Мотивация образования в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 11:59, дипломная работа

Краткое описание

Актуальная проблема многих общеобразовательных учреждений на современном этапе развития школы – «не потерять, не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями, с психосоциогенетической индивидуальностью. А переход школы к Л.О.О. не возможен без решения проблемы развития у учащихся внутренней мотивации изучения предмета.
Учитель, который работает сегодня по существующим программам, то обязательно сталкивается с тем, что учащиеся 5-9 классов утрачивают интерес к предмету, не желают учиться с полной затратой необходимых усилий. УВП организован оптимально, если ученика не воспитывают, а создают условия, в которых он воспитывается, не учат, но создают такие условия, в которых он учится.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СОВРЕМЕННОЙ
НАУКЕ
1. АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
3. СТИМУЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ
ГЛАВА 2
ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1. ПЕДСОВЕТ: «МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ - ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ»
2. ПРОГРАММА: «РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИСЯ НИЗКУЮ МОТИВАЦИЮ»
ВЫВОД
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивация образования в учебной деятельности.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

ФПК и ППРО                   поток 141

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 «Мотивация образования в учебной деятельности”

 

 

 

 

 

Автор работы: Иванова Татьяна Петровна

Научный руководитель: Гомельская Н.М., доцент

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово, 2005

Содержание.

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СОВРЕМЕННОЙ

НАУКЕ

1.      АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ  УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ  К УЧЕНИЮ

3. СТИМУЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО  ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ 

ГЛАВА 2

ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1. ПЕДСОВЕТ: «МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ  - ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ»

2. ПРОГРАММА: «РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИСЯ НИЗКУЮ МОТИВАЦИЮ»

ВЫВОД

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». 

Актуальная проблема многих общеобразовательных учреждений на современном этапе развития школы – «не потерять, не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями, с психосоциогенетической индивидуальностью. А переход школы к Л.О.О. не возможен без решения проблемы развития у учащихся внутренней мотивации изучения предмета.

Учитель, который работает сегодня по существующим программам, то обязательно сталкивается с тем, что учащиеся 5-9 классов утрачивают интерес к предмету, не желают учиться с полной затратой необходимых усилий. УВП организован оптимально, если ученика не воспитывают, а создают условия, в которых он воспитывается, не учат, но создают такие условия, в которых он учится. Очевидно, что организация таких условий в предметном обучении теснейшим образом связана с проблемой развития соответствующей мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

§ 1. Анализ мотивационной сферы личности школьника.

Для рассмотрения проблемы мотивации учения в качестве основы совершенствования учебно-воспитательного процесса остановимся на характеристике отдельных понятий.

Мотивационная сфера признается стержневой в структуре личности, поскольку именно в мотиве утверждается и закрепляется то, что представляет ценность для личности. Обычно под мотивом понимают переживание, побуждающее к совершению поступка. "В мотиве как побудительной силе личности выражено влияние на человека объективного мира, который не только отражается в сознании, но и рождается определенным отношением к действительности". В то же время в психолого-педагогической литературе рассматривают мотивацию не только как побуждение или состояние, определяемое избирательной направленностью учащихся на усвоение учебного содержания, но как сложный, многокомпонентный и многофазный процесс, в котором задействованы волевые, когнитивные (познавательные) и эмоциональные составляющие. Сама суть мотивационной сферы, отражающей взаимодействие личности с окружающим миром, определяет ее огромную сложность.

В структуру мотивационной сферы входят потребности, мотивы, цели и интересы, среди которых главной характеристикой являются мотивы, т.е. направленность активности на предмет. Известно, что мотивы формируются эффективно лишь в единстве с другими элементами мотивационной сферы (потребностями, целями, интересами).

Применительно к целям предметного обучения наибольший интерес представляет "потребность в новых впечатлениях, переходящая  в  ненасыщаемую  познавательную активность"   (Л. И. Божович). Если эта потребность не актуализирована в предшествовавшем обучении и учитель не имеет возможности опереться на те цели, которые сами учащиеся ставят перед собой для ее удовлетворения (как это часто и бывает в школьной практике), тогда он вынужден ставить перед ними готовые цели. Такая ситуация -источник многих проблем. Отсюда вытекает необходимость первостепенного внимания к развитию у учащихся познавательной потребности и в целом - мотивации учения на всех его этапах. Это обуславливает важные для методики преподавания положения:

  1. Уровень мотивации, сложившийся в обучении, несомненно, скажется на успешности как нового, так и уже знакомого предмета.
  2. В качестве стержневой линии совершенствования УВП (при его планировании) следует рассматривать целенаправленное развитие мотивации, которое обеспечит полноценное использование ее функций: смыслообразующей, побуждения, направления и организации поведения.

Специалисты-психологи справедливо полагают, что формирование мотивации, а также изучение и диагностика состояния мотивационной сферы каждого учащегося составляют две стороны единого процесса. Это и определило целесообразность разработки целостной и доступной для учителя-практика методики диагностики состояния мотивации учения школьников и развития ее, а также методической программы планомерного развития мотивации на всем протяжении процесса изучения предмета

В основу практического решения этой задачи могут быть положены следующие выводы психолого-педагогических исследований:

  1. Учебная деятельность полимотивирована. В число важнейших задач учителя входит "повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации учения".
  2. Немотивированной деятельности не бывает.
  3. При организации учебной деятельности учителю важно иметь в виду, что для каждого человека характерна доминирующая мотивационная тенденция. Одни преимущественно руководствуются мотивом достижения, другие - мотивом избегания неудач. Мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности. Мотив избегания неудач - с защитным поведением и тревожностью.
  4. Мотив формируется на основе потребностей, непосредственно связан с целями деятельности.
  5. В деятельности школьников важным  компонентом  является мотив учения. Среди них выделяются две большие группы: мотивы познавательного интереса и мотивы долга и ответственности в учении.
  6. В индивидуальной работе с учащимися, во избежание риска снижения уровня их притязаний в учебной деятельности, учителю следует ориентироваться на щадящую мотивационную схему недостаточности усилий, которые якобы уже приложены учеником к решению конкретной учебной задачи.

"Изучение мотивации и ее формирование - это две стороны ого и того же процесса". Поэтому в решении данной проблеме следует выделить два основных направления: организационно-гностическое и содержательно-деятельностное.

 Организационно-диагностическое направление деятельности теля включает в себя изучение индивидуальных черт характера, познавательных интересов и склонностей учащихся, их учет в организации учебно-воспитательного процесса и работу по целенаправленному    развитию    положительных     качеств    личности.    Для осуществления  этого необходимы значительные усилия и время учителей.

Реализация содержательно-деятельностного направления предполагает определение и создание условий для возникновения и вития мотивации учения, с одной стороны, через отбор содержания обучения, которое раскроет учащемуся значение знаний предмету в понимании окружающего мира, в жизни конкретного человека,  в развитии  интеллекта  и нравственности личности,  с другой стороны, через формирование положительного эмоционального отношения к учебе. Разработка методической программы развития мотивации изучения предмета предполагает решение следующих задач:

1) акцентировать наличие проблемы  мотивации, показать необходимость ее изучения и решения в целях гуманизации предметного обучения;

2) определить критерии оценки  сформированности  мотивации и  приемы ее развития на предметном учебном материале;

3) предложить конкретный методический подход изучения состояния и развития мотивации, доступной для внедрения в школьную практику;

4) выделить аспекты учебного содержания, на основе которых возможно развитие мотивации изучения, и формы включения соответствующих знаний в УВП.    

 

  1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.

Учение - это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счета, математических операций, наблюдательность, твердость руки и владение письмом, аккуратность, ловкость, чувство ритма и музыкальный слух, внимательность, достаточный запас слов, начитанность, умение слушать и складно говорить, терпение, настойчивость, целеустремленность, умения и навыки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности - вот лишь часть тех умений, навыков и качества, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении. Эти качества совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Основной этот набор необходим и школьникам к моменту окончания начальной школы. И если учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение становится затем очень трудным делом.

2. Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить.

Попытка втиснуть в память и сознание школьников весь материал, объявленный обязательным, приводит к чрезвычайной перегрузке, усталости и сопротивлению детей.

Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Громадный познавательный материал требуется освоить за сравнительно небольшой временной период. Вот в этом и состоит одна из серьезных причин нежелания многих детей учиться.

3. Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни.

Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Когда школьник должен выбирать между необходимостью делать нужные, но далеко не желанные школьные задания, и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, то предпочтение нередко оказывается совсем не школьным заданиям.

4. Однообразие жизни и учебного процесса.

Монотонность и однообразие школьных занятий, отсутствие быстрой смены школьных занятий, отсутствие быстрой смены событий и красок, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить - все это делает школьную жизнь тусклой и скучной для очень многих подростков и старшеклассников.

5. Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще.

Учитель с годами подбирает наиболее удобные для себя методы и приемы работы, привыкает к ним. На каждом уроке все такие же объяснения, тот же рассказ, фронтальный и индивидуальный опросы, сообщение домашнего задания. Однообразие не может не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против школьного учения,

6. Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей.

Авторитарную позицию взрослых школьники воспринимают как несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и отбивает желание учиться.

 

§ 2. Осуществление диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

(Методику смотри в приложении        )

В ходе диагностики выявлено, что основная масса учащихся 5-11 классов имею 3-4 уровень мотивации учения, а  это средний и сниженный уровень и отрицательное эмоциональное отношение к учению.

Поэтому перед педагогическим коллективом стала задача: выявить причины и                 организовать работу с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.

 

§3 Стимулирование как средство повышения мотивации к учению.

Чтобы обеспечить не только желание школьников учиться, но их упорную и активную познавательную деятельность, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.

Трудности овладения современной культурой требуют использовать в учебном процессе специальные средства и меры, и прежде всего - стимулирование. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно ему, когда у него есть определенные мотивы для ее выполнения.

Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить определенная деятельность.

Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Задача учителя заключается в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех мотив. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности школьника.

Необходимо изучить типичные потребности школьников - общечеловеческие, возрастные, половые и другие, чтобы обратить их на пользу стимулирования учения и познания. Опираясь на такие потребности, можно найти эффективные стимулы, вызвать у школьников соответствующие желания и мотивы.

Информация о работе Мотивация образования в учебной деятельности