Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 20:30, контрольная работа
Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Обычно это оказывается успешным, хотя, по существу, и неверно. Следует рассеять стойкое заблуждение, что деньги всегда побуждают человека трудиться усерднее. Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить - они чрезвычайно сложны.
1. Мотивация деятельности
Введение.
1. Процесс мотивации.
1.1. Потребность, мотив, мотивация, задачи мотивации.
1.2. Стадии процесса мотивации.
1.3. Факторы мотивации.
2. Мотивационные теории.
2.1. Содержательные теории мотивации.
2.2. Процессуальные теории мотивации.
2.3. Параллельная теория мотивации Д. Макгрегора и ее развитие.
2. Определение численности работников службы управления.
3. Должностная инструкция.
4. Заключение.
Список литературы.
Теории мотивации подразделяются на содержательные, процессуальные и параллельные.
Содержательные теории мотивации основаны на определении тех внутренних побуждений, которые заставляют человека действовать так, а не иначе. В этой связи рассмотрим теории А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга.
Более современные - процессуальные теории. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории основываются на формировании поведения человека в группе в соответствии с его восприятием обстановки, образованием, опытом и внешним окружением.
Существуют и так называемые параллельные теории, которые включают элементы процессуальных и содержательных теорий. Мы рассмотрим параллельную теорию мотивации Д. Макгрегора.
Важно
понять, что хотя эти теории и
расходятся по ряду вопросов, они не
являются взаимоисключающими. Содержательные
теории мотивации базируются на потребностях
и связанных с ними факторах, определяющих
поведение людей. Процессуальные теории
рассматривают мотивацию в ином
плане: в них анализируется то,
как человек распределяет усилия
для достижения различных целей
и как выбирает конкретный вид
поведения. Процессуальные теории не оспаривают
существования потребностей, но считают,
что поведение людей
2.1.
Содержательные теории
мотивации.
Теория иерархии потребностей А.Х. Маслоу.
Одним из ведущих исследователей мотивационно-потребностной сферы является американский психолог Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970).
Создавая свою теорию мотивации в 40-е гг. XX в., он признавал, что люди имеют множество различных потребностей. Эти потребности можно условно разделить на пять основных категорий. Маслоу исходит из того, что на человека влияет целый комплекс ярко выраженных потребностей, которые можно объединить в группы, расположив их по принципу иерархии. Руководитель, хорошо знающий уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в обозримом будущем, и использовать соответствующий мотиватор для повышения эффективности его деятельности.
1) Физиологические
потребности. К ним относятся
потребности в пище, одежде, жилье,
сне, отдыхе, сексе и т.п. Их
удовлетворение необходимо для
поддержания жизни, выживания.
Применительно к производству
они проявляются как
2) Потребности
в безопасности. Имеются в виду
и физическая, и экономическая
безопасность. Они отражают желание
сохранить положение, которое
уже достигнуто, в том числе
уровень зарплаты и различные
льготы, защитить себя от опасности
или лишений. В организациях
эти потребности выражаются в
форме борьбы трудящихся за
стабильную занятость,
3) Потребности
в причастности. Ориентируются на
общение и эмоциональные связи
с другими: дружбу, любовь, принадлежность
к группе. Будучи существами социальными,
4) Потребности
в уважении. К ним относятся
потребности, как в
5) Потребности
в самореализации (самовыражении). Они
включают в себя потребности
в творчестве, в осуществлении
собственных замыслов, реализации
индивидуальных способностей, развитии
личности, в том числе познавательные,
эстетические и т.п.
Первые четыре уровня потребностей обычно называют потребностями дефицита, поскольку степень их удовлетворения имеет предел. Пятый вид потребностей - потребности в самореализации - это потребности роста, которые могут быть безграничными.
Согласно модели Маслоу, между всеми группами потребностей существует иерархия, определенное соотношение, которое можно изобразить в виде пирамиды. Также первые два уровня потребностей считают первичными, а следующие три - вторичными.
