Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:24, курсовая работа
Цель исследования: изучить мотивацию персонала на предприятии и выявить пути ее совершенствования.
Задачи:
изучить теоретические основы мотивации трудовой деятельности и ее влияние на повышение эффективности деятельности организации;
рассмотреть особенности мотивации персонала;
исследовать мотивацию персонала на ЗАО «Очаково»;
выявить взаимосвязь мотивации труда и эффективности деятельности организации;
определить пути совершенствования мотивации трудовой деятельности персонала.
Введение…………………………………………………………………….3
Теоретический вопрос мотивации персонала в менеджменте…………..5
1.1. Сущность мотивации……………………………………………………13
1.2.Теории мотивации………………………………….…………………….13
1.2.1. Содержательные теории мотивации………………………………….14
1.2.2. Процессуальные теории мотивации…..……………………………...19
2. Анализ деятельности предприятия ЗАО «Очаково»…………………27
2.1. Общая информация о предприятии …………..……………………….27
2.2. Анализ технико-экономических показателей предприятия за период 2009-2011гг…………………………………………………………………..29
2.3 Анализ системы управления на предприятии…………………………..31
3. Предложения по совершенствованию мотивации персонала на предприятии ЗАО «Очаково»……………………………………………38
3.1.Мероприятия по усовершенствованию мотивации персонала на предприятии.………………………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………………...45
Список использованной литературы………………………………………..47
Руководство филиала № 1 ЗАО МПБК «Очаково»:
Директор филиала, вице-президент ЗАО МПБК «Очаково»: Хворостина Николай Иванович
Главный инженер филиала №1 ЗАО МПБК «Очаково»: Калапац Владимир Сергеевич
Начальник пивоваренного производства, главный пивовар краснодарского филиала «Очаково»: Алексей Христюк
Директор филиала №1 ЗАО МПБК «Очаково»:
– осуществляет
руководство деятельностью
– издает приказы, распоряжения, указания по вопросам, входящим в его компетенцию;
– утверждает
должностные инструкции работников,
положения о структурных
– на основании генеральной доверенности представляет интересы ЗАО «Очаково» во всех организациях и учреждениях по вопросам, отнесенным к его компетенции, в соответствии с настоящим положением, а также заключает договоры, участвует в качестве истца и ответчика в судах от имени ЗАО «Очаково» и по согласованию с ним;
– вносит на рассмотрение руководства ЗАО «Очаково» вопросы, связанные с работой филиала;
Схематически
организационная структура
Рисунок
2.1 - Организационная структура
Начальник
отдела маркетинга департамента продаж
принимает участие в
Общая численность работающих: она составляет 450 человек. В них входят менеджеры, служащие, рабочие.
Кадровый состав ЗАО «Очаково» пополняется и обновляется, прежде всего, через наем и увольнение. Поиск кандидатов осуществляется с учетом спецификации посредством объявления конкурса на предприятие, обращения к внешним источникам: размещения объявлений в СМИ, подготовка молодых специалистов в учебных заведениях города, в информирование центров занятости о наличии вакансии.
Не смотря на значительные затраты по обучению молодых специалистов в учебных заведениях, для предприятия это направление имеет немалые достоинства: квалифицированные, энергичные кадры, а также обогащение предприятия новыми идеями.
Также, чтобы
сэкономить время и избежать трудностей
при поиске нового персонала, специалист
по управлению персоналом пользуются
услугами кадровых агентств по найму.
В настоящее время заключен договор
с несколькими кадровыми
Поиск кандидатов также осуществляется при помощи внутренних источников - это люди, работающие в организации.
При появлении вакансий в аппарате управления, вначале объявляется внутренний конкурс на замещение должности из своих сотрудников и только затем, в случае отрицательных результатов, приглашаются к участию в конкурсе специалистов со стороны. Руководство предприятия считает, что это улучшает моральный климат в коллективе, укрепляет веру сотрудников в свою организацию.
2.2 Анализ технико-экономических показателей
предприятия за период 2009-2011гг
Деятельность компании ЗАО «Очаково»
может быть охарактеризовано рядом
важнейших экономических
Таблица 2.1 – Экономические показатели деятельности
предприятия «Очаково» за 2009-2011гг
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Абсолютное отклонение, +/- |
Темп роста, % | ||
09-10 |
10-11 |
09-10 |
10-11 | ||||
Объем произведенной продукции, тыс. руб |
5886890 |
5966570 |
6769900,7 |
79680 |
803330,7 |
101 |
113 |
Выручка от реализации , тыс. руб |
5773388 |
5824057 |
6327010,0 |
50669 |
502953 |
100 |
108 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб |
4162793 |
4454425 |
4902393,0 |
291632 |
447968 |
107 |
110 |
Прибыль от реализации, тыс. руб |
1610595 |
1369632 |
1924617,0 |
-240963 |
554985 |
85 |
140 |
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, коп |
70,1 |
71,2 |
72,4 |
1,1 |
1,2 |
101 |
102 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб |
975,1 |
634,2 |
711,5 |
-340,9 |
77,3 |
65 |
112 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб |
220390 |
280970 |
333056 |
60580 |
52086 |
127 |
118 |
Фондоотдача, руб/ руб |
196,5 |
183,2 |
170,7 |
-13,3 |
-12,5 |
93 |
93 |
Фондоемкость, руб/руб |
0,005 |
0,005 |
0,006 |
0 |
0,001 |
100 |
120 |
Рентабельность реализованной |
17,5 |
14,3 |
17,2 |
-3,2 |
2,9 |
82 |
120 |
Производительность труда, руб/чел |
13081,9 |
13113,3 |
14685,3 |
31,4 |
1572 |
100 |
112 |
Среднесписочная численность, чел |
450 |
455 |
461 |
5 |
6 |
101 |
101 |
Среднемесячная з/п, руб/чел в мес |
13500,6 |
16500,1 |
17359,2 |
2999,5 |
859,1 |
122 |
105 |
Что касается структуры персонала на ЗАО «Очаково», то основную информацию можно представить в следующих таблицах:
Таблица 2.2. - Анализ персонала ЗАО «Очаково» по категориям за 2009- 2011 гг.
Категория персонала |
09г. |
10г. |
11г. |
Абсолютное отклонение, +/- |
Темп роста, % | ||
09-10 |
10-11 |
09-10 |
10-11 | ||||
Административно-управленческий персонал |
130 |
155 |
164 |
25 |
9 |
119 |
106 |
Средний менеджерский персонал |
154 |
160 |
176 |
6 |
16 |
104 |
110 |
Младший обслуживающий персонал |
166 |
140 |
121 |
-14 |
-19 |
84 |
86 |
Итого: |
450 |
455 |
461 |
Из таблицы 2.2 видно, что показатель рабочих, входящих и в административно-управленческий персонал, и в средний менеджерский персонал, с каждым годом увеличивается. Что же касается младшего обслуживающего персонала, то их число падает с каждым годом.
Текучесть кадров - важнейший показатель динамики рабочей силы организации. Для руководства организации важен не только сам показатель текучести кадров, но и причины, по которым люди покидают организацию - неудовлетворительные условия труда, неинтересная работа, отсутствие перспектив профессионального роста и т.д. Поэтому проводится анализ причин текучести и выявляются наиболее серьезные из них.
В таблице 2.3 представлен анализ причин текучести кадров ЗАО «Очаково» в 2009 - 2011 годах.
Таблица 2.3 - Анализ причин текучести кадров ЗАО «Очаково» в 2010 – 2011 году.
Причина увольнений |
2010 г. |
2011 г. |
Плохие условия труда |
1 |
|
Неинтересная работа |
5 |
|
Отсутствие перспектив роста |
6 |
|
Переезд в другое место |
7 |
2 |
Прочие причины |
2 |
|
Не устраивает режим работы |
12 |
4 |
Непредоставление своевременных очередных отпусков |
7 |
|
Итого: |
40 |
6 |
Данные таблицы 5 были получены в результате опроса увольняющихся работников в течение 2009-2011 годов. Опрос производился специалистом отдела кадров оформляющим увольнение.
Итак, наибольшее количество работников ЗАО «Очаково» уволились за последние 3 года по причине неудобного режима работы, своевременного очередного отпуска и переезда в другое место.
Управление
трудовой мотивацией персонала –
механизм напрямую связанный с результатами
деятельности организаций в целом,
конкурентоспособностью и эффективностью.
При грамотном применении технологий
управления мотивацией достигается
оптимальное использование
Основной акцент в системе мотивации персонала сделан на материальные методы стимулирования. В соответствии с ТК РФ организация самостоятельно устанавливает вид, системы оплаты труда, размеры должностных окладов, а также формы материального поощрения. Организация ведет политику гарантирования стабильности системы оплаты труда: обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, о введении новых и изменении установленных изменений условий оплаты труда работники извещаются не позднее, чем за 2 месяца. Организация использует оплату труда как одно из наиболее важнейших средств стимулирования добросовестной работы. Индивидуальные заработки работников организации определяются их личным трудовым вкладом, качеством труда.
Также внимание уделяется и развитию у работников целей, совпадающих или близких к целям организации, создание благоприятной производственной атмосферы.
Таблица 2.3 Методы мотивации персонала организации
Формы |
Характеристика |
Содержание |
Вознаграждение |
В виде систем материального и |
Премии, дополнительные выплаты, нематериальное поощрение |
Солидарность |
Развитие у работников ценностей
и целей, совпадающих или близких
к ценностям и целям |
Единодушие, общность интересов |
Заработная плата работников складывается из:
- должностного оклада;
- премий;
- доплат.
Заработная
плата выплачивается 5 числа за весь
предыдущий месяц и 20 числа выдается
аванс за предыдущие полмесяца, в
соответствии с требованиями ч.6 ст.136
ТК РФ. Должностные оклады руководителей
устанавливаются генеральным
- повременная
оплата труда: система
- сдельная оплата труда за фактически выполненную работу.
Премирование
работников имеет своей целью
поощрение за качественное и своевременное
выполнение трудовых обязанностей, инициативности
и предприимчивости в труде. Среди
методов социально-
- оптимизация организации рабочего места;
- создание комнат отдыха;
- организация
внутриорганизационных
Таким образом,
управление персоналом организации
осуществляется с помощью экономических,
социально-психологических
Для достижения
эффективного управления над подчиненными,
перед руководителем стоит
Для рассмотрения проблем трудовой мотивации работников организации требуется учета следующих факторов (см. табл.2.4).
- индивидуальные характеристики работников;
- особенности выполняемой работы;
- выявления удовлетворенности трудом.
Таблица 2.4 - Факторы, влияющие на трудовую мотивацию персонала
Индивидуальные характеристики |
Характеристики выполняемой |
Характеристики рабочей |
Пол; Возраст; Образование; Квалификация; Стаж работы в организации; Трудовые ценности. |
Сложность и ответственность выполняемой работы; Степень ответственности за конечные результаты; Степень разнообразия выполняемых заданий. |
Система стимулирования; Система информирования; Условия труда; Непосредственное рабочее |