Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:11, курсовая работа
Анализ работы, нормирование труда и оценка исполнения позволяют выработать требования и критерии, в соответствии с которыми будут отбираться кандидаты на конкретные вакантные должности. С другой стороны, оценка рабочих показателей новых работников после некоторого периода их работы в организации позволяет определить эффективность самого процесса отбора.
Система стимулирования дает возможность выработать политику стимулирования труда и набор стимулов, направленных на привлечение кандидатов, отвечающих всем необходимым требованиям, а также способствует удержанию уже нанятых работников.
Введение ………………………………………………………………………....
1 Теоретические аспекты и понятие набора и отбора персонала предприятия ……………………………………………………………………..
1.1 Персонал предприятия и его структура …………………………………...
1.2 Персонал предприятия и его классификация ……………………………..
1.3 Списочный и явочный состав рабочих …………………………………….
2 Оценка организации планирования кадров и набора персонала в ОАО «Радиодеталь» …………………………………………………………………...
2.1 Порядок набора и отбора персонала в ОАО «Радиодеталь» ……………..
2.2 Подготовка и переподготовка кадров ОАО «Радиодеталь» ……………...
3 Пути и меры совершенствования набора и отбора персонала ОАО «Радиодеталь» …………………………………………………………………...
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованных источников ……
Трудовые ресурсы представляют трудоспособное население в трудоспособном возрасте, занятое в различных сферах общественно-полезного труда и на учебе с отрывом от производства, в том числе мужчины в возрасте 16...59 лет и женщины в возрасте 16...54 лет, за исключением неработающих инвалидов труда и войны первой и второй групп и лиц, получающих пенсии по старости на льготных условиях (мужчины в возрасте 50...59 лет, женщины 50...54 лет), а также население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве. /4, с.93/ Дополнительные источники трудообеспечения: пенсионеры по возрасту и инвалидности, студенты ВУЗов, учащиеся техникумов и ПТУ, старших классов общеобразовательных школ, население трудоспособного возраста, занятое в сфере домашнего и личного подсобного хозяйства, желающие и имеющие возможность трудиться в условиях специальных форм занятости, работающие по совместительству.
Нельзя исходить из чисто количественных представлений о наличии трудовых ресурсов. Надо отчетливо представлять себе их качественный состав, изменение их структуры по полу и возрасту. Из числа наиболее молодых по возрасту работников (16...24 лет), многие заняты учебой. Их спрос на работу отодвигается на более поздние сроки. У женщин потребность в работе, по крайней мере в отдельные периоды жизни, меньше, чем у мужчин. Наивысшую потребность в работе испытывают 30...49 летние. Значительно, что за 5 лет по пенсии трудовая активность несколько снижается как у мужчин, так и у женщин.
Структурные изменения по возрастным группам в последние 30 лет характеризуют увеличением в динамике доли лиц, старше трудоспособного возраста и снижением числа жителей в возрасте до 16 лет.
Если в 1990 году в расчете на 1 тысячу сельских жителей естественный прирост составил 2,2 человека, то в 1992 году - 0,9 человека, то есть число умерших превысило число родившихся. Ныне почти каждый четвертый житель на селе - пенсионного возраста.
Годовой фонд рабочего времени подразделяется на календарный фонд (365 или 366 дней), максимально возможный, то есть время, которые могло быть отработано в соответствии с трудовым законодательством (календарный фонд за исключением числа дней очередных отпусков, а также праздничных и выходных дней) и фактически отработанное время. Сопоставление максимально возможного и отработанного годового фонда рабочего времени характеризует степень его использования и показывает потери.
Улучшение использования фонда рабочего времени может быть достигнуто в результате:
Сокращение вспомогательного,
подготовительно-
В перерывы, обусловленные технологией и организацией работ, исполнитель ведет пассивное наблюдение за ходом процесса. Необходимо стремиться совмещать отдых исполнителей с этими перерывами. Например, на транспортных работах отдых водителя приурочивается к погрузке и выгрузке. Такое совмещение позволяет увеличить основное время.
Нерегламентированные перерывы представляют собой прямые потери времени смены. К перерывам, зависящим от исполнителя, относятся те из них, которые связаны с нарушением трудовой дисциплины и занятиями, не предусмотренными распорядком рабочего дня.
Сокращение потерь рабочего времени в виде прогулов, простоев, не выходов на работу с разрешения администрации, болезней позволяет увеличить бюджет рабочего времени и сократить численность работников.
Потери рабочего времени можно уменьшить, совершенствуя организацию труда на рабочих местах. Это прежде всего достаточное обеспечение технологическим и дополнительным оборудованием, своевременная подготовка техники к работе, рациональная планировка рабочих мест, правильная расстановка работников и проведение производственного инструктажа, выделение необходимых средств для бесперебойного обслуживания агрегатов, улучшение санитарно-гигиенических условий труда и техники безопасности, внедрения правильных режимов труда и отдыха. Эффективность использования рабочего времени тесно связана с опытом и уровнем квалификационной подготовки работников. Например, трактористы-машинисты 1 и 2 класса со стажем работы свыше 5 лет значительно лучше используют время основной работы, простоев техники у них на 5...10% меньше. Высококвалифицированные механизаторы значительно быстрее осваивают новую технику, интенсивные технологии, оперативно внедряют передовой опыт.
Известно, что примерно
каждое четвертое заболевание
Использование рабочего
времени зависит от состояния
транспортного, культурно-бытового обслуживания
работающих, их обеспеченности жильем.
Для полного использования
Значительную часть рабочего времени недополучает хозяйство от работающих женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Потери рабочего времени, связанные с болезнями детей, превышают потери из-за простоев, прогулов и неявок с разрешения администрации.
Для увеличения экстенсивного использования
трудовых ресурсов большое значение
имеет достижение более или менее
равномерной загруженности
Под экономически целесообразным понимается продуктивное рабочее место, позволяющее человеку реализовать свой личный интерес, добиться высокой производительности труда, используя достижения науки и техники, и иметь достойный заработок, гарантирующий нормальное воспроизводство работника и его семьи.
Следовательно, если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально – квалификационной структуре предложением рабочей силы, то это и будет означать полную занятость.
Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства, общества. Государственное регулирование в первую очередь состоит в развитии фундаментальной науки, образования, здравоохранения, обеспечения экономической и национальной безопасности, функционирования так называемых естественных монополий.
Полная занятость может иметь
место и при некотором
Поэтому возникает проблема эффективности занятости, или эффективной занятости. Под эффективной занятостью в условиях социально ориентированной рыночной экономики понимают такую занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.
Для измерения эффективной занятости существует система показателей:
Уровень занятости населения
Уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве – рассчитывается аналогично первому показателю, т.е. как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения;
Пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности;
Рациональная структура
Об эффективности занятости
можно судить по такому показателю,
как норма безработицы. Существует
точка зрения о том, что полная
и эффективная занятость
Среди различных форм занятости вторичная занятость занимает особое место. Это связано как с ее спецификой, Так и с тем воздействием, которое она оказывает на функционирование рынка труда. Вторичную занятость можно определить как дополнительную форму использования рабочей силы уже вовлечено в трудовую деятельность работника. В подавляющем большинстве случаев вторичная занятость приносит трудящемуся дополнительный доход. Можно выделить причины, подталкивающие граждан к поиску дополнительной работы:
1) Стремление повысить уровень
доходов. Такое стремление
2).Стремление к повышению
Существуют негативные последствия, которые может иметь вторичная занятость. Человек, вынужденный работать на нескольких работах, неизбежно снижает планку своего профессионального мастерства, у него смещаются мотивационные аспекты в сторону исключительно материальных стимулов. В этих условиях не остается места ни профессиональному росту, ни гармоничному развитию личности.
Занятость играет определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании профессиональных возможностей каждого человека, становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его профессиональное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества. Безработица же, представляет собой социально – политическую проблему.
Политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного функционирования индивидуумов в сфере труда для достижения целей общества. /10, с.23/
Государство, осуществляя
политику занятости на федеральном
и региональном уровне, должно преследовать
стратегические и тактические цели.
Стратегическая цель заключается в
достижении высокого уровня жизни, создании
условий для всестороннего
1.2 Персонал предприятия и его классификация
Из всей совокупности ресурсов предприятия особое место занимают трудовые ресурсы. Преобразование материальных ресурсов совершается в результате взаимодействия средств производства и труда людей, участвующих в производственной деятельности. Однако трудовые ресурсы заметно отличаются от других видов ресурсов. Это отличие проявляется в следующем:
1) Человек вносит жизненный
смысл в производственный
2) Человек лишь отчасти