Оперативно-производственное планирование и контроль в массовом производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Опыт планирования в нашей стране и странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что планирование дает очень много выгод:
Поощряет руководителей и специалистов постоянно мыслить перспективно;
В процессе разработки и выполнения планов осуществляет четкую координацию предпринимаемых предприятием усилий;
Заставляет предприятия четко определять свои задачи и устанавливать показатели деятельности для последующего контроля;
Стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
Способствует более рациональному распределению ресурсов;
Подготавливает предприятия к внезапным переменам и наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей должностных лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

Оперативно-производственное планирование и контроль в массовом производстве.docx

— 70.58 Кб (Скачать файл)
      1. наличие заранее разработанной технической документации (точно регламентирующей технологию);
      2. наличие расходных подетальных и пооперационных норм затрат труда и материалов на продукцию, отпускающую предприятием;
      3. система календарно-плановых нормативов.

Важным условием непрерывного и ритмичного выпуска продукции на предприятии массового производства и организации на нём ОПП является наличие необходимых заделов на тех операциях, где это вызвано производственной необходимостью. Аналогично рассмотрению вопросов в условиях индивидуального и серийного производства, рассмотрим организацию ОПП в массовом производстве. [ 5, c.78]

 

 

  1. ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ В МАССОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МИНСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД»

 

 

    1. Производственная характеристика предприятия ОАО «Минский подшипниковый завод»

 

Открытое акционерное общество «Минский подшипниковый завод» (ОАО «МПЗ») является одним из крупнейших предприятий машиностроительного комплекса Республики Беларусь, специализированном на выпуске подшипников качения. Строительство завода было начато в 1948 году в составе бывшего Министерства автотракторной промышленности СССР. В августе 1951 года, был собран первый подшипник с маркой «Минского подшипникового завода» – ГПЗ – 11.

ОАО «Минский подшипниковый завод» было создано в 1999 году путём преобразования арендного предприятия.

Общество является коммерческой организацией - юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков. Форма собственности частная.

Расположен завод по ул.Жилуновича, 2 и занимает площадь 38,8 га, из них общая площадь крытых помещений 27 га (269,5 тыс. кв. м.). На заводе установлено 6 021 ед. оборудования, в том числе 2 856 ед. технологического оборудования. Износ оборудования составляет  98%.

ОАО «Минский подшипниковый завод» входит в ряд крупнейших предприятий Республики Беларусь и является ведущим из 24 заводов стран СНГ, занимая пятое место по объемам выпускаемой продукции и численности. ОАО «Минский подшипниковый завод» специализируется на выпуске шести основных конструктивных групп подшипников более 600 типоразмеров. Все конструктивные группы и типы подшипников соответствуют требованиям международных стандартов, взаимозаменяемы с импортными аналогами и являются конкурентоспособными как на рынке стран СНГ, так и за рубежом. Общество располагает производственными мощностями, которые позволяют производить ежегодно до 30 млн. штук подшипников.

Параллельно выпускается ряд нетрадиционных изделий: поршневые пальцы, оси сателлита, втулочно-роликовые цепи для сельскохозяйственной техники, гильзы к блоку цилиндров, скобы путевые, подрельсовые прокладки и изоляторы.

Кроме того, ОАО «Минский подшипниковый завод» изготавливает оборудование и станки для собственных нужд и сторонних потребителей, товары народного потребления, выполняет работы промышленного характера, оказывает платные услуги населению, имеет подсобные сельскохозяйственные производства, санаторий-профилакторий, оздоровительный лагерь, детские дошкольные учреждения, ЖЭУ, физкультурно-оздоровительный комплекс.

Основными потребителями подшипников являются предприятия горнодобывающей, металлургической, энергетической, деревобрабатывающей, нефтегазовой промышленности, станкостроения, машиностроения и другие.

ОАО «Минский подшипниковый завод» - экспортоориентированное предприятие, около 67 % продукции идет на экспорт, в том числе 41 % - в Российскую Федерацию, 12 % - в другие страны СНГ, 14 % - в страны дальнего зарубежья (в 26 стран мира). В Республике Беларусь 2080 промышленных предприятий используют продукцию ОАО «МПЗ», из них около 400 предприятий Министерства промышленности. Это свидетельствует о стратегическом значении ОАО «Минский подшипниковый завод» для функционирования различных отраслей народного хозяйства Республики Беларусь.

Высшим органом управления в Обществе является общее собрание акционеров. В период между собраниями акционеров общее руководство деятельностью осуществляет наблюдательный совет. Руководство текущей деятелностью Общества осуществляет генеральный директор.

Существующая организационная структура ОАО «Минского подшипникового завода» обеспечивает осуществление полного производственного цикла изделий, начиная с разработки конструкторской и технологической документации на производимую продукцию, создание и совершенствование средств производства и завершая производством и реализацией продукции.

Мировую подшипниковую отрасль определяют 10 компаний, которые контролируют около 90% мирового рынка подшипников (табл. 1):

 

 

 

 

 

Таблица 1 − Доля мирового рынка 10 подшипниковых компаний

 

 

Компания

Страна регистрации

Торговая марка

Доля мирового рынка

SKF Group

Швеция

SKF

19

FAG Kugelfischer G. Sch. AG

Германия

FAG - INA

20

INA Schaeffler KG

Германия

SNR Roulemente

Франция

NTN - SNR

8

NTN

Япония

The Timken Company

США

TIMKEN - TORRINGTON

13

Torrington

США

NSK Ltd

Япония

NSK

16

Koyo-Seiko

Япония

KOYO

11

Nachi-Fujikoshi

Япония

NACHI

3


 

Источник: [3]

 

Конкуренция в подшипниковой отрасли вынуждает компании к объединению в альянсы. В 21 веке развиваются процессы глобализации подшипниковой отрасли. При этом слияния осуществляют транснациональные корпорации, которые и до слияния присутствовали на всех континентах: NSK (Япония) – RHP (Великобритания), INA (Германия) – FAG (Германия), TIMKEN (США) – TORINGTON (США), NTN (Япония) – SNR (Франция). Специалисты подшипниковой отрасли считают, что процесс глобализации отрасли не закончен и через 10 или более лет мировой рынок подшипников будет контролироваться двумя-тремя транснациональными группами. Основа для доминирования вышеуказанных торговых марок на мировом рынке – преимущественное распространение в мире технологий и оборудования Европейского Союза, США и Японии.

Лишь около 5% мирового рынка контролируют производители Восточной Европы, СНГ, Китая и Индии. В этой группе доминируют производители подшипников Китая и Индии, количество которых превышает тысячу компаний. Основа для доминирования компаний Китая и Индии в этом секторе мирового рынка – низкий уровень цен.

Подшипники – это не конечный продукт для потребителя, а стандартизированная комплектующая единица для машин и оборудования, а также для ремонтно-эксплуатационных нужд, их использование определяется производителями машин и технологического оборудования. Учитывая, что на мировом рынке большая доля занята производителями японских, европейских и американских марок, а также доминирование на рынке подшипников лидеров данной отрасли, рынок продаж подшипниковой продукции ОАО «МПЗ» ограничен. Кроме того, после вступления стран Восточной Европы в ЕС, ускоренными темпами идет перевооружение преимущественно на технологическое оборудование производства ЕС. Аналогичные процессы все с ускоряющими темпами набирают силу и в странах СНГ, что также приводит к сужению рынка сбыта подшипниковой продукции ОАО «МПЗ». Выйти же на рынки производства машин и оборудования, давно занятые японскими, европейскими и американскими производителями, в настоящее время не представляется возможным в связи с технологической отсталостью и изношенностью оборудования ОАО «МПЗ», что приводит к существенной разнице в качестве производимой продукции. Кроме того, большое количество предложений на рынке, особенно стран дальнего зарубежья, обусловило острую ценовую конкуренцию.

ОАО «МПЗ» - технологически специализированное предприятие с основным товарным ассортиментом – роликовые сферические подшипники, доля которых в структуре продаж составляет более 60%. В структуре же мирового потребления подшипников роликовые сферические подшипники составляют небольшую часть – около 13% как по стоимости, так и по весу. В указанной товарной нише, где ранее реализовывалась и реализовывается в настоящее время большая часть продукции ОАО «МПЗ» с каждым годом конкуренция ужесточается, и основным фактором, который играет здесь первостепенную роль, является цена. Китайские производители, используя государственную поддержку в виде финансовых льгот на экспортируемую продукцию и льготных валютных кредитов, постоянно расширяют номенклатуру выпускаемых подшипников все с возрастающим уровнем качества и низким уровнем затрат за счет  использования японских, европейских и американских технологий и оборудования (высокопроизводительных и менее энергоемких) и дешевой рабочей силы.

ОАО «МПЗ» является метало- и энергоемким предприятием, как следствие, рост цен на топливно-энергетические ресурсы и подшипниковую сталь (за 2006 – первое полугодие 2007 г. на черный металлопрокат – от 11-32%; цветной металл – 75-87%; электроэнергия – 18,4%; теплоэнергия – 54,4%; газ – 93,6%) приводит к росту себестоимости продукции ОАО «МПЗ» и вынуждает повышать цены на выпускаемую продукцию для обеспечения рентабельности продаж и болезненно воспринимается рынком.

Кроме того, в настоящее время большинство заводов-производителей сокращает собственное производство и переходит на закупку комплектующих  к подшипникам и готовых подшипников с клеймом производителя СНГ у Китайских производителей. Следует также отметить, что в настоящее время большинство производителей перешло на входной контроль с целью сокращения потерь от поставки некачественных комплектующих, и  качество выпускаемой продукции все больше сказывается при работе с потребителями и при оценке соотношения цена-качество. В свою очередь, качество – это, прежде всего, высокотехнологичное оборудование, на ОАО «МПЗ» же износ основного технологического оборудования составляет 95,6%.

Учитывая данные факты и принимая во внимание, что в настоящее время разница в ценах между подшипниковой продукцией ОАО «МПЗ» и китайского производства составляет 30-70%, в зависимости от производителя подшипников, в ближайшее время главную роль будет играть оптимальное соотношение цены и качества продукции.

Конкурентов ОАО «Минский подшипниковый завод» можно условно разделить на три стратегические группы исходя из позиционирования (восприятия потребителями) торговых марок на глобальном рынке в системе «качество-цена» и относительно схожими другими характеристиками.

Анализ всей продукции, выпускаемой на заводе, можно произвести по следующим показателям:

− широта – в целом на предприятии кроме подшипников также изготавливают товары народного потребления;

− насыщенность – например, МПЗ выпускает следующие конструктивные группы подшипников: шариковые, игольчатые, карданные, шарнирные, роликовые конические, роликовые сферические; все они также делятся на группы (подшипники шариковые радиальные, радиальные сферические двухрядные, радиально-упорные, радиально-упорные многорядные, упорно-радиальные многорядные);

− глубина – в рамках каждой ассортиментной группы также выделяют виды подшипников;

− гармоничность – степень близости товаров различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения и др. показателей; МПЗ производит гармоничные товары, т.к. все они производятся на одном оборудовании, из одинакового сырья, не предъявляя дополнительных требований к производству.

Формирование плана производства и реализации продукции, а также товарного портфеля осуществляется на основании заявок потребителей на производство определенного вида продукции. Критерии привлекательности товарного портфеля предприятия представлены  в табл. 2.

 

Таблица 2 − Критерии привлекательности товарного портфеля ОАО «МПЗ»

 

 

Критерий привлекательности

Вес критерия

Диапазон оценки, баллы

Низкий

Средний

Высокий

1

2

3

1.Глубина  ассортимента

0,11

До 5 позиций

5-10 позиций

Больше 10 позиций

2.Наличие  новых товаров

0,10

До 10 %

10-20 %

Выше 20  %

3.Наличие  товаров-заменителей

0,10

До 10 %

10-20 %

Выше 20 %

4.Качество  товаров с точки зрения покупателей

0,15

 

Низкое

 

Среднее

 

Высокое

5.Темп  роста доли продаж

0,13

Уменьшается

Без изменений

Увеличивается

6.Стадия  жизненного цикла товара

0,08

Насыщение

Зрелость

Рост

7.Степень  удовлетворенности покупателей  ассортиментом

0,14

Не удовлетворены

Удовлетворены частично

Полностью удовлетворены

8.Выгода  покупки

0,07

Наличие очередей, трудности в поиске нужного товара

Незначительные очереди, необходимый товар не всегда есть в наличии

Отсутствие очередей, легко найти нужный товар

9.Учет  пожеланий потребителей при формировании  ассортимента

0,12

Не выполняются

Выполняются не всегда

Всегда выполняются

Всего

3

     

Информация о работе Оперативно-производственное планирование и контроль в массовом производстве