Мотивация труда и его эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2014 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ и оценка мотивации труда и его эффективности в ООО «Сибирская губерния» и разработка мероприятий по повышению эффективности труда персонала.
Для этого в работе решаются следующие задачи:
рассмотрена общехозяйственная характеристика предприятия и динамика его экономических показателей предпринимательской деятельности за три года;
проанализированы состав и структура персонала предприятия, а также показатели движения персонала;
проанализирована система материального стимулирования, применяемая на предприятии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ТРУДА 4
2.АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ТРУДА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СИБИРСКАЯ ГУБЕРНИЯ» 8
2.1.Общая характеристика ООО «Сибирская губерния» 8
2.2. Анализ состава и структуры персонала предприятия 20
2.3 Анализ системы материального и нематериального стимулирования персонала 25
2.4 Анализ показателей эффективности труда персонала 29
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА 35
3.1.Предложения по совершенствованию мотивации труда 35
3.2.Экономические результаты предложений по повышению эффективности труда 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Вложенные файлы: 1 файл

7. Мотивация труда и его эффективность.docx

— 150.29 Кб (Скачать файл)

    

 

Экономика организаций (предприятий)

Курсовая

Тема 7: Мотивация труда и его эффективность

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На предприятии необходимо создавать такие условия, чтобы работники воспринимали свой труд как осознанную деятельность, являющуюся источником самосовершенствования, основой их профессионального и служебного роста.

Мотивация труда − это стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей. Трудовая мотивация оказывает большое влияние на деятельность и поведение в организациях. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом рассматриваются в качестве очень важных человеческих ресурсов в организациях, ресурсов, которые следует принимать во внимание в управлении эффективностью труда и организации в целом.

Цель работы – анализ и оценка мотивации труда и его эффективности в ООО «Сибирская губерния» и разработка мероприятий по повышению эффективности труда персонала.

Для этого в работе решаются следующие задачи:

  • рассмотрена общехозяйственная характеристика предприятия и динамика его экономических показателей предпринимательской деятельности за три года;
  • проанализированы состав и структура персонала предприятия, а также показатели движения персонала;
  • проанализирована система материального стимулирования, применяемая на предприятии;
  • исследована система нематериального стимулирования труда работников предприятия;
  • проанализированы показатели эффективности труда эффективности системы материального стимулирования;
  • разработаны мероприятия по дальнейшему повышению эффективности труда персонала предприятия, путем совершенствования системы мотивации и дана экономическая прогнозная оценка предлагаемых мероприятий.

Объектом экономического исследования послужили годовые экономические данные ООО «Сибирская губерния» за 2011-2013 гг.

 

1.РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ТРУДА

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов правления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как  осуществляется мотивирование людей.

Мотивация – процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей.

До XX века было распространено мнение, что люди будут работать лучше, если им предоставить возможность зарабатывать больше. Считалось, что мотивация в основном заключается в предложении соответствующих денежных вознаграждений в обмен на прилагаемые усилия. Однако последующие исследования выявили экономическую несостоятельность такого подхода и показали, что мотивация является результатом сложной совокупности потребностей. Для того, чтобы мотивировать работников, руководителю следует определить их потребности, которые удовлетворяются через хорошую работу.1

Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и не осознанно. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форм своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

Так как количество человеческих потребностей очень многообразно, применительно к трудовой деятельности выделяют наиболее общие факторы, влияющие на эффективную мотивацию.

Положительный результат выбранной формы деятельности (удовлетворения потребности) откладывается в памяти человека и заставляет его действовать таким же образом в аналогичной ситуации. С другой стороны, негативный результат ведет к тому, что в будущем человек стремится избегать той деятельности, которая ведет к тому, что в будущем человек стремится избегать той деятельности, которая ведет к недостаточному удовлетворению либо отсутствию удовлетворения вообще. Этот цикл постоянно присутствует и повторяется в жизни каждого человека по поводу удовлетворения любой из его потребностей, он получил название закона результата2.

Механизм мотивации персонала приведен на рисунке 1.

Рис. 1. Механизм мотивации персонала

 

Таким образом, процесс мотивации можно представить в виде следующих этапов:

  • возникновение потребности;
  • поиск путей устранения потребности;
  • определение целей (направления) действий;
  • осуществление действия по удовлетворению потребности;
  • получение вознаграждения за осуществление действия и удовлетворение (неудовлетворение) потребности.

Мотивацию можно рассматривать двояко, как:

  • определение и создание условий, причин, побуждающих к эффективному труду с учетом потребностей, психологии поведения человека и группы;
  • процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение цели или получение вознаграждения.

Создание побудительных мотивов к работе может происходить двумя путями. Во-первых, люди  могут мотивировать сами себя путем поиска, нахождения и выполнения работы, которая удовлетворяет их потребности или, по крайней мере, приводит к ожиданию, что их цели будут достигнуты. Во-вторых, для людей может создать побудительные мотивы их руководство, используя такие методы, как оплата, продвижение по службе, похвала и т.д.

Эти два типа побудительных мотивов описываются как:

Внутренняя мотивация – самовырабатываемые  факторы, которые заставляют людей вести себя определенным образом или двигаться в определенном направлении. Эти факторы включают ответственность (ощущение того, что работа важна, и осуществление контроля над собственными ресурсами), свободу действовать, горизонты для использовании и развития навыков и способностей, интересную и творческую работу, возможности для продвижения;

Внешняя мотивация – то, что делается с людьми или для людей, чтобы создать у них побудительные мотивы. Сюда входят поощрения, такие как повышение заработной платы, похвала или продвижение по службе; а также наказания, например дисциплинарные меры, вычеты из зарплаты или критические замечания.

Система мотивации персонала в организации включает комплекс мер, направленных на побуждение человека к труду. В систему мотивации может включаться материальное поощрение и моральное стимулирование.

Метод управленческой мотивации можно разделить на:

  • методы экономической мотивации – зарплата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, пакет акций, доплата и др.;
  • методы социальной мотивации – общественное признание, благодарность, восхищение, обожествление, презрение и т.д.;
  • методы психологической мотивации – ощущение собственной значимости, безразличие, ущербность, ненужность и проч.;
  • методы властной мотивации – повышение в должности, предоставление дополнительных полномочий и т.д.;
  • социально-психологические методы – повышение социальной активности, обмен опытом, критика, деловая, управленческая и профессиональная этика и т.д.;
  • методы моральной мотивации – личное или публичное признание, похвала и критика;
  • метод проектирования и перепроектирования (обогащения) работ;
  • метод вовлечения сотрудника в управление;
  • метод изучения мотивации и мотивов – экспериментальные методы, методы оценки поведения и его причин со стороны, методы изучения (беседа, опрос, анкетирование) и проч.3

Смысл создания мотивирующей рабочей среды состоит в том, чтобы получить максимальную отдачу от человеческого капитала организации. И психологический климат, который складывается в коллективе, и условия работы, и ее содержание, и перспективы профессионального и должностного роста, и взаимоотношения с непосредственным руководителем, и многое другое - это элементы рабочей среды. Задача руководителя - сделать ее мотивирующей, то есть повышающей уровень трудовой мотивации его подчиненных.

Современная мотивация труда, предусматривает: систему вознаграждения, материального и морального поощрения; обогащение содержания труда, повышение интереса к работе; развитие персонала, предоставление возможности профессионально продвижения, планирования карьеры; улучшение социально-психологического климата, поощрению индивидуальной и групповой инициативы, творчества и саморазвития; активное вовлечение работников в управление трудовыми процессами, участие в прибылях и акционерном капитале фирмы и т.д. Мотивация позволяет решить такие задачи, как стабилизация коллектива, повышение результативности труда и заинтересованности в мобильности (прежде всего профессиональной), обеспечение систематического роста квалификации.

 

2.АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ТРУДА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СИБИРСКАЯ ГУБЕРНИЯ»

2.1.Общая характеристика ООО «Сибирская губерния»

ООО «Сибирская губерния» расположено по адресу: 662520, Российская Федерация, Красноярский край, Березовский район, 12-й км а/д Красноярск- Железногорск.

Птицефабрика занимает выгодное географическое и экономическое положение. По железнодорожным путям осуществляется поставка зерна. Автодорога помогает предприятию поставлять свою продукцию не только в различные торговые точки края, но и за его пределы.

Сегодня ООО «Сибирская губерния» - это современное сельскохозяйственное производство.

На птицефабрике постоянно расширяется номенклатура выпускаемой продукции. Если в начале деятельности в торговую сеть отпускалось только две категории мяса, то в настоящее время потребители имеют возможность приобретать более пятидесяти наименований продукции из мяса птицы.

В структуре реализации преобладают наиболее востребованные на российском рынке виды продукции. В частности, на долю охлажденной продукции приходится 82%. Несмотря на то, что выращивание индейки было начато лишь в 2005 г., предприятие успешно освоило данное направление, в структуре продаж оно занимает 11% (рис. 2).

Рис.2. Структура продаж продукции, %

Продукция  птицефабрик востребована и частично реализуется через ООО Торговый дом «Сибирская Губерния».

Конечными потребителями мяса птицы является население. Мясо птицы является продуктом первой необходимости, что формирует неэластичный, постоянный спрос, без ярко выраженных сезонных колебаний на продукцию предприятия.

Предприятие не испытывает сильной конкуренции на рынке сбыта своей продукции. Основные конкуренты предприятия приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Основные конкуренты

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Реализация мяса птицы, тонн живого веса

ООО «Белграмкорм», Белгородской области

29193

39737

50618

ООО «Сибирская губерния»

27073

42608

50520

ООО ПФ «Русско-Высоцкая» Ленинградской области

10315

11597

9900

Средний вес 1 головы, гр

ООО «Белграмкорм», Белгородской области

1920

2044

2062

ООО «Сибирская губерния»

1795

1908

2029

ООО ПФ «Русско-Высоцкая» Ленинградской области

1939

1941

1969

Сохранность молодняка, %

ООО «Белграмкорм», Белгородской области

92,8

94,6

95,8

ООО «Сибирская губерния»

88,5

94,2

93,4

ООО ПФ «Русско-Высоцкая» Ленинградской области

91,5

90,4

91,7


 

Крупнейшим конкурентом для и производителем мяса птицы является ООО «Белгранкорм» входящий в агрохолдинг «БЭЗРК-Белгранкорм», основными направлениями деятельности которого являются птицеводство, свиноводство, животноводство мясного и молочного направления, растениеводство. Выручка от производства мяса птицы составляет около 65% общей выручки ООО «Белгранкорм».

Созданная в ООО «Белгранкорм» система производства мяса птицы бройлеров позволяет получать собственное инкубационное яйцо, производить процесс его инкубирования и получения цыплят, осуществлять процесс откорма цыплят-бройлеров, а также их забой и глубокую переработку. В структуру холдинга входит ОАО «Белгородский экспериментальный завод рыбных комбикормов», обеспечивающий предприятия по производству птицы комбикормами.

Информация о работе Мотивация труда и его эффективность