Правило Маслоу. Рекомендации руководителю. Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Однако, прежде всего, следует стремиться удовлетворить потребности нижних уровней пирамиды Маслоу. Это приемлемый уровень оплаты труда, стабильность занятости, безопасность труда. После этого можно приступить к удовлетворению потребностей более высокого уровня. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены физиологические потребности.
Теория мотивационных потребностей Д. Мак-Клелланда.
Заметный
вклад в разработку проблемы мотивации
поведения вносит теория мотивационных
потребностей Дэвида Мак-Клелланда.
Не отрицая
значимости предыдущих теорий и их
выводов о важности биологических
и других «базисных» потребностей в
мотивации поведения
1) Потребность
во власти выражается в
2) Потребность в успехе не в равной степени выражена у разных работников. Человек, ориенти-рованный на достижение успеха, обычно желает автономии и готов нести ответственность за результаты своей работы. Такие люди стремятся ставить реально достижимые цели, избегать необоснованного риска. Они получают удовлетворение не столько от награды за проделанный труд, сколько от самого процесса работы, особенно от ее успешного завершения. Потребность в успехе подвержена развитию, что можно использовать для повышения эффективности работы. Люди, ориен-тированные на успех, чаще других добиваются его. В процессе мотивирования сотрудников менеджеры должны учитывать особенности людей с ярко выраженной потребностью в успехе, давая им соответствующие задания.
3) Большое
влияние на поведение людей
в организации оказывает
Считается, что на практике эта теория в большей мере применима к мотивации людей, занимающих (или стремящихся занять) высокие позиции в организации.
Теория «двухфакторной модели» трудовой мотивации Ф. Герцберга.
Широкий резонанс среди ученых и менеджеров вызвала теория «двухфакторной модели» трудовой мотивации Фредерика Герцберга. Он исследовал двести инженеров и бухгалтеров с целью выявления мотивационных факторов и их силы. Служащим задавались два вопроса: «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно хорошо?» и «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».
В результате исследования отчетливо выявились две группы факторов, явно не одинаково влияющие на мотивацию труда. Первую группу факторов Герцберг назвал гигиеническими факторами (соответствуют трем первым уровням пирамиды Маслоу), вторую - мотиваторами (сопоставимы с двумя высшими ее уровнями). Термин «гигиена» употребляется здесь как предупреждение, предотвращение болезни, а не как лечение ее. Сами по себе гигиенические факторы не вызывают удовлетворенности, но их ухудшение порождает неудовлетворенность трудом. При улучшении гигиенических факторов неудовлетворенность не ощущается, но когда такое улучшение воспринимается сотрудниками как естественное, само собой разумеющееся, то нет и удов-летворенности.
К гигиеническим факторам относятся:
· отношения с коллегами, начальством и подчиненными;
· вознаграждение (в случае фиксированной зарплаты);
· способности руководителя;
· физические условия труда.
Вторую группу факторов составляют мотиваторы, которые непосредственно вызывают удовлетворенность трудом, высокий уровень мотивации и трудовых достижений.
К ним относятся: достижение целей, признание, интересное содержание труда, самостоятельность и ответственность, профессионально-должностной рост, потребности самореализации. Конечно, грани между отдельными гигиеническими факторами и мотиваторами относительны. Так, деньги в форме фиксированной зарплаты относятся к факторам гигиены, в то же время такой мотиватор, как должностной рост, также подразумевает повышение зарплаты.
Для того чтобы не появилась неудовлетворенность трудом, достаточно наличия гигиенических факторов в обычном объеме, по-вышение же производительности труда достигается с помощью мотиваторов.
Ф. Герцберг сделал ряд выводов:
1) отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом;
2) наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены;
3) в
обычных условиях наличие
4) позитивное
максимальное мотивационное
Модель Герцберга отличается от многих мотивационных теорий тем, что она отрицает простую альтернативность в воздействии различных мотивационных факторов на удовлетворенность трудом. Например, теория человеческих отношений однозначно определяет их взаимосвязи.