Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 08:40, реферат
Целью данной работы является выяснение степени зависимости эффективности работы предприятия от оптимальности выстроенной структуры.
В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:
1. Определение понятия организационной структуры.
2. Описание типов и разновидностей организационных структур и, соответственно, их недостатков и достоинств.
3. Умение строить структуру конкретного предприятия, выявление связей между элементами структур и их взаимозависимость.
4. Подбор наиболее оптимальной структуры для предприятия с учетом его особенностей и условиями окружающей среды.
5. Выявление необходимых требований для формирования эффективных структур управления.
1. Теоретическая часть:
1.1. Введение………………………………………………………………3
1.2. Определение организационной структуры управления предприятием………………………………………………………………..4
1.3. Требования, предъявляемые к организационным структурам управления предприятием………………………………………………….5
1.4. Факторы, влияющие на организационные структуры управления
Предприятием……………………………………………………………….8
1.5. Основные типы организационных структур управления современными предприятиями…………………………………………….11
1.6. Заключение…………………………………………………………....31
1.7. Литература…………………………………………………………….33
2. Практическая часть:
2.1. Информация о предприятии………………………………………...34
2.2. Организационно-правовая форма предприятия…………………....35
2.3. Виды деятельности предприятия……………………………………36
2.4. Размеры предприятия (объем производительной продукции и услуг, объем товарооборота, численность работников, производительная и торговая площадь)…………………………………………………………37
2.5. Штатное расписание предприятия………………………………….39
2.6. Организационная структура управления данным предприятием ( охарактеризовать ее, указать тип, достоинства и недостатки)…………...41
2.7. Предложения по совершенствованию существующей организационной структуры предприятия ( изобразить ее, нарисовать схему рекомендаций, перечислить ее преимущества по сравнению с предыдущим вариантом)……………………………………………………45
· характер выпускаемой
продукции и технология ее производства;
· ориентация на
местный, национальный или внешний
рынки;
· характер объединения.
2. Организационно-управленческие
факторы:
· выбранная
стратегия развития (поглощения, роста,
сокращения);
· функции управления;
· используемые
информационные технологии;
· система методов
управления;
· стиль работы руководителя.
Факторы подбора представляют собой то, что воздействует на объект, сохраняя или разрушая его. Особенности управляющей системы как “объекта подбора” определяют и факторы, которые необходимо учитывать при осуществлении действий по соединению или разъединению ее элементов. Они могут быть внутрисистемными и внесистемными. Внутрисистемные факторы определяются особенностями объекта подбора. Например, для управляющей системы такими факторами являются состав УС и требования, предъявляемые элементами системы друг к другу. Так, используемые технические средства управления требуют и соответствующих знаний и умений кадров. Функциональный состав подразделений УС требует соответствующего профессионального и квалификационного состава управленческих работников, соотношений руководящих работников и исполнителей и др.
Внесистемные факторы подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние факторы определяются особенностями того предприятия, для которого формируется управляющая система. Это, прежде всего, характер организационно-правовой формы предприятия, характер корпоративной схемы (наличие холдинга, дочерних предприятий, посреднических фирм и др.), уровень внутренней кооперации, комбинирования и специализации производственных подразделений, состав и характер внутренней инфраструктуры и т. д.
Внешние факторы отражают области соприкосновения, взаимодействия объекта подбора с другими системами. Эти факторы представляют собой возможные воздействия на объект подбора всех сегментов внешней среды: производственного, научно-технического, коммерческого, потребительского, ресурсного, финансового, трудового, сырьевого, топливно-энергетического, инфраструктурного. Особое значение в условиях рыночной экономики имеют факторы государственного воздействия: система налогообложения, таможенная политика, ценовая и др.
Таким образом, любая организация представляет собой технико-экономическую и социальную систему, описать которую можно, если определить характер ее взаимодействия подразделений организации друг с другом и, наконец, характер взаимодействия индивида с организацией.
На уровне взаимодействия с внешней средой могут реализоваться механистический либо органический подход. Взаимодействие на уровне подразделений в организации строится с помощью различных типов департменизации: традиционной, матричной, дивизиональной организации; на уровне взаимодействия с организацией может придавать ей индивидуалистский или корпоративный характер.
Основные факторы, определяющие сложность и иерархичность организационный структуры предприятия, то есть влияющие на количество и численность отделов и служб, а также форма влияния факторов.
1.Факторы, определяющие сложность организационной структуры предприятия:
2.Факторы, определяющие сложность организационной структуры предприятия:
Организационная
структура управления должна отвечать
ряду определенных критериев, характеризующих
ее оптимальность. К ним можно отнести:
Одной, оптимальной для всех ситуаций, организационной структуры управления предприятием не существует. Относительная эффективность того или иного типа структуры определяется различными внешними и внутренними условиями, а также реализуемыми стратегиями.
При разработке
структуры управления важно исследовать
специфику организационных связей и уже
на базе этого вырабатывать рекомендации
по созданию рациональной организационной
структуры управления.
Ниже рассматриваются виды структур управления, наиболее часто используемые организациями. Ознакомление с их структурными схемами, достоинствами и недостатками позволяет проследить динамику перехода от одного вида к другому и определить наиболее благоприятные условия их применения в организациях. При этом следует исходить из того, что графические схемы структур управления отражают взаимоотношения и связи между элементами структуры, характеризуя также вертикаль распределения полномочий. В реальности же структура управления значительно богаче по содержанию, так как представляет собой совокупность путей; применяя которые организация осуществляет разделение труда и затем координирует выполнение задач и целей.
Очевидным является то, что каждая организация представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать эту систему возможно, если определить характер взаимодействия на каждом из ее уровней: «организация - внешняя среда», «подразделение - подразделение» