Организации и управление ими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 08:40, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является выяснение степени зависимости эффективности работы предприятия от оптимальности выстроенной структуры.
В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:
1. Определение понятия организационной структуры.
2. Описание типов и разновидностей организационных структур и, соответственно, их недостатков и достоинств.
3. Умение строить структуру конкретного предприятия, выявление связей между элементами структур и их взаимозависимость.
4. Подбор наиболее оптимальной структуры для предприятия с учетом его особенностей и условиями окружающей среды.
5. Выявление необходимых требований для формирования эффективных структур управления.

Содержание

1. Теоретическая часть:
1.1. Введение………………………………………………………………3
1.2. Определение организационной структуры управления предприятием………………………………………………………………..4
1.3. Требования, предъявляемые к организационным структурам управления предприятием………………………………………………….5
1.4. Факторы, влияющие на организационные структуры управления
Предприятием……………………………………………………………….8
1.5. Основные типы организационных структур управления современными предприятиями…………………………………………….11
1.6. Заключение…………………………………………………………....31
1.7. Литература…………………………………………………………….33
2. Практическая часть:
2.1. Информация о предприятии………………………………………...34
2.2. Организационно-правовая форма предприятия…………………....35
2.3. Виды деятельности предприятия……………………………………36
2.4. Размеры предприятия (объем производительной продукции и услуг, объем товарооборота, численность работников, производительная и торговая площадь)…………………………………………………………37
2.5. Штатное расписание предприятия………………………………….39
2.6. Организационная структура управления данным предприятием ( охарактеризовать ее, указать тип, достоинства и недостатки)…………...41
2.7. Предложения по совершенствованию существующей организационной структуры предприятия ( изобразить ее, нарисовать схему рекомендаций, перечислить ее преимущества по сравнению с предыдущим вариантом)……………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

тая.docx

— 1.60 Мб (Скачать файл)

· характер выпускаемой  продукции и технология ее производства; 

· ориентация на местный, национальный или внешний  рынки; 

· характер объединения. 

2. Организационно-управленческие факторы: 

· выбранная  стратегия развития (поглощения, роста, сокращения); 

· функции управления; 

· используемые информационные технологии; 

· система методов  управления; 

· стиль работы руководителя.

  Факторы подбора представляют собой то, что воздействует на объект, сохраняя или разрушая его. Особенности управляющей системы как “объекта подбора” определяют и факторы, которые необходимо учитывать при осуществлении действий по соединению или разъединению ее элементов. Они могут быть внутрисистемными и внесистемными. Внутрисистемные факторы определяются особенностями объекта подбора. Например, для управляющей системы такими факторами являются состав УС и требования, предъявляемые элементами системы друг к другу. Так, используемые технические средства управления требуют и соответствующих знаний и умений кадров. Функциональный состав подразделений УС требует соответствующего профессионального и квалификационного состава управленческих работников, соотношений руководящих работников и исполнителей и др.

  Внесистемные факторы подразделяются на внутренние и внешние.    Внутренние факторы определяются особенностями того предприятия, для которого формируется управляющая система. Это, прежде всего, характер организационно-правовой формы предприятия, характер корпоративной схемы (наличие холдинга, дочерних предприятий, посреднических фирм и др.), уровень внутренней кооперации, комбинирования и специализации производственных подразделений, состав и характер внутренней инфраструктуры и т. д.

  Внешние факторы отражают области соприкосновения, взаимодействия объекта подбора с другими системами. Эти факторы представляют собой возможные воздействия на объект подбора всех сегментов внешней среды: производственного, научно-технического, коммерческого, потребительского, ресурсного, финансового, трудового, сырьевого, топливно-энергетического, инфраструктурного. Особое значение в условиях рыночной экономики имеют факторы государственного воздействия: система налогообложения, таможенная политика, ценовая и др.

  Таким образом, любая организация представляет собой технико-экономическую и социальную систему, описать которую можно, если определить характер ее взаимодействия подразделений организации друг с другом и, наконец, характер взаимодействия индивида с организацией.

  На уровне взаимодействия с внешней средой могут реализоваться механистический либо органический подход. Взаимодействие на уровне подразделений в организации строится с помощью различных типов департменизации: традиционной, матричной, дивизиональной организации; на уровне взаимодействия с организацией может придавать ей индивидуалистский или корпоративный характер.

  Основные факторы, определяющие сложность и иерархичность организационный структуры предприятия, то есть влияющие на количество и численность отделов и служб, а также форма влияния факторов.

  1.Факторы, определяющие сложность организационной структуры предприятия: 

  • Как влияет усиление (увеличение, повышение, углубление) фактора 
 
  • Номенклатура  выпускаемой продукции 
  • осложняет 
 
  • Показатель  унификации продукции 
  • упрощает 
 
  • Сложность продукции 
  • осложняет 
 
  • Масштаб производства  
  • упрощает 
 
  • Специализация производства 
  • упрощает 
 
  • Кооперирование  производства 
  • упрощает 
 
  • Концентрация  производства 
  • осложняет 
 
  • Комбинирование  производства 
  • осложняет 
 
  • Развитие  инфраструктуры региона 
  • упрощает 
 
  • Международная интегрированность предприятия 
  • упрощает 

  2.Факторы, определяющие сложность организационной структуры предприятия:

  Организационная структура управления должна отвечать ряду определенных критериев, характеризующих ее оптимальность. К ним можно отнести: 

  • наикратчайший путь от звена управляющей системы  до управляемого объекта;
 
  • оптимальное число ступеней и звеньев;
 
  • наименьшее  число "входов" и "выходов" каждого  звена;
 
  • четкий  состав видов работ по управлению для каждого звена;
 
  • отсутствие  дублирования работ.
 

  Одной, оптимальной для всех ситуаций, организационной структуры управления предприятием не существует. Относительная эффективность того или иного типа структуры определяется различными внешними и внутренними условиями, а также реализуемыми стратегиями.

  При разработке структуры управления важно исследовать специфику организационных связей и уже на базе этого вырабатывать рекомендации по созданию рациональной организационной структуры управления. 
 
 
 
 
 
 

    1. Основные  типы организационных структур управления современными предприятиями
 

  Ниже рассматриваются  виды структур управления, наиболее часто используемые организациями. Ознакомление с их структурными схемами, достоинствами и недостатками позволяет проследить динамику перехода от одного вида к другому и определить наиболее благоприятные условия их применения в организациях. При этом следует исходить из того, что графические схемы структур управления отражают взаимоотношения и связи между элементами структуры, характеризуя также вертикаль распределения полномочий. В реальности же структура управления значительно богаче по содержанию, так как представляет собой совокупность путей; применяя которые организация осуществляет разделение труда и затем координирует выполнение задач и целей.

  Очевидным является то, что каждая организация представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать эту систему возможно, если определить характер взаимодействия на каждом из ее уровней: «организация - внешняя среда», «подразделение - подразделение» или «группа-группа», «индивид-организация».

  Согласно существующей теории и практике, взаимодействие на уровне «организация - внешняя среда» может осуществляться с помощью механистического или органического подходов и соответственно организация может получить одну из этих характеристик. Взаимодействие на уровне «подразделение- подразделение» реализуется с помощью комбинаций различных типов департменизации и выступает в рамках организационных структур: традиционной, дивизиональной или отделенческой, матричной. И, наконец, на уровне «индивид-организация» взаимодействие в зависимости от того, какая сторона играет лидирующую роль, может придать организации «индивидуалитский» или «корпоративный» характер.

  1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой.

 Применение  термина «механистический» к  организации используется для  того, чтобы показать, что система  спроектирована наподобие машинного  механизма, предназначенного для  производительных операций. В последние  годы механистический подход  подвергается сильной критике.  Термин «органический» как бы  придает организации качества  живого организма, свободного  от недостатков механистической  структуры.

а) Механистический  подход к проектированию организации  характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой  иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация  может действовать эффективно в  условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять  работу) и имеется несложное и  нединамичное внешнее окружение.

Многие специалисты  считают механистический подход синонимом веберовской бюрократической  организации. Немецкий социолог и экономист  М.Вебер вошел в историю тем, что сформулировал в начале века понятие бюрократии как организации, имеющей определенные характеристики.

  Свои преимущества, например такие, как предсказуемость и производительность, бюрократическая система может реализовать при следующих условиях:

§ В организации  известны общие цели и задачи;

§ Работа в организации  может делиться на отдельные операции;

§ Общая цель организации должна быть достаточно простой, чтобы позволить выполнить  ее на основе централизованного планирования;

§ Выполнение работы индивида может достоверно измеряться;

§ Денежное вознаграждение мотивирует работника;

§ Власть руководителя признается как законная.

  Конечно, существует много других условий, важных для успеха любой организации, например таких, как наличие ресурсов и спрос на результат деятельности. Однако вышеперечисленные условия очень важны для эффективной деятельности организации, построенной на основе механистического подхода.

б) Органический подход к проектированию организации  характеризуется слабым или умеренным  использованием формальных правил и  процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и  небольшим количеством уровней  иерархии. Этот подход демонстрирует  свою эффективность в условиях, когда  используется нерутинная технология (высокая  неопределенность того, когда, где и  как выполнять работу) и имеется  сложное и динамичное внешнее  окружение.

  Органический подход позволяет организации лучше взаимодействовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к изменениям, т.е. являться более гибкой. Органический подход является полной противоположностью «идеальной» бюрократии

  1. Типы организаций по взаимодействию подразделений.

  Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.

   Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи: 

§ линейные (административное подчинение), 

§ функциональные (по сфере деятельности без прямого  административного подчинения), 

§ межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями  одного и того же уровня).

В зависимости  от характера связей выделяются несколько  основных типов организационных  структур управления: 

- линейная; 

- функциональная; 

- линейно-функциональная; 

- матричная; 

- дивизиональная; 

- множественная.

а) Традиционный тип организации включает в себя линейную, функциональную и линейно-функциональную структуры.

  В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинства - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

  В линейной структуре все полномочия идут от высшего звена управления к низшему. В числе преимуществ линейной организации -- ответственность, установленные обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочий; оперативный процесс принятия решений; простота в понимании и использовании, возможность поддерживать необходимую дисциплину. Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации.

Информация о работе Организации и управление ими