Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:36, курсовая работа
Цель работы: определение социально-экономических и психологических основ мотивации персонала как фактора развития организации и выявление зависимости повышения экономической и кадровой привлекательности предприятия и мотивации его сотрудников, а также сравнение современных мотиваций с мотивациями в советский период.
Введение 3
1. Сущность системы мотивации труда: понятие, структура, процесс и факторы. 5
1.1 Основные подходы к мотивации трудовой деятельности. 7
1.2.Потребности и их классификация 10
1.3 Виды мотивов к труду 12
2. Стимулирование труда 16
2.1 Принципы стимулирования 16
2.2 Виды стимулирования 17
2.2 Стимулирование труда в советский период 27
3. Системы мотивации труда персонала в советский период 30
3.1 Модель организации труда Гастева 31
3.2 Конструктивизм Н. Витке 33
3.3 Методология Ф. Дунаевского 35
3.4 Практика внедрения: сравнение систем 37
3.5 Роль профсоюзов в управлении персоналом на предприятиях 40
Заключение 42
Список используемой литературы: 44
Ситуация с мотивацией в Советском Союзе отличалась от рыночной, причем она была различной в разные периоды развития и существования Советского Союза. В период индустриализации среди рабочих зачастую можно было встретить энтузиазм, люди считали, что их труд направлен не cтолько на получение заработной платы, которая имела место, сколько на благо всей страны. Эти люди не разделяли себя с государством и пытались всеми силами поднять страну. Были и элементы принудительного труда, как например исправительно-трудовые лагеря и поселения, но принудительный труд я затрагивать не буду, так как стимулы здесь схожи с феодальными, но подробнее нужно остановиться на свободном труде. Что же толкало людей к работе в начале существования СССР, и почему труд перестал быть эффективным к концу ?
Важным моментом
здесь является понимание людьми
того, что они работают не на какого-то
работодателя, как в капиталистическом
обществе, или на своего сеньора, как
в феодализме, а работают на государство,
в котором человек видел
Рабочий на заводе в СССР принципиально отличался от рабочего в капиталистических странах. Во многом различие возникало из-за того, каким образом люди выбирали будущие профессии. В капиталистических странах, как и в современной России, большинство людей выбирают профессию исходя из максимизации своих будущих доходов, не обращая внимание на то, интересно ли им будет работать по этой профессии или нет.
В Советском
Союзе, особенно в первой половине его
существования, люди были обеспечены,
во многом, одинаково. Безусловно, разница
в заработных платах была, но она
была не критична и люди выбирали свои
профессии исходя из того, чем им
интересно заниматься. Во многом благодаря
этому, успешно и эффективна прошла
индустриализация. Люди подходили к
профессии творчески, даже там, где,
кажется, нет место для творчества.
Всем известны различные рабочие
движения, где люди за одну смену
выполняли несколько норм.
В связи с тем,
что люди занимались тем, к чему у них лежала
душа, они делали это с интересом и во многом
поэтому, в СССР наука и многие другие
сферы занимали передовые позиции во всем
мире. Как сказал великий философ Г.Гегель:
«Ничто великое в мире не совершается
без страсти». Люди, которые совершают
какие-то открытия, не могут сделать это
просто за деньги, не имея интерес к данному
предмету. Это не значит, что в странах
с рыночной экономикой, в том числе в современной
России, не могут совершаться научные
открытия, просто, социалистическая экономика
больше способствует этому.
Что же изменилось
в Советском Союзе в
Такая ситуация
сложилось во многом из-за того, что
в стране, где основными ценностями
провозглашались идеи духовного
развития, начали внедряться элементы
рыночной экономики, то есть материальная
заинтересованность. Возможностей для
получения большей зарплаты на основной
работе было не много, поэтому люди
начинали подрабатывать где-то на стороне,
а на основной работе просто отсиживались.
Также накапливалось
1) Простых
граждан, которым был доступен
довольно небольшой
2) Номенклатура
и члены их семей, которые
у простых граждан
Важным является
и то, что новой работы соответствующей
образованным людям не появлялось.
Люди не могли развиваться, после
окончания университета, приходя
на работу. Если в первой половине существования
СССР люди развивались постоянно, то
есть, получали среднее образование,
а затем высшее и не переставали
развиваться, то во второй половине 20 века,
люди получали высшее образование уже
к 22-25 годам, а дальше развития не было.
Человек, получивший образование экономиста
шел в Госплан и занимался
счетоводческой работой, что конечно
не могло его устраивать. За неимением
потенциала развития на основной работе,
причем с ограниченной заработной платой,
он шел на вторую работу, а иногда
даже занимался уголовной
Основной целью
для многих людей стало получение
больших доходов, чего государство
обеспечить не могло. Возникло противоречие
между экономической системой и
желаниями людей. Безусловно, рыночная
экономика гораздо лучше
Таким образом,
можно сделать вывод, что стимулы
для эффективной работы в Советском
Союзе и в современной России
были разными, но чтобы добиться более
экономически свободной жизни людей,
чтобы предоставить им возможность
заниматься тем, чем они хотят
заниматься, таким образом повышая
эффективность труда. Необходимо строить
социально ориентированное
3. Системы мотивации труда персонала в советский период
Исходным условием культуры труда в России можно считать модель организации труда в бывшем СССР. Эта модель, построенная на принципах научной организации труда, создана советскими учеными А.К. Гастевым, А. Ф. Журавским и другими. Модель вобрала в себя методы «школы научного управления» Ф.У. Тейлора и другие достижения зарубежного менеджмента.
В основе советской
модели организации труда, направленного
на достижение макроцелей, лежали принципы
стимулирования труда, опирающиеся
на тарифные ставки и разряды. Эта
модель обеспечивала социальную защищенность
работников, однако, с учетом существовавшей
в стране скрытой инфляции с присущими
ей замораживанием цен, а следовательно,
отсутствием
Социальные потребности удовлетворялись на довольно высоком уровне, однако, это осуществлялось не по инициативе и желаниям работников, а организовывалось сверху. Комсомольские, партийные и профсоюзные организации на местах проводили различные собрания, на которых присутствовали все члены трудового коллектива. На повестке дня стояли разные вопросы, как общественно-политического, так и внутрипроизводственного характера. Ответы на вопросы были заранее известны. Тем не менее такая деятельность имитировала участие работников в руководстве предприятием и способствовала повышению самоуважения.
Среди других
социальных мероприятий имели место
коммунистические субботники, еженедельные
политинформации, помощь подшефным
колхозам и совхозам в уборке урожая,
походы на овощные базы с отрывом
от производства, участие в народных
дружинах, патрулировавших вместе с
милицией темные дворы и улицы, первомайские
и ноябрьские демонстрации и некоторые
другие. Несмотря на государственную
направленность этих мероприятий, они,
тем не менее, действительно сплачивали
работников в единый трудовой коллектив,
имели место дружеские и
Активных участников трудового процесса и общественной деятельности руководство выделяло, отмечало моральными поощрениями — почетными грамотами, знаками отличия, представляло к награждению орденами и медалями. Фотографии «ударников» вывешивались на Доску Почета, чтобы работники коллектива знали в лицо своих героев. Кстати, следует отметить, что к награждению почетной грамотой или фотографией на Доске почета прилагалось денежное поощрение, минимальный размер которого был не менее десяти рублей.
Таким образом, основными удовлетворявшимися потребностями сотрудников в советское время были потребности в безопасности и защищенности, социальные потребности и частично потребности в самоуважении.
3.1 Модель организации труда Гастева
Что ни говори,
а в 20-е годы отечественная наука
обладала большим потенциалом. Это
позже она расширила его
В те годы предлагались десятки различных программ. Ситуация в науке складывалась так, что количественная сторона этих программ часто опережала качественную. Принципиально новых идей было меньше, чем новых концепций. В большинстве из них обязательно подчеркивалось, что социальные аспекты производства надо изучать не меньше технических. Но когда дело доходило до конкретных решений, то чаще всего авторы говорили: нечего огород городить, рассматривайте первые по аналогии со вторыми. Так иногда поступал и Гастев.
В работе «Установка
производства методом ЦИТ» (1927 г.) Гастев
выдвинул задачу НОТ — построить
современное предприятие как
огромную социальную лабораторию. Для
этого необходимо создать новую
науку — науку социальной перестройки
предприятий. Отсюда и социальный инженеризм
как научно-прикладной метод, решающий
комплексную проблему в системе
«машина—человек». В самом общем
виде внедренческая программа
1) научное
определение исходных
2) то же
самое по отнрошению к
3) установление
законов анатомии
4) анализ законов
производства — расчленение
5) синтез этих
законов — соединение
6) генезис форм производства;
7) «трудовая
технология» профессий в
8) формирование установок работников;
9) воспитание нового типа работника.
В массовом производстве
с его ускоряющимся темпом работы
и жесткой регламентацией необходим
научный эксперимент и
Эффективное
внедрение того же стахановского
метода требует «клинического» анализа
ситуации и проведения ряда организационных
мероприятий. Современное производство
— это система взаимосвязанных
рабочих мест. Поэтому на первый
план выдвигается задача их обслуживания
— создание «системы актуального
предупредительного обслуживания». Хозяйственники
же нередко забывают об этом и внедряют
новые методы по-старинке, т. е. не опираясь
на знания законов производства, его
анатомии и организации. Но если предварительное
обеспечение рабочих мест всем необходимым
запаздывает, нововведение не срабатывает.
Это справедливо было и во времена
Гастева, и в наши дни, когда щекинский
и аксайские методы, бригадный
подряд и гибкий режим труда срывались
из-за самых элементарных неполадок.
Для неправильного внедрения
характерен такой ритм труда: медленный
темп вначале и штурмовщина в
конце. Гастев полагает, что самым
верным признаком такого рода «инфекционной
болезни» является «обюрокрачивание».
Суть ее вот в чем: все штаты
предприятия заполнены, но ни один работник
не включен в спокойный ритм труда.
Производство вроде бы бежит вперед,
а на самом деле топчется на месте.
Вот почему консультант по управлению
должен действовать по принципу: «вначале
я нарисую аналитическую
Информация о работе Мотивация труда персонала в советский период