Неформальные политические коммуникации в избирательных кампаниях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть особенности применения неформальных политических коммуникаций в избирательных кампаниях.
Для реализации цели поставлен ряд задач:
Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению неформальных коммуникаций.
Изучить основные виды неформальных коммуникаций.
Выявить особенности применения неформальных коммуникаций в политике США.
Рассмотреть примеры использования неформальных коммуникаций на выборах в странах Европы.
Выявить особенности применения политических карикатур в российских избирательных кампаниях.
Рассмотреть примеры использования частушек и анекдотов в предвыборных кампаниях России.

Содержание

Введение 3
Глава 1
Теоретико-методологические основы изучения неформальных коммуникаций 7
1.1 Основные теоретические подходы к изучению неформальных коммуникаций 7
1.2 Виды неформальных коммуникаций 12
Глава 2
Коммуникативный базис избирательных кампаний в зарубежных странах 19
2.1 Применение неформальных коммуникаций в политике США 19
2.2 Использование неформальных коммуникаций на выборах в странах Европы 22
Глава 3
Использование юмора в российских избирательных кампаниях 26
3.1 Применение политических карикатур в электоральной практике России 26
3.2 Использование частушек и анекдотов в предвыборных кампаниях 30
Заключение 34
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 88.76 Кб (Скачать файл)

Некоторые исследователи отмечают, что в 2000-м году, после прихода к власти В. В. Путина политические карикатуры, изображающие высшие органы власти,  несколько потеряли свою актуальность.

Известный карикатурист Михаил Златковский  в интервью одному из иностранных  журналов отмечает, что когда Б. Ельцин назначил В. Путина исполняющим обязанности президента, в «Литературной газете» была опубликована карикатур, на которой Борис Николаевич вытаскивает сетью из моря Путина с русалочьим хвостом и возлагает ему на голову корону. Это была одна из последних карикатур на Владимира Владимировича, появившихся в российской печати. С тех пор в российской прессе не было размещено ни одной карикатуры на нынешнего Председателя Правительства, кроме рисунков, на которых он изображался в положительном и, даже, героическом свете25.

С приходом к власти Д. А. Медведева  данная тенденция сохранилась, то есть большинство карикатур на чиновников высшего уровня, а в том числе и на действующего президента, можно увидеть только в Интернет-ресурсах, что же касается официальных печатных изданиях, то даже в период избирательных кампаний федерального уровня, такой вид коммуникаций практически не используется.

В электронных ресурсах представляется огромный спектр различных карикатурных жанров. Особенно популярны на сегодняшний день являются работы, посвященные «тандему» Путин-Медведев, а также партии «Единая Россия», лидерам других партий, в частности В. В. Жириновскому, Г. А. Зюганову и другим.

Стоит отметить, что на сегодняшний день большой популярностью карикатуры пользуются на региональном уровне, в ходе региональных избирательных кампаний.

Последний электоральный цикл, в  том числе и в Тульской области, показал, что наиболее активно политическую карикатуру в своей агитационной продукции использует партия КПРФ. Представленные карикатуры выражают ярко оппозиционный характер, часто сопровождающийся нецензурной лексикой.

В целом, в современной российской практике политическая карикатура как один из каналов коммуникации получает свое развитие только через Интернет-ресурсы, что не позволяет полностью реализовать возложенные на неё в ходе избирательной кампании коммуникативную функцию и функцию психологической разгрузки.

 

 

3.2 Использование  частушек и анекдотов в предвыборных  кампаниях

Политические частушки и анекдоты получили свое распространение еще  в начале XX века. Большой популярностью пользовались «крамольные характеристики, анекдоты и остроты по адресу придворных», сатирические стихи о видных политических деятелях. Примером здесь могут служить стишки о так называемом ставленнике Григория Распутина, министре внутренних дел Протопопове, которые закачивались куплетом: «да будет с ним святой Егорий, но интереснее всего – какую сумму взял Григорий за назначение его…»26.

Советские политические анекдоты, как и частушки,  менялись со временем. Если в 20 - 40-е годы существовали анекдоты и частушки в основном про реальных политических деятелей (Троцкого, Ленина, Сталина, Чичерина и т.д.) и те, в которых фигурировали собирательные образы социальных и национальных групп (нэпманы, евреи, крестьяне, армяне, туристы и другие), то начиная с 60-х годов к ним прибавляются анекдоты о мифологизированных вымышленных персонажах, героях теле- и мультипликационных фильмов. Таких, как Штирлиц или Чапаев (который, естественно, был реальной исторической личностью, но в анекдоты вошёл именно благодаря своей мифологизации в кинокартине).

В поздние советские годы очень  жестоко высмеивался Брежнев  в последние годы жизни, когда  он оставался на посту Генсека: сегодня  в Кремле Леонид Ильич Брежнев  принял французского посла - за английского.

Большой популярностью политический анекдот стал пользоваться в момент прихода в СССР к власти Ю. В. Андропова. Были предприняты усилия КГБ для того, чтобы жестко закрепить в массовом сознании и факт смены власти, и основные черты «новой эпохи».

Публиковать политические анекдоты и  частушки стали только в 1989 году. В истории современной России идея использовать анекдоты для популяризации своего лидера впервые была использована ЛДПР. В 1992 году орган этой партии газета «Либерал» стала печатать анекдоты о В. Жириновском. Например, анекдот из серии «Жириновского спрашивают»: «Есть ли жизнь на Марсе?» Ответ: «Тоже нет».

Многие исследователи приписывают  российскому политическому анекдоту следующие качества: 1) национальное самосознание. Российский анекдот, если в нём среди персонажей есть русский, всегда это подчёркивает; 2) российский политический анекдот полностью  отрицает политкорректность; 3) очень  живо реагирует на новости, события  в мире и внутри страны; 4) постоянно  подспудно спрашивает и отвечает на вопрос «Где моё место в этом мире?».

Для российских избирательных кампаний 90-х годов использование таких  юмористических жанров являлось одной из характерных черт. Понятно, что коммуникация посредством анекдота и частушки чрезвычайно упрощена, прохождение информации стремительно и достигает цели вернее, чем самое аргументированное доказательство. Часто, таким образом, представители власти пытались повысить электоральную активность населения, а также лишний раз напомнить о себе.

Большой популярностью пользовались анекдоты, в которых проявлялись различные пороки либо промахи политиков, в частности, в ходе избирательной кампании 1995 года стали появляться анекдоты на Г. Явлинского и В. Жириновского: «Книга Григория Явлинского «Энциклопедия российской коррупции: от А до Ю», «- Когда-то я был красивым и умным, - вспоминает Жириновский, - но в роддоме меня подменили»27.

Активно использовались политические анекдоты и в предвыборной кампании 1996 года. Вот некоторые образцы анекдотов, использовавшиеся сторонниками Б. Ельцина (листовки распространялись посредством уличной раздачи), с помощью чего дискредитировался образ советского прошлого: «На собрании колхоза председатель говорит о том, как много дала советская власть простым людям: – Посмотрите на Марью Петровну – она была простой крестьянкой, а теперь заведует библиотекой. Посмотрите на Пелагею Федоровну – она тоже была простой крестьянкой, а теперь заведует клубом. Посмотрите на Степана Митрофановича – был дурак дураком, а теперь секретарь парторганизации».

В ходе избирательной кампании в Госдуму в 1999 г. был издан анонимный сборник частушек. Вот одна из них: «Я к Серёже Кириенко // Не присяду на коленки, // А для милого Лужка — // Хоть серёжку из ушка».

В период президентства В. В. Путина, который в сравнении с другими является относительно бедным на политические анекдоты, был издания специального сборника «100 анекдотов про Путина», приуроченного к 50-летию экс -президента. Характерно, что большая часть сборника представляет собой очевидно искусственные, придуманные анекдоты. Понятно, что их главная цель — укрепление имиджа президента и убеждение массового сознания в его незыблемости. Можно привести несколько примеров. «К 50-летию Владимира Путина кинорежиссер Говорухин снимает новый фильм — «Хозяин Шойги»». Другой пример: «На выборах 2004 года российскому народу предстоит в очередной раз сделать нелегкий выбор: Путин, Путин или... Путин?».

Большое распространение политические анекдоты и частушки получили в ходе президентской избирательной кампании 2008 года. Во многих регионах страны, в том числе в республике Коми проводились конкурсы на лучшую политическую частушку, вызывавшие огромный интерес у жителей республики. Работы были поделены по тематике на несколько градаций: патриотические, призывающие избирателей к активному участию в выборах, оценивающие и кандидатов, и депутатов, напутствия народным избранникам. Например: «Я свой статус поменял и электоратом стал, а жена, который год, все по имени зовет» или «Дорогие кандидаты засучите рукава, чтоб была Россия наша еще круче, чем всегда . Помимо этого, в Ярославской и Калининградской областях проводились конкурсы на лучшие анекдоты, посвященные выборам в целом и кандидатам в частности. Например: «Кандидаты в президенты России - клоун, коммуняка и массон. Поди при этом не выбери Медведева»28.

В целом, стоит отметить, что на сегодняшний день развитие таких  жанров неформальной коммуникации как  политический анекдот и политическая частушка начинает возобновляться. Особенно заметны данные процессы на региональном уровне, где в рамках избирательных кампаний проводятся конкурсы народного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги, стоит еще раз  отметить, что неформальные политические коммуникации в ходе избирательных кампаний представляют собой особую сферу деятельности.

Заметно существенное различие в восприятии неформальных коммуникаций в США, в зарубежных странах и в России.

В США в настоящее время слухи о кандидатах, юмор, направленные против оппонентов, и самоирония воспринимаются как обязательная часть любой избирательной кампании, позволяют сформировать благоприятный имидж политика и повысить рейтинг.

Для европейских стран характерна более жесткая форма подачи информации, часто это злое сатирическое изображение оппонентов в предвыборных листовках и анекдотах.

Российская практика показывает, что  на сегодняшний день неформальные коммуникации, а, в частности, политический юмор выходит  из стадии некоторой стагнации, что  в скором времени сможет привести к более благоприятным результатам.

Следует отметить, что, неформальные политические коммуникации дают возможность кандидатам более простым и доступным путем донести информацию до избирателя, только они могут внести в избирательную кампанию новые, ранее запретные темы, расширять содержание политических коммуникаций и сближать политика с избирателями, повышая его популярность и, побудив последнего, сделать более обоснованный и правильный выбор, который является необходимым в условиях демократического общества. Именно поэтому развитие данных технологий является одной из основных задач каждой демократии.

 

 

 

Список литературы

  1. Бутенко, И. А. Юмор как предмет социологии? [Текст] / И. А. Бутенко // Социс. - 2000. - № 5. – С. 135 - 140
  2. Бутина, А. В. Психологические аспекты передачи слухов [Текст] / А. В. Бутина // Психология и педагогика. – 2008. - № 2. – С. 26 - 28
  3. Дмитриев, А. В. Неформальная политическая коммуникация [Текст] / А. В. Дмитриев, В. В. Латынов, А. Т. Хлопьев. – М.: РОССПЕН, 2001. – 301 с.
  4. Дмитриев, А. В. Социология политического юмора: очерки [Текст] / А. В. Дмитриев. - М.: РОССПЭН, 1998. – 354 с.
  5. Разуваев В. В. Политический смех в современной России [Текст] / В. В. Разуваев. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. – 237 с.
  6. Сатин, С. Всемирная история в частушках: от Адама до Саддама [Текст] / С. Сатин. - М.: «Крафт+», 2002. – 104 с.
  7. Солли, М. Эти странные итальянцы [Текст] / М. Солли. - М.: Эгмонт Россия Лтд., 2005. – 200 с.
  8. Суханова, М. А. Частушка как средство социально-политической пропаганды [Текст] // Звучащая философия. - СПб.: «Каскад», 2003. - С. 189–193
  9. Щенникова, О. Н. Неформальные коммуникации в политике [Текст] / О. Н. Щенникова // Политические науки. – 2008. - № 4. – С. 207 - 208

Электронные ресурсы

  1. Архипова, А. С. Анекдот в зарубежных исследованиях ХХ века [Электронный ресурс] / А. С. Архипова // Пятое июня. – 2005. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/arhipova1
  2. Архипова, А. С. Анекдот и его прототип: генезис текста и формирование жанра [Электронный ресурс] / А. С. Архипова // Двадцать третье декабря. – 2006. – Режим доступа:  http://www.ruthenia.ru/folklore/arhipova6
  3. Веселенькое дело –эти выборы [Электронный ресурс] // Девятое октября. – 2004. – Режим доступа: http://golosa.info/node
  4. Выборы президента США 2008 [Электронный ресурс] // Восьмое мая. – 2009. – Режим доступа: http://www.freepress.ru/
  5. Дело нешуточное. Кремль и карикатуры [Электронный ресурс] // Первое мая. – 2008. – Режим доступа: http://inopressa.ru/independent/
  6. Докучаев, И. М. Смех, идеология, власть [Электронный ресурс] / И. М. Докучаев // Пятое сентября. – 2008. – Режим доступа: http://artevik.narod.ru/publ/smile
  7. Избиратель, который смеется [Электронный ресурс] // Пятнадцатое ноября. – 2008. – Режим доступа: http://www.vremya.ru/print/31653.html
  8. Как рождаются слухи. Тонкости привентивной пропаганды в СМИ [Электронный ресурс] // Двадцать восьмое января. – 2009. – Режим доступа: http://ladno.ru/technology/10996.html
  9. Кампания выборов превратилась в Голливуд [Электронный ресурс] // Четвертое ноября. – 2008. – Режим доступа: http://www. NEWSru.com
  10. Кошелюк, М. Е. От смешного до несмешного — один шаг… А обратно? [Электронный ресурс] / М. Е. Кошелюк // Двадцатое мая. – 2007. – Режим доступа: http://www.princippr.ru/printed/otsmeshnogo
  11. Кошелюк, М. Е. Юмор как избирательная технология [Электронный ресурс] / М. Е. Кошелюк // Третье сентября. – 2008. – Режим доступа: http://www.princippr.ru/printed/humor
  12. Механизм воздействия юмора в избирательных технологиях [Электронный ресурс] // Третье марта. – 2009. – Режим доступа: http://www.newsland.ru
  13. Николя Саркози подал в суд на французский еженедельник [Электронный ресурс] // Четвертое мая. – 2007. – Режим доступа: http://news.narod.co.il/news
  14. Новая свобода по старым правилам [Электронный ресурс] // Шестое февраля. – 2006. – Режим доступа: http://www.daily.com.ua
  15. Неформальные маркетинговые коммуникации [Электронный ресурс] // Тринадцатого июля. – 2001. – Режим доступа: http://electroseti.RU
  16. НФК-технологии: будущее за личной коммуникацией [Электронный ресурс] // Двадцать девятое августа. – 2007. – Режим доступа: http://narod.ru
  17. Политическая реклама [Электронный ресурс] // Седьмое февраля. – 2005. – Режим доступа: http://www.press.ru/
  18. Политический юмор летней Европы [Электронный ресурс] // Двадцать четвертое августа. – 2007. – Режим доступа: http://www.svobodanews.ru/content/Transcript/408834.html
  19. Роль коммуникации в обществе [Электронный ресурс] // Седьмое мая. – 2006. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib
  20. Успенский, М. Почему не смешно? Анекдот есть признак здорового государства [Электронный ресурс] / М. Успенский// Двадцатое мая. – 2004. – Режим доступа: http://exlibris.ru/tendenc/
  21. Частушки, стихи и анекдоты в предвыборных кампаниях [Электронный ресурс] // Восьмое февраля. – 2005. – Режим доступа: http://www.koefficienta.ru
  22. The Independent: «Не надо рисовать Путина. Пацан слишком чувствительный». Российская власть боится сатиры [Электронный ресурс] // Седьмое сентября. – 2004. – Режим доступа: http://www.net-planet.ru/news/?id=176446

Информация о работе Неформальные политические коммуникации в избирательных кампаниях