Мотивация труда и ее роль на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение трудовой мотивации сотрудников ресторана «Хуч» и разработать мероприятия по повышению самоотдачи работников.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1.Рассмотреть теоретические основы мотивации.
2.Изучить трудовую мотивацию сотрудников на данном предприятии.
3. Разработать рекомендации по повышению самоотдачи работников.

Содержание

Введение
3
1 Теоретические основы мотивации
6
1.1 Основные аспекты мотивации труда
6
1.2 Виды стимулирования персонала на предприятии
10
1.3 Мотивация сотрудников предприятия общественного питания
16
2 Анализ системы мотивации ООО «Ресторан домашней кухни»
22
2.1 Современный рынок ресторанного бизнеса
22
2.2 Общая характеристика предприятия и ресторана
26
2.3 Мотивация сотрудников предприятия и анализ ее эффективности
30
3 Пути совершенствования и разработка предложений для «Ресторана домашней кухни»
39
3.1 Поощрения «официанта за продажу эксклюзивного блюда»
39
3.2 Поощрения «официанта месяца»
40
3.3 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий
41
Заключение
43
Список использованных источников
46

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент курсовая.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Именно эта часть  сотрудников в момент приема на работу особенно остро чувствует, как к ним отнесутся: как к дешевой рабочей силе или как к необходимому элементу технологического процесса и полноправной части коллектива. Для руководителя забыть поздороваться с кем-то из них означает лишить этого человека рабочего настроя. Правильно выбранная тактика общения с персоналом является еще одним аспектом его мотивации для эффективной работы на конкретном предприятии.

Линейный персонал ресторанов и кафе – официанты и их помощники – изначально мотивированы к работе, поскольку прежде всего работают за чаевые. В отличие от вышеупомянутых технических сотрудников сам оклад для них нельзя рассматривать как мотивационный фактор. Суммой чаевых выражается удовлетворенность гостя качеством обслуживания, а значит, измеряется эффективность работы официанта и его помощника.

Высокая заполняемость  зала также в интересах этой категории  персонала, поэтому мотивировать их к тому, чтобы случайный гость  превратился в постоянного, не нужно  – это заложено в специфике  профессии.

Также существует задача мотивировать персонал к активным продажам, результатом которых является прибыль ресторана, бара или кафе. Его можно определить сразу, в процентном отношении к сумме чеков всех обслуженных столиков.

Хороший эффект дают конкурсы продаж по определенным позициям меню или винной карты:

  • бонус за каждую порцию эксклюзивного коньяка;
  • процентный бонус от стоимости всех проданных десертов;
  • премия, подарок в виде путевки на выходные или билетов тому, кто продаст самое большое количество порций сезонного блюда.

В этом случае налицо как  материальный компонент мотивации, так и “публичный” – работодатель признает заслуги сотрудника в конкретном направлении его деятельности.

Рестораны высокой кухни  имеют в своем обслуживании компоненты шоу: блюда, приготовляемые или разделываемые  у стола гостя. И в этом случае для мотивации всего персонала к овладению этими трудоемкими навыками хороши тематические конкурсы профессионального мастерства: “Виртуоз фламбе”, “Самое изысканное кулинарное шоу” и пр.

Хорошо оплачивается и премируется персонал среднего руководящего звена – метрдотели, администраторы и заместители директоров, и само назначение сотрудников на эти ответственные должности, сочетающие задачи руководства персоналом и общения с гостями, является фактом признания их профессиональных качеств.

С другой стороны, занимающие эти должности сотрудники обременены постоянным стрессом общения и нахождения под “перекрестным обстрелом” глаз и суждений подчиненных и гостей. Их рабочий день гораздо продолжительнее, чем предполагает рабочий график, а его интенсивность вообще не поддается описанию.

Кроме того, им тоже хочется  быть в курсе новаций, общаться с  коллегами по бизнесу и хоть немного  отдыхать. Для них мотивирующим фактором являются дополнительные выходные дни, выделенные после праздников и серьезных  крупных мероприятий; направление на профессиональные ассамблеи и краткосрочные тренинги, возможность в периоды максимальной нагрузки по собственному усмотрению делегировать часть своих обязанностей наиболее перспективным подчиненным.

Предоставление этой части персонала в некоторых зонах функциональной ответственности полной профессиональной свободы и возможности принятия самостоятельных решений мотивирует их к дальнейшему профессиональному и личностному росту, повышению ответственности, совершенствованию внутренней культуры и общеобразовательного уровня, что в конечном итоге на благо как им самим, так и работодателю.

Правильно спланированная методика периодической аттестации этой категории персонала (по результатам  работы, навыкам и знаниям, потенциалу), открытость и доброжелательность руководства в ознакомлении сотрудника с ее итогами, грамотно составленный индивидуальный план на период до следующей аттестации и содействие кадровой службы в его реализации также является серьезным компонентом мотивации этой категории персонала.

Особо следует остановиться на верхнем слое руководства. 
Руководитель сервисной структуры не может быть не мотивирован, поскольку:

  • стоит во главе достаточно сложной структуры;
  • нередко является совладельцем предприятия и поэтому напрямую заинтересован в максимальной эффективности труда.

Применительно к этой категории сотрудников следует  говорить о “мотивации удержания”. Выстроить систему, которая предоставит  руководителю возможность в полной мере проявить себя, стать “лицом”  ресторана; правильно спланировать PR-мероприятия, поддерживающие его перспективные проекты; дать возможность гордиться работой именно в этой системе – в этом заключается мотивационная задача работодателя.

Говоря обо всех слоях  персонала ресторанной сферы, отметим, что эти люди занимаются нелегким трудом как в моральном, так и в физическом отношении. Поэтому дополнительным фактором мотивации для них являются комнаты психологической разгрузки, работа с персоналом психолога, медкабинет и т. п.

Отметим еще один фактор, введение которого в систему управления персоналом любой структуры дает отличный мотивационный эффект. Речь о так называемом “доступе к первому лицу”. Например, хороший результат дает появление опечатанных ящиков, куда каждый сотрудник, анонимно или подписавшись, может опустить послание по любому вопросу. Право доступа к ним имеет только личный помощник первого лица, передающий все адресату. Просмотрев письма, руководитель принимает меры и по необходимости делегирует решение проблемы руководителям конкретных участков.

В более консервативных структурах есть ежемесячный день приема сотрудников по любым – личным и производственным – вопросам.

Для каждого сотрудника перспектива высказаться в высшей инстанции, быть услышанным и понятым  является, как это ни удивительно на первый взгляд, мощнейшим стимулом к качественному выполнению своих обязанностей.

Прежде всего методика мотивации персонала должна основываться на исследовании морально-психологического климата коллектива и корпоративной культуры организации. А такие технологии, как кадровый аудит, снятие социометрии по интересам, ответственности и удовлетворенности результатами труда с разных слоев сотрудников и правильно сведенные результаты их проведения, зададут правильное направление в сложной работе мотивации персонала.

Вполне возможно, что  со временем методика подвергнется значительной корректировке, но это – вопрос следующего этапа работы службы персонала. Главное  же – начать. Ведь любой персонал хорошо трудится лишь там, где к этому  формируют стремление, а не чередуют пресловутые “кнут и пряник”. [24]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ системы мотивации ООО «Ресторан домашней кухни»

2.1 Современный  рынок ресторанного бизнеса

Индустрия питания — выгодный бизнес. Число ресторанов увеличивается не только в крупных городах, но и по всей России. Растет уровень жизни, увеличиваются доходы населения, а это значит, что увеличивается число потенциальных клиентов ресторанов и развлекательных центров. Это делает ресторанный бизнес привлекательным с точки зрения выгодного вложения средств. Все реже встречается отношение владельца к своему ресторану как к игрушке, все чаще — как к серьезному предприятию, приносящему доход. Рестораторы открывают новые рестораны. Оптовые и розничные компании, задумывающиеся о новых видах деятельности, все чаще обращают внимание на ресторанный бизнес. Растет количество как крупных игроков на ресторанном рынке, так и тех, кто только открывает свой первый ресторан, строя большие планы на будущее.

Стремясь привлечь гостей, рестораторы  изучают их потребности и стремятся максимально их удовлетворить. Взрослые люди и молодежь, бизнесмены и люди искусства, любители экзотики и поклонники традиционной кухни — все они по-разному относятся к посещению ресторана, предъявляют разные требования к меню, сервису и скорости обслуживания. Таким образом, с ростом числа потребителей, растет и число ресторанных форматов, у каждого из которых есть свои особенности:

Сетевые ресторанные проекты и холдинги все активнее развиваются в России, привлекая интерес инвесторов. По мнению специалистов, сетевые концепции являются наиболее прибыльными и устойчивыми на рынке. Традиционно к сетевым форматам принадлежат заведения быстрого питания, разнообразные кофейни, рестораны free flow, бары. В последние годы начали развиваться и более дорогие концептуальные сетевые проекты — «тиражируемые» рестораны среднеценовой категории. По мнению большинства участников рынка, преимущества работы в сетевом формате очевидны. В отличие от одиночек ресторанные сети могут существенно минимизировать затраты за счет корпоративных цен поставки, скидок и длительных партнерских отношений с поставщиками. Выделение центрального управленческого офиса снижает издержки на содержание административного аппарата, бухгалтерии. Единые стандарты организации большинства технологических процессов, включая требования к качеству кухни и обслуживания, способствуют повышению лояльности клиентов. Как следствие, сетевой бизнес отличает большая доходность, конкурентоспособность на рынке. Однако сетевые амбиции требуют от ресторатора соответствующих подходов к организации работ всех подразделений предприятия.

Особенности организации  работы сети:

В отличие от одиночных заведений, обычными условиями работы ресторанных сетей являются:

Большие объемы закупок и продаж

Территориальная удаленность  ресторанов от управляющего центра

Единые корпоративные  стандарты производственных процессов, уровня сервиса

Указанная специфика — дополнительные причины для разработки схемы управления сетевыми структурами, кардинально отличающейся от принципов управления отдельным рестораном.

Особенности управления ресторанными сетями

Мониторинг территориально разделенных подразделений

Централизованная работа с поставщиками

Сокращение количества персонала за счет централизации управления

Контроль закупочных цен на местах

Анализ эффективности  меню

Открытие новых ресторанов по отлаженной схеме в короткие сроки

Ресторан быстрого обслуживания:

Для ресторанов быстрого обслуживания характерно непрерывное  приготовление небольшого (по сравнению с классическим рестораном) ассортимента блюд, отсутствие официантов и высокая скорость работы кассиров, не допускающая создания очередей. В настоящее время существует много разновидностей формата быстрого обслуживания. В одних ресторанах заказ принимают и собирают прямо на кассе, в других гость проходит вдоль буфета, собирая блюда на поднос, и расплачивается на кассе в конце раздаточной линии, в третьих гостю предоставляется свободный доступ к столу с блюдами, а путь в зал проходит через кассовую линию.

Демократичный ресторан:

Не менее чем рестораны  быстрого обслуживания, популярны в последнее время и демократичные рестораны, предоставляющие блюда хорошего качества по невысоким ценам. В формате демократичного ресторана может быть представлена как концепция национальной кухни, так и тематическая концепция спорт-бара или литературного кафе. В демократичных ресторанах, не являющихся частью сети, необходимость держать низкий уровень цен ставит владельца в условия экономии на всем, кроме качества блюд и сервиса. Значительную часть выручки многих таких ресторанов составляют бизнес-ланчи и банкеты.

Кофейня:

Одно из первых мест на ресторанном рынке большинства крупных городов занимают кофейни. Эти, как правило, сетевые заведения рассчитаны не только на кофейных гурманов, но и, в значительной степени, на модную молодежь. Такая ориентация подчеркивается и особенностями формата: оригинальный стильный интерьер, широкий ассортимент кофе и напитков на его основе, отсутствие в меню горячих блюд, которые с успехом заменены легкими салатами, бутербродами и разнообразными десертами. Крупные сети кофеен часто имеют свой кондитерский цех, который снабжает десертами все точки в городе, а иногда и поставляет свою продукцию другим небольшим сетям.

 

Бар:

Бар может быть как частью ресторана или развлекательного комплекса, так и самостоятельным заведением. В первом случае в баре продаются только напитки и снэки. Во втором возможно наличие кухни, обеспечивающей небольшой ассортимент холодных и горячих блюд. В контактном баре главным действующим лицом является бармен, обслуживающий гостей у стойки. Он принимает заказ и готовит напитки, он же производит расчеты. В сервис-баре ресторана стойка может быть вообще не видна гостям. Но общая специфика работы для всех видов баров — продажа расширенного ассортимента алкогольных напитков, как в составе коктейлей, так и в чистом виде. Себестоимость многих алкогольных напитков достаточно высока, поэтому требуется повышенное внимание к их учету и контролю за проведением инвентаризации.

Информация о работе Мотивация труда и ее роль на предприятии