Оптимизация деловой репутации государственных служащих (психолого-акмеологический подход)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:48, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Намеченная модернизация страны, необходимость ускорения социально-экономического развития с особой остротой поставили не только проблему профессионализма государственных служащих, но и отношения к ним и их деятельности. Деятельность государственных служащих федерального и регионального уровней, их личностно-профессиональные и личностно-деловые качества и умения, их позиция, система отношений, ценности и пр. давно являются объектами психолого-акмеологических исследований. В то же время вопросы отношения к государственным служащим и их деятельности, восприятие государственных служащих как субъектов профессиональной деятельности изучались недостаточно и по отдельным характеристикам.

Вложенные файлы: 1 файл

Оптимизация деловой репутации государственных служащих.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Оптимизация деловой репутации государственных  служащих (психолого-акмеологический  подход)

Автор Сеин Сергей Вячеславович, 27.11.2012

СЕИН Сергей Вячеславович

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ 

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

(психолого-акмеологический подход) Специальность 19.00.13 – психология развития; акмеология

(психологические науки) 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва-2012

Работа выполнена на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель:

Заслуженный деятель науки РФ, академик РАО,

доктор психологических наук, профессор 

Деркач Анатолий Алексеевич

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор 

Грачев Георгий Васильевич

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАНХ и ГС.

Актуальность темы исследования. Намеченная модернизация страны, необходимость  ускорения социально-экономического развития с особой остротой поставили  не только проблему профессионализма государственных служащих, но и отношения к ним и их деятельности. Деятельность государственных служащих федерального и регионального уровней, их личностно-профессиональные и личностно-деловые качества и умения, их позиция, система отношений, ценности и пр. давно являются объектами психолого-акмеологических исследований. В то же время вопросы отношения к государственным служащим и их деятельности, восприятие государственных служащих как субъектов профессиональной деятельности изучались недостаточно и по отдельным характеристикам. К тому же данные исследования осуществлялись преимущественно в социологическом аспекте. Не были проведены систематизированные обобщающие исследования на основе сложного интегративного критерия, включающего общее мнение, отношения, оценочную психологическую установку, образа представления, чем и является деловая репутация.

Деловая репутация в психологических  исследованиях изучалась в контексте  авторитета, престижа и имиджа, непосредственные исследования деловой репутации осуществлялись ограниченно. Психолого-акмеологические исследования сущностных характеристик деловой репутации, ее функциональных связей, условий и факторов оптимизации не проводились. В результате возникло противоречие между требованием повышения уровня деловой репутации государственных служащих, необходимого для осуществления масштабных задач реформирования общества, и недостаточной изученностью проблемы, реальным относительно невысоким ее уровнем.

Таким образом, существующие противоречия, запросы практики и недостаточная научная разработанность проблемы обусловили актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Проведенный анализ публикаций по проблеме исследований показал, что деловая  репутация госслужащих как объект психологакмеологического исследования изучена мало. О разработанности проблемы деловой репутации государственных служащих можно судить, анализируя результаты исследований, имеющих к проблеме опосредованное отношение. Отдельные характеристики деловой репутации государственных служащих рассматривались:

– в кадроведческих исследованиях (Горбачев А.И., Илларионова Т.С., Нечипоренко  В.С., Охотский Е.В., Сулемов В.А., Турчинов А.И. и др.);

– в социологических исследованиях (Магомедов К.О., Охотский Е.В., Сулемов В.А. и др.);

– авторитета субъектов управленческой деятельности (Парыгин Б.Д., Поршнев  Б.Ф., Шерковин Ю.А., Ядов В.А. и др.);

– престижа личности и деятельности (Зотова И.В., Комлева В.В. и др.);

– персонального имиджа (Зазыкин В.Г., Костенко Е.П., Перелыгина Е.Б., Почепцов Г.Г., Яндарова С.В. и др.);

– профессионализма личности и деятельности государственных служащих (Агапов В.С., Анисимов О.С., Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Карпенко А.С., Кузьмина Н.В., Москаленко О.В., Селезнева Е.В., Степнова Л.А. и др.);

– теории и практики «паблик рилейшнз» (Блэк С., Зазыкин В.Г., Комаровский  В.С., Мельников А.П., Музыкант Л.А., Хейвуд Р., Чумиков А.Н. и др.);

– доверия к лидерам (Скрипкина  Т.А., Шукюрова М.Г. и др.);

– в работах по правовой и юридической защите (Воинов А.А., Лесняк В.Н., Черкасова Т.В., Шелютта М.Л. и др.).

Однако  для целостного представлении о  сущностных психологакмеологических  характеристиках деловой репутации  государственных служащих, ее содержания, психолого-акмеологических условиях и факторах формирования деловой репутации с целью повышения ее уровня, результатов данных исследований недостаточно. Для этого необходимо проведение специальных исследований.

Цель  исследования – определить сущностные психологакмеологические характеристики деловой репутации государственных служащих и пути ее оптимизации.

Предмет исследования – психолого-акмеологические  условия и факторы повышения  деловой репутации государственных  служащих.

Деловая репутация государственных служащих – это сложившееся устойчивое мнение о госслужащих как субъектах профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий, которое выступает как проявление отношения к ним, установкой на их личность и деятельность. Деловая репутация как общее мнение основано на образе личностнпрофессиональных свойств, который является образом-представлением. Образы, представления, являющиеся основой деловой репутации, могут формироваться как стихийно, так и целенаправленно.

Деловая репутация государственных служащих тесно связана с их профессионализмом, авторитетностью, имиджем, психологическими особенностями освещения их деятельности и личностных свойств в СМИ, индивидуальным опытом взаимодействий с госслужащими.

Позитивная  деловая репутация государственных  служащих является разновидностью аттракции, возникающей вследствие совпадения образов деятельности, поведения, отношения и коммуникаций госслужащих с доминирующими социальными ожиданиями.

Деловая репутация государственных служащих, как и другие психологические  феномены, связанные с проявлением мнений и отношений (популярность, мода и др.), имеет пространственные и временные характеристики. Пространственные характеристики деловой репутации госслужащих обусловливаются широтой проявления мнений среди различных групп. В то же время деловая репутация может быть у конкретных групп госслужащих и отличаться от деловой репутации всех госслужащих. Временные характеристики деловой репутации проявляются в ее жизненном цикле, при этом время доминирования деловой репутации госслужащих может изменяться в широком диапазоне.

Деловая репутация государственных служащих как образ и мнение, может быть оптимизирована по критерию уровня проявления. Существуют психолого-акмеологические  условия и факторы, позволяющие  сделать деловую репутацию государственных служащих объектом регулирования.

1. Обобщить результаты психологических  и психологакмеологических исследований, связанных с проблемой деловой  репутации. 

2. Определить сущностные характеристики  деловой репутации и ее системные  связи, разработать теоретическую модель.

3. Определить связи деловой репутации  государственных служащих с характеристиками  нормативности поведения, деятельности, отношений интересов и ценностей. 

4. Провести эмпирические исследования  основных характеристик деловой  репутации государственных служащих.

5. Разработать психолого-акмеологическую  модель деловой репутации государственных  служащих.

Методологической  основой диссертационного исследования являются положения акмеологического подхода, общие и частные методологические принципы психологии и акмеологии: комплексности, системности, субъектности, психологического детерминизма, развития, единства личности и деятельности, потенциального и актуального, инвариантности.

Теоретической основой диссертационного исследования являются:

– теоретические исследования в  области психологии развития и акмеологии ( Ананьев Б.Г., Асеев В.Г., Бодалев  А.А., Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Климов Е.А., Кузьмина Н.В., Реан А.А., Селезнева Е.В., Фельдштейн Д.И.и др.);

– психологические и акмеологические  теории и концепции личности (Ананьев  Б.Г., Бодалев А.А., Мясищев В.Н., Платонов К.К., Рубинштейн С.Л. и др.);

– психологические исследования вторичных  образов представления (Ганзен В.А., Гостев А.А., Ломов Б.Ф., Петухов Б.М.);

– психологические и акмеологические  исследования личности и деятельности государственных служащих (Агапов В.С., Анисимов О.С., Базаров Т.Ю., Горобец  Т.Н., Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Карпенко А.С., Кириченко А.В., Князев А.М., Марков В.Н., Маркова А.К., Москаленко О.В., Селезнева Е.В., Синягин Ю.В., Степнова Л.А. и др.).

При проведении диссертационного исследования использовались:

– общенаучные теоретические методы (теоретический анализ, обобщение, систематизация системные описания);

– общенаучные эмпирические методы (интервьюирование, анкетный опрос).

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:

– данные анкетного опроса (168 респондентов из г.г. Москвы и Иванова);

– результаты групповых дискуссий (более 100 человек).

Выявлено, что проблема деловой  репутации государственных служащих недостаточно разрабатывалась в  психологических и психолого - акмеологических  исследованиях. Проводились исследования личностно - профессиональных и личностно-деловых качеств госслужащих, их менталитета, смыслообразований, ценностей и ценностных ориентаций, то есть рассматривались лишь отдельные аспекты проблемы, отдельные свойства, качества и умения, влияющие на деловую репутацию государственных служащих.

Уточнено определение деловой  репутации государственных служащих как общего мнения о государственных  служащих, связанного с выполнением  ими профессиональной деятельности на государственной службе, в котором отражаются их личностно-деловые и личностнпрофессиональные качества и отношения.

Показано, что деловая репутация  государственных служащих как общее  мнение формируется на основе образов  социальной перцепции о госслужащих  как субъектах профессиональной деятельности. Образы социальной перцепции интегрируют образы непосредственного восприятия, образы памяти, образы, формируемые от различных источников информации. Деловая репутация может отличаться по своему масштабу, направленности и интенсивности, она не имеет ограничений во времени (время активной деятельности субъекта), но нуждающаяся в постоянном (периодическом) подтверждении.

Установлены тесные связи между  деловой репутацией госслужащих  и уровнем морально-нравственной нормативности их поведения, деятельности и отношений, которые в свою очередь базируются на этических нормах и принципах, то есть системе норм поведения, порядка действий и правил, взаимоотношений соответствующих нормам общечеловеческой морали. Показано, что с точки зрения нравственной регуляции, госслужащие являют собой сложное сочетание «модальной личности» и «психологической личности». Профессиональные и социальные нормы в процессе развития профессионализма у субъекта превращаются во внутренние личностные нормы, не только как профессиональные или групповые, но и морально-нравственные, которые являются более жесткими и высокими, чем существующие профессиональные и социальные. Выявлен эффект пропорциональной взаимосвязи уровня моральной нормативности госслужащего с моральной нормативностью окружающих его людей (родственников, коллег по работе, друзей, референтных микрогрупп).

Отмечен важный факт изменения норм и нормативности деятельности, поведения  и отношений во времени в процессе деятельности и взаимодействий, в  том числе и моральной нормативности.

Установлено в ходе исследования ценностных ориентаций и профессионального  менталитета госслужащих, влияющих на нормативность их деятельности и  поведения и отражающиеся на их деловой  репутации, что государственные  служащие как отдельная довольно многочисленная социальная и профессиональная группа формируют свою специфическую систему ценностных ориентаций, отличающихся индивидуально-прагматической направленностью и влияющих на нормативность поведения.

Эмпирически установлено, что в  целом деловая репутация госслужащих как в столице, так и регионах оценивается невысоко: отрицательных оценок примерно в три раза больше, чем положительных. При этом оценки отличаются противоречивостью и зависят от профессиональной принадлежности респондентов: многие из госслужащих оценивают свою деловую репутацию положительно, другие респонденты в большинстве своем дали отрицательные оценки. Отмечен факт более высокого уровня оценок деловой репутации государственных служащих в регионах, чем в столице. В то же время часть респондентов приводила примеры эффективной работы госслужащих, их высокой деловой репутации, однако таких оценок было примерно в четыре раза меньше.

Выявлено, что чем ниже уровень  материального благосостояния у  респондентов, тем жестче их оценки деловой репутации госслужащих. Весьма строго оценивали деловую репутацию госслужащих и предприниматели, при этом более категоричными были оценки в столице.

Зафиксированные высокие оценки деловой  репутации госслужащих обусловлены  констатацией их профессионализма и чувства долга и ответственности, готовности решать первоочередные проблемы населения. Наиболее высоко оценивается деловая репутация специалистогосслужащих, руководителей служб и департаментов, а также госслужащих высокого ранга.

Определено, что ниже всех оценивалась деловая репутация региональных руководителей. Низкие оценки деловой репутации госслужащих обусловлены следующими причинами: нарушениями закона и коррупцией, низким уровнем профессионализма, безответственностью, пренебрежительным отношение к населению и его интересам.

Установлено, что формирование оценок деловой репутации госслужащих  осуществлялось главным образом  из личного опыта взаимодействий с ними. Важную роль имел анализ деятельности госслужащих при решении профессиональных проблем, анализ причин нынешнего уровня и качества жизни населения. Велико значение информации, поступающей от знакомых (стихийные каналы трансляции информации), а также информации, поступающей от СМИ и интернета. В общем мнении многие госслужащие недостаточное внимание уделяют своей деловой репутации, а также развитию своего профессионализма.

Информация о работе Оптимизация деловой репутации государственных служащих (психолого-акмеологический подход)