Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:44, курсовая работа
Обучение персонала для большинства российских предприятий в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что производство в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, к их знаниям и профессиональным навыкам. Знания и установки, которые помогали работникам успешно трудиться еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появление новых конкурентов и т.д.) так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.). Это ставит большинство российских предприятий перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и завтрашним изменениям. О
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА………………....5
1.1 Основные понятия и виды обучения …………………………………5
1.2 Цели, задачи, этапы и методы обучения………….………………….8
1.3 Нормативно-правовая база обучения ……………………..………...16
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СИЛЬВИНИТ»……………………………………….18
2.1 Общая характеристика организации…………………………...….18
2.1.1 Характеристика персонала……………………………………...…21
2.2 Организация обучения персонала на предприятии ОАО «Сильвинит»……………………………………………………………………..25
2.3 Анализ системы обучения персонала на предприятии……………..27
2.3.1 Особенности обучения персонала в ОАО «Сильвинит»…………30
2.3.2 Оценка эффективности обучения……………………………….....37
2.4 Изменение организационной структуры отдела подготовки кадров (ОПК)……………………………………………………………………....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………
Итак, характеристика видов обучения представлена в табл. 1.
Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения.
Обучение
может осуществляться на рабочем
месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное
и внепроизводственное
1.2
Цели, задачи, этапы
и методы обучения
Для того чтобы обучение отвечало интересам организации, еще на подготовительной стадии следует прояснить важнейшие цели, преследуемые при этом. Они должны соотноситься с целями организации. Среди основных целей обучения обычно выделяют следующие [4]:
Цели
обучения могут существенно
Для осуществления процесса профессионального обучения службе управления персоналом совместно с руководителями предприятия разных уровней необходимо определить его задачи.
Существуют четыре пути определения задач обучения [16]:
Задачи обучения:
Главная
сложность в решении
3. Организационные задачи. Обучение персонала должно опираться на четкое распределение ответственности, ясную систему планирования и контроля. К организационным задачам можно отнести такие рутинные задачи, как назначение ответственных за проведение обучения, подготовку соответствующих приказов, комплектование учебных групп, подбор преподавателей, подготовка помещений, в которых будет проходить обучение, решение вопросов технического оснащения учебы и других вспомогательных вопросов. [5]
Обучение часто связывают с понятием «изменения». Ф.Фриндлендер так комментирует эту зависимость: «Обучение - это процесс, который поддерживает и рождает изменения. Изменения – это дитя обучения».
Организация
такого обучения – это комплексный, непрерывный
процесс, включающий в себя несколько
этапов. Проанализировав мнения нескольких
авторов, а именно А.Л.Меньщиковой, С.И.Сотниковой,
Л.В.Карташовой, мы предлагаем выделить
следующие этапы
обучения: (Рис.2)
Рисунок 2 - Комплексный
процесс обучения
Управление
процессом профессионального
Потребности,
связанные с выполнением
Профессиональное обучение связано со значительными материальными издержками, поэтому определение бюджета является важнейшим моментом управления профессиональным обучением. При расчете бюджета профессионального обучения учитываются все компоненты издержек. Наличие полной информации об издержках дает возможность принять оптимальное решение о методах проведения обучения. [3]
Исходя из целей обучения, осуществляется выбор методов обучения, а также определяется содержание программ (составляется план обучения и учебной программы). Обоснование плана обучения связанно с определением необходимости обучения и отвлечение персонала от работы, затрат на его обучение, мотивация работников на обучение. [1] Затем осуществляется сам процесс обучения.
Оценка эффективности программ обучения является центральным моментом управления профессиональным обучением в компании. Профессиональное обучение рассматривается как капиталовложения в развитие персонала. Раз на учебу затрачены деньги, то следует точно знать, что же взамен сможет получить организация. Основная цель оценки эффективности обучения заключается в том, чтобы проанализировать полученную информацию и использовать ее при подготовке и проведении аналогичных учебных программ в будущем. Оценка эффективности обучения работников организации позволяет постоянно работать над повышением его качества, избавляясь от таких учебных программ и форм обучения, которые не оправдали возложенных на них ожиданий.
Можно выделить пять критериев, обычно используемых при оценке эффективности обучения [4]:
После
завершения обучения и проведения его
оценки результаты сообщаются работникам.
Методы обучения персонала
Методы обучения персонала - способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся. (Шекшеня С.В.)
Существует множество методов развития профессиональных знаний и навыков. Большинство авторов, изучающие область управления персоналом (Дж Стредвик, С.В.Шекшеня, А.Я. Кибанов, Л.В.Карташова) сходятся во мнение, что все методы обучения персонала могут быть разделены на две большие группы — обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места. Но если основываться на принятой в международной практике классификации методов обучения, то можно выделить еще и методы, которые в равной степени подходят для любого из этих двух вариантов. [6]
Основные методы обучения персонала на рабочем месте:
(по Аверину А.Н.)
1. Метод близнецов или дублирования. При использовании этого метода работника прикрепляют к более опытному работнику. В ходе совместной деятельности происходит копирование действий опытного работника.
2. Метод учебного руководства. Работник осваивает действия, изучая инструкции, руководства, пособия и другие документы.
3. Метод делегирования полномочий. Часть своей работы и ответственности за ее выполнение руководитель передает подчиненному работнику. Он обучает его в процессе данной работы.
4. Метод ротации. Работника временно перемещают на новую работу или должность для расширения профессиональных знаний и получения дополнительных навыков.
5. Метод опытного обучения. Работник приобретает опыт выполнения работы по специальной программе самообучения, основанной на должностной инструкции.
6. Метод инструктажа предусматривает разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте.
А.Я. Кибанов выделяет также такие методы, как направленное приобретение опыта (систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения) и подготовка в проектных группах (сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач).