Содержание
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Школы стратегического
управления……………………………….....5
- Школа позиционирования…………………………………………….......5
- Школа предпринимательства……………………………………………..8
- Когнитивная школа ………………………………………………..….….11
- Школа обучения…………………………………………………….…….13
- Школа власти………………………………………………………...……15
- Школа культуры…………………………………………………………..16
- Школа внешней среды…………………………………………..………..18
- Школа конфигурации
в стратегическом управлении…………………..20
Глава 2. Опыт фирмы «Toyota» в применении
идей школы культуры………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиография…………………………………………………………………….28
Введение
Впервые, термин стратегическое
управление был введен в обиход на стыке
1960-70 гг. для того, чтобы обозначать разницу
между текущим управлением на уровне производства
и управлением, осуществляемом на высшем
уровне. Значение стратегического управления,
позволяющего компаниям выживать в конкурентоспособной
борьбе в долгосрочной перспективе, резко
возросло в последние десятилетия. Все
компании в условиях твердой конкуренции,
скоро меняющейся ситуации обязаны не
только концентрировать внимание на внутреннем
состоянии дел, но и производить стратегию
долгосрочного выживания, которая позволяла
бы им поспевать за переменами, происходящими
в их окружении. В прошедшем многие компании
могли удачно работать, обращая внимание
в основном на ежедневную работу, на внутренние
трудности, связанные с повышением эффективности
использования ресурсов в текущей деятельности.
Сейчас же, хотя и не снимается задача
оптимального использования потенциала
в текущей деятельности, принципиальным
становится воплощение такового управления,
которое обеспечивает адаптацию организации
к скоро меняющейся окружающей среде.
Ускорение конфигураций в окружающей
среде, появление новейших запросов и
изменение позиции потребителя, возрастание
конкуренции за ресурсы, интернационализация
бизнеса, развитие информационных сетей,
делающих вероятным молниеносное распространение
и получение информации, широкая доступность
современных технологий, изменение роли
человеческих ресурсов, а также ряд остальных
факторов привели к резкому возрастанию
значения стратегического управления. Естественно,
постоянно следует держать в голове, что
стратегическое управление - это в первую
очередь продукт творчества высшего управления,
но в то же время можно говорить и о некой
теории стратегического управления, знание
которой дозволяет более эффективно осуществлять
управление организацией. Именно поэтому
тема данной работы является столь актуальной. Цель
моей работы: досконально изучить взгляды
различных ученых в области менеджмента
на сущность стратегического управления.
Для достижения этой цели я
поставила перед собой несколько задач:
- Изучить основные сущности
различных школ стратегического управления,
основанных учеными в области менеджмента
- Разобрать идеи одной из школ
на примере известной компании
- Постараться сделать вывод,
какая из школ внесла наибольший вклад
в развитие теории стратегического управления
Глава 1. Школы стратегического
управления
1.1. Школа позиционирования
в теории стратегического управления
Основатели: М. Портер, Р. Кац,
Б. Джеймс, Дж. Куинн
Школа позиционирования: основываясь
на результатах качественно проведенного
конкурентного анализа, высшее руководство
может выбрать одну или несколько общих
стратегий, представляющих собой стандартные
решения для любых типов организаций.
Школа позиционирования
сосредотачивает внимание на типизации
стратегий и определении условий, в которых
та или иная типичная стратегия наиболее
эффективна. Отправной точкой служит утверждение,
что число основных стратегий в принципе
ограниченно, есть некоторые родовые,
нормативные или генерические стратегии,
и нужно правильно такую стратегию выбрать.
Выбор стратегии во многом зависит от
ситуации в отрасли.
Основные методы: конкурентный
анализ, портфельный анализ.
Идеологи: М. Портер,
консультанты BKG.
Задачи разработки стратегии
лежат на высшем руководстве, штатных
аналитиках, привлекаются консалтинговые
фирмы.
Стратегическое планирование
— аналитический и систематический процесс,
стратегия представляет собой выбранную
родовую позицию и конкретные приемы для
ее завоевания или отстаивания.
Основной метод планирования:
портфельные матрицы.
Основные посылки:
1) стратегии представляют
собой генерические рыночные позиции
компании, которые могут быть идентифицированы;
2) процесс формирования
стратегии — сделанный на основе
анализа выбор определенной позиции;
3) в результате процесса
стратегического планирования формулируется
конкретная стратегия, которая затем
внедряется.
Существенным вкладом в теорию
стратегического планирования можно считать
разработку цепочки ценностей М. Портера.
В своей работе «Конкурентные преимущества»
он установил, что на каждом этапе хозяйственной
деятельности формируются свои ценности,
которые признаются и оплачиваются потребителями.
Он обосновал принципы появления конкурентных
преимуществ предприятия, которые формируются
путем создания на каждом этапе своих
ценностей. Речь в этом случае идет главным
образом о сравнительном анализе потребительских
свойств продукта, создаваемых на разных
этапах его разработки, производства,
маркетинга, сбыта в соизмерении с затратами
на достижение этих ценностей.
Школа позиционирования стратегического
управления прошла в своем развитии три
«волны»: 1) ранние труды о военных стратегиях;
2) «Консалтинговые императивы» 1970-х годов;
3) работы об эмпирических предположениях
1980-х годов.
Естественно, особый интерес
представляют вторая и третья «волны»
этой школы.
Вторая «волна» школы позиционирования
связана с деятельностью Бостонской консультационной
группы (БКГ) и предложенными ее сотрудниками
концепциями матрицы «рост - доля рынка»
и кривой опыта.
Согласно Б. Хендерсону, условием
успешной деятельности компании является
наличие у нее портфеля товаров, характеризующихся
различными темпами роста объемов продаж
и различными долями рынка. Содержание
портфеля представляет собой функция
баланса денежных потоков, причем только
диверсифицированная компания со сбалансированным
портфелем может использовать свои силы
для обоснованной капитализации возрастающих
возможностей.
Важным достижением школы позиционирования
можно считать разработку в 1972 году PIMS-модели
(Profit Impact of Market Strategies), предназначенной
для General Electric. Впоследствии данная модель
превратилась в автономную базу данных
о продажах. Она идентифицировала ряд
стратегических переменных, которые использовались
для оценки ожидаемой отдачи от инвестиций,
доли рынка и прибыли.
Третья «волна» школы позиционирования
связана с исследованиями М. Портера, в
которых была предложена модель конкурентного
анализа. В этой модели автор предпринял
попытку представить внешние для организации
силы, определяющие уровень отраслевой
конкуренции.
В последние годы исследования
школы позиционирования проводились по
следующим основным направлениям:
1. Осуществление привязки
определенных стратегий к конкретным
условиям.
2. Описание определенных
групп стратегий и/или групп
условий и их взаимосвязей.
3. Определение характера
стратегических реакций в ответ
на внешние изменения.
4. Отслеживание последовательности
групп стратегий и/или условий
во времени.
Кроме того, особую актуальность
в рамках школы позиционирования приобрели
теоретические исследования стратегий,
которые получили название теории игр,
включающей ряд концепций, призванных
помочь осознать принципы стратегического
динамического маневрирования конкурентов.
Содержание школы позиционирования
раскрывают следующие принципиальные
положения:
1 Школа позиционирования
определила горизонты для проведения
исследований в сфере стратегического
управления и в определенной
мере обеспечила теоретиков и
практиков эффективным набором
стратегий.
2. Она ориентируется главным
образом на экономические аспекты
развития компании, более того - преимущественно
количественно определяемые.
3. Эта школа рассматривает
разработку стратегии не как
сложный и динамичный процесс,
а как достаточно упорядоченный
и стабильный.
4. Школа позиционирования
исследует в основном достаточно
узкий контекст стратегического
управления, связанный с анализом
основополагающих стратегий в
сложившихся отраслях.
5. Она делает акцент
на изучении внешних условий
развития компании, прежде всего
отраслевых и конкурентных, недооценивая
при этом внутренние ее возможности.
6. Школа позиционирования
рассматривает стратегию не как
уникальную перспективу, а как
генерическую позицию. При этом процесс
стратегического планирования обычно
сводится к формуле, позволяющей, опираясь
на ограниченный перечень условий, выбрать
единственно верную стратегию развития.
1. 2. Школа предпринимательства в теории
стратегического управления
Школа предпринимательства рассматривает
разработку стратегии развития фирмы
не как коллективный процесс а как индивидуальное
творчество ее руководителя. Сторонники
данной школы считают, что развитие фирмы
в полной мере зависит от диктата индивидуума.
Центральным понятием школы предпринимательства
является видение, под которым понимается
мысленное представление стратегии, возникшее
или отображенное в сознании руководителя
фирмы. Поскольку видение представляет
собой некий призрачный образ, постольку
оно отличается гибкостью, и в силу этого
любой руководитель легко адаптируется
к своему опыту. Следовательно, по мнению
представителей данной школы, любую предпринимательскую
стратегию можно характеризовать одновременно
и как предначертанную, и как развивающуюся.
Таким образом, представители школы предпринимательства
считают, что ключевым фактором, обеспечивающим
успешное развитие фирмы, является персонализированное
руководство, основывающееся на стратегическом
предвидении.
Основатели: Й. Шумптер, А. Коул, К. Найт
Содержание школы предпринимательства
раскрывают следующие принципиальные
положения:
1. Стратегия развития любой фирмы
существует в сознании ее руководителя
в виде своеобразной перспективы,
а именно - интуитивного выбора
направления движения и предвидения
будущего фирмы.
2. Процесс формирования стратегии
развития фирмы базируется на
жизненном опыте и интуиции
ее руководителя, независимо от
того, рождается идея стратегии
в его сознании или он воспринимает
ее извне.
3. Для стратегического предвидения
характерна гибкость, а предпринимательская
стратегия является одновременно
и продуманной, и неожиданно возникающей.
4. Предпринимательскую организацию
отличает гибкость, поскольку она
представляет собой относительно
простую структуру, которая достаточно
чутко реагирует на указания
своего руководителя.
5. Предпринимательская стратегия
в определенной мере является
защищенной от влияния прямой
конкуренции в рыночной нише.
Таким образом, школа предпринимательства
выдвинула на первый план такие важнейшие
аспекты разработки стратегии, как упреждающий
характер этого процесса и та роль, которую
играют в нем индивидуальное руководство
и стратегическое видение. Однако при
этом процесс формирования стратегии
сводится к поведению одного человека
- руководителя. В силу этого ключевые
решения относительно стратегии и управления
принимаются руководителем. Подобная
централизация, по мнению представителей
школы предпринимательства, в определенной
мере гарантирует, что стратегические
реакции будут отражать всю полноту знаний
руководителя о данной сфере деятельности.
Школа
предпринимательства рассматривает
как ключевой фактор успеха персонализированное
руководство, базирующееся на стратегическом
видении. Будущее компании зависит от
личных качеств, предпринимательского
и организаторского таланта людей, которые
ею руководят. Предпринимательство рассматривается
широко, в небольших организациях — это
классический предприниматель, организовавший
собственное дело, однако это может быть
и интрапренерство (люди,
которые берут на себя риск принятия стратегических
решений внутри крупных организаций).
Школа исходит из того, что многие оригинальные
решения и прорывы компаний связаны с
именами талантливых менеджеров (Л. Якокка,
Д. Уэлч и т.д.). Как правило, предприниматель
делает акцент не столько на планировании,
сколько на поиске новых возможностей.
Он больше полагается на личную власть
или харизму. Реализация стратегии принимает
форму важных решений — так называемых
смелых ходов. Предприниматель имеет целью
достижение успеха, внешним проявлением
которого является рост и развитие организации.