, полученная при достижении
поставленной цели, влияет на поведение
человека в сходных обстоятельствах
в будущем. В общем случае люди
стремятся повторить то поведение,
которое ассоциируется у них
с удовлетворением потребности
и избегать такого, которое ассоциируется
с недостаточным
Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации.
Важно отметить,
что не все работники испытывают
высокую потребность в
Таким образом,
создание рабочих мест с более
сложными задачами и большей ответственностью
имеет положительный
Мотивация и деньги.
Деньги
— это наиболее очевидный способ,
которым организация может
Хотя согласно теории Фредерика Герцберга большинство людей относят оплату только к гигиеническим факторам, обеспечивающим отсутствие неудовлетворенности, деньги в определенных ситуациях могут служить мотивирующим фактором. В одной из своих ранних работ Герцберг допускал, “что заработная плата, надлежащим образом связанная с результатами труда сотрудника, может становиться мотивирующим фактором результативности труда..., т.е. обычно зарплата не связана непосредственно с результативностью и является гигиеническим фактором”.
Этот
вывод получил поддержку
Для того чтобы установить взаимосвязь между зарплатой и достигаемыми в итоге трудовой деятельности результатами, Эдвард Лоулер предложил следующее объяснение: “Зарплата любого работника может быть разбита на три компоненты. Одна часть зарплаты выплачивается за выполнение должностных обязанностей, и все, кто занимается в данной организации аналогичными обязанностями получают за это одинаковое вознаграждение. Вторая часть зарплаты определяется выслугой лет и факторами стоимости жизни. Все сотрудники фирмы получают эту компоненту зарплаты, но ее величина автоматически ежегодно регулируется. Наконец, выплата третьей компоненты происходит не автоматически. Она варьируется для каждого работника и ее величина определяется достигнутыми им результатами в предшествующей период. Плохой работник скоро увидит, что эта компонента его зарплаты минимальна, а хороший поймет, что у него она по крайней мере столь же велика, сколь первые две компоненты вместе взятые. Эта третья компонента не будет, однако, автоматически нарастать. Из года в год она может меняться в зависимости от результатов, достигнутых работником в предшествующем году. Увеличение оклада может происходить только в связи с изменением масштабов ответственности, возлагаемой на работника, выслуги лет и ростом стоимости жизни. Реально заслуженная заработанная конкретным человеком часть зарплаты может меняться и весьма резко, так, что если результативность труда работника падает, то упадет и зарплата посредством урезания ее переменной части. Смысл этой системы состоит прежде всего в увязывании зарплаты работника с результатами в текущий период. Таким образом, производительность “влечет за собой большие изменения в оплате”.[5]
1.2 Современные теории мотивации
Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.
Теории
мотивации делятся на две категории:
содержательные и процессуальные. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ основываются на идентификации
тех внутренних побуждений (называемых
потребностями), которые заставляют
людей действовать так, а не иначе.
Более современные
Теория мотивации по А. Маслоу
Сущность этой теории сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:
- физиологические
-потребности в безопасности
- социальные потребности -
-потребности в уважении,
-потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.[5]
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая высокая
потребность - потребность самовыражения
и роста человека как личности
- никогда не может быть удовлетворена
полностью, поэтому процесс мотивации
человека через потребности бесконечен.
Долг
руководителя заключается в том,
чтобы тщательно наблюдать за
своими подчиненными, своевременно выяснять, какие
активные потребности движут каждым из
них, и принимать решения по их реализации
с целью повышения эффективности работы
сотрудников.