Мотивация труда персонала в советский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определение социально-экономических и психологических основ мотивации персонала как фактора развития организации и выявление зависимости повышения экономической и кадровой привлекательности предприятия и мотивации его сотрудников, а также сравнение современных мотиваций с мотивациями в советский период.

Содержание

Введение 3
1. Сущность системы мотивации труда: понятие, структура, процесс и факторы. 5
1.1 Основные подходы к мотивации трудовой деятельности. 7
1.2.Потребности и их классификация 10
1.3 Виды мотивов к труду 12
2. Стимулирование труда 16
2.1 Принципы стимулирования 16
2.2 Виды стимулирования 17
2.2 Стимулирование труда в советский период 27
3. Системы мотивации труда персонала в советский период 30
3.1 Модель организации труда Гастева 31
3.2 Конструктивизм Н. Витке 33
3.3 Методология Ф. Дунаевского 35
3.4 Практика внедрения: сравнение систем 37
3.5 Роль профсоюзов в управлении персоналом на предприятиях 40
Заключение 42
Список используемой литературы: 44

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивация труда персонала.docx

— 74.59 Кб (Скачать файл)

3.5 Роль профсоюзов в управлении персоналом на предприятиях

Особое место  в процессе управления персоналом и  создании эффективной мотивации  занимают профсоюзы. В реальности профсоюзные  организации в настоящее время  существуют либо на государственных  предприятиях, либо на крупных негосударственных  предприятиях (ОАО), являющихся преемниками  крупных советских производственных организаций (заводов, фабрик и т. п.) Основная роль профсоюзов - это социальная защита трудящихся. Из иcтopии рабочего движения известна роль тред-юнионов  на западе и в США по отстаиванию  прав трудящихся в борьбе с собственниками предприятий.

Номинально  основная деятельность профсоюзов в  советский период заключалась в  решении трудовых споров между работниками  и администрацией, при этом на самом  деле профсоюзы обычно принимали  сторону администрации и не противоречили  ей.

Реальным направлением деятельности профсоюзов была социальная защита населения и работников, выражавшаяся в распределении благ и создании дополнительных стимулов (возможность  покупки автомобиля, путевок, некоторых  товаров народного потребления), особенно ощутимых в условиях тотального товарного дефицита, существовавшего  в плановой экономике СССР. Приобрести все эти блага предоставлялась  возможность тем работникам, которые  были на хорошем счету, не имели нарушений  трудовой дисциплины, активно занимались общественной работой, выполняли и  перевыполняли производственный план. Таким образом создавались элементы стимулирования для эффективной  мотивации труда.

Следует отметить тот факт, что в советское время  все работники были членами профсоюзов.

Большое значение имели методы морального поощрения, такие, как почетные грамоты, знаки  отличия, значки победителям социалистического  соревнования.

Законодательно  положение о профсоюзах базировалось в Кодексе законов о труде (КЗоТ). В настоящее время Трудовой кодекс РФ снизил в законодательном порядке  роль профессиональных союзов.

В настоящее  время профсоюзные организации  существуют в основном за счет членских взносов. Реальной социальной поддержки  от профсоюзов многие работники не видят, поэтому наблюдается достаточно многочисленный выход работников из членов профсоюза.

С 1 февраля 2002 года действует глава 58 Трудового  кодекса РФ «Защита трудовых прав работников профессиональными союзами». Тем самым функции профсоюзов направлены именно на защиту работников от произвола администрации.

Статья 370 предоставляет  профсоюзам право на осуществление  контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы  трудового права, проводить независимую  экспертизу условий труда и обеспечения  безопасности работников организации, принимали участие в расследовании  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в  рассмотрении трудовых споров, в разработке проектов нормативных правовых подзаконных  актов об охране труда и согласовывать  их в установленном порядке. Профессиональные союзы взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением  законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель  должен учитывать мотивированное мнение профсоюзного органа при расторжении  трудового договора с работниками  по инициативе работодателя. В случае несогласия с работодателем вопрос может быть передан в инспекцию  труда.

В реальных условиях на примере подразделений Московского  метрополитена, где автор проводил исследования мотивации труда, профсоюзная  организация выполняет следующие  функции.

Представители профсоюзного комитета участвуют в  комиссии по трудовым спорам, осуществляя  защиту интересов работников в спорах с администрацией и в комиссии по социальному страхованию. Комиссия занимается распределением льготных путевок  на отдых для работников, подавших заявления в санатории, принадлежащие  Московскому метрополитену. Профсоюзный  комитет рассматривает и согласовывает  принимаемые администрацией решения  по выплате премии, начислению трудовой пенсии и других условий труда  и его оплаты.

Профсоюзные органы занимаются распределением льготных путевок для детей сотрудников  в детские оздоровительные лагеря. Средства на оплату путевок поступают  за счет средств профсоюзных органов  и службы кадровой социальной политики.

Профсоюзные органы создают дополнительные стимулы  для работников, способствующие эффективной  мотивации труда. Такими стимулами  являются различные спортивные мероприятия  и концерты, а также экскурсионные  поездки, способствующие удовлетворению социальных потребностей и интересов  культурно-духовного уровня. Для  удовлетворения потребностей в уважении профсоюзные комитеты поздравляют  работников с памятными датами, днями  рождения, круглыми датами в трудовой деятельности, общекорпоративными праздникам При этом на стенды профсоюзных комитетов  вывешивается фотография поздравляемого работника и адрес с теплыми  словами и пожеланиями. В некоторой  мере профсоюзные комитеты помогают удовлетворению материальных потребностей работников, оказывая им материальную помощь по их заявлениям, но не чаще одного раза в квартал и на сумму, не превышающую 2000 рублей.

В основном профсоюзные  организации в сегодняшней экономической  действительности призваны сглаживать неудовлетворенность, вызываемую у  сотрудников условиями труда  и заработной платы, и тем самым  способствовать более эффективной  мотивационной политике, проводимой руководителями и кадровой службой  предприятий и организаций.

 

Заключение

В основе советской  модели организации труда, направленного  на достижение макроцелей, лежали принципы стимулирования труда, опирающиеся  на тарифные ставки. Эта модель обеспечивала социальную защищенность работников, однако, с учетом существовавшей в  стране скрытой инфляции с присущим ей замораживанием цен, и, следовательно, отсутствием конкурентоспособности  предприятий, дефицитом на товары социального  спроса, материальные ценности людей  были принижены.  
 
Потребности высшего порядка, такие как самоуважение и самовыражение, также не могли иметь большого значения, так как при полном огосударствлении экономики творческая инициатива и самостоятельность в принятии решений, являющиеся краеугольными камнями этих человеческих потребностей, имели крайне малое значение. Основной потребностью людей, которая удовлетворялась полностью, была потребность в безопасности и защищенности. Работники были уверенны, что у них всегда будет работа, однако в то же время такая уверенность людей в отсутствии безработицы не способствовала интенсивному труду. Работники имели полную гарантию пенсионного обеспечения и гарантии социального характера, отпуск, оплату временной нетрудоспособности, значительные социальные льготы. Имело место и обучение за счет предприятий Социальные потребности удовлетворялись на довольно высоком уровне. Комсомольские, партийные, профсоюзные организации проводили на местах различные собрания, на которых присутствовал весь коллектив. Такая деятельность имитировала участие работников в руководстве предприятием и способствовала повышению самоуважения. 
 
Среди других социальных мероприятий имели место субботники, еженедельные политинформации, помощь подшефным колхозам и совхозам в уборке урожая и т.д. Несмотря на государственную направленность этих мероприятий, они, тем не менее действительно сплачивали работников в единый трудовой коллектив, имели место дружеские и товарищеские отношения между коллективами по работе. 
 
Стимулирование рассматривалось, как правило, через призму социалистического соревнования, и соревнование, если отбросить идеологические догмы, не только не изжило себя, но по-прежнему должно являться одним из движущих мотивов повышения социальной и творческой активности работников в ускорении темпов научно-технического прогресса. Его необходимость доказана во многих защищенных докторских и кандидатских диссертациях, но изменение политической и экономической ситуации в России свело на нет его развитие и практическое применение, что явилось одной из причин того, что имеет Россия сегодня. В противовес России соревнование как таковое широко используется в фирмах Германии, США, Японии и других стран. 
 
Активных участников трудового процесса и общественной деятельности руководство выделяло, отмечало моральным поощрением – почетными грамотами, значками отличия, представляло к награждению орденами и медалями. Социальное стимулирование трудовой деятельности работников осуществлялось преимущественно без учета результатов индивидуального труда, так как социальными благами коллективного труда пользовались как работники, достигшие высоких показателей в работе, так и работники, не проявляющие особого интереса к трудовой деятельности. Например, предприятие создало прекрасную социально-бытовую базу (сеть дошкольных, лечебных учреждений, профилакториев и баз отдыха, спортивных сооружений и т.д.). Созданные коллективным трудом социальные блага предоставлялись в первую очередь рабочим и только, затем инженерно-управленческому персоналу, так как главной производительной силой считался рабочий, а не работники интеллектуального труда, чьи творческие идеи рабочие воплощали в реальную жизнь. Более того, если рабочий трудился малопроизводительно, нарушал правила внутреннего распорядка, но отличался плохим здоровьем, ему в первую очередь предоставлялись социальные блага. 
 
Таким образом, основными удовлетворявшимися потребностями сотрудников в советское время были потребности в безопасности и защищенности, социальные потребности и частично потребности в самоуважении. 
 
Модели мотивации нашей страны были и остаются стандартизированными и незыблемыми, всякое отклонение от этих стандартов считается нарушением существующих нормативных законодательных актов и локальных нормативных документов, которые базируются и функционируют на основе законодательных актов. Поэтому менеджеры высшего уровня управления четко соблюдали эти принципы (повременная, сдельно-премиальная системы оплаты и их разновидности, премиальные системы). 
 
Несмотря на исчезновение некоторых особенностей характерных для времени Тейлора, его система производства со всеми недостатками продолжает использоваться в силу устоявшихся привычек. Наиболее очевидными и серьезными недостатками остаются слабое использование интеллекта и творческих способностей миллионов людей.

Список используемой литературы:

  1. Бирюк А. Как мотивировать персонал к результативной постоянной работе//Бизнес без проблем -–Персонал.-2002.-№ 5.
  2. Борисова Е. Индивидуальный подход к мотивации сотрудников (По материалам конференции “Управление предприятием: система мотивации персонала”)//Персонал-МИКС.-2002.-№ 2.
  3. Брентано Л. Опыт теории потребностей.-Казань, 1921, с.10.
  4. Верт Н. История России. 1900-1991 г.-М., 2000.
  5. Дафт Р. Менеджмент.-СПб.: Питер, 2002, с.499-512.
  6. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.-М., 1988
  7. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей //Психологический журнал.-1992.-№ 2.
  8. Магун В. Трудовые ценности российского населения //Вопросы экономики.-1995.-№ 1.-с.51
  9. Маслоу А. Мотивация и личность.-СПб.:Евразия,1999.
  10. Нельсон Б. 1001 способ мотивировать работника. М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. С. 119.
  11. Овсянко Д.В.Основы менеджмента. Учеб.пос. – СПБ.: СПБГУ, 1999, с.152.
  12. Феблес М. Теории мотивации в зарубежной и советской психологии.Автореф. дисс..-М., 1977.
  13. Хавричева Е. Заряженность на хорошую<span class="dash0412_044b_0434_0435_043b_0435_043d_0438_0435_0020_0436_0438_


Информация о работе Мотивация труда персонала в советский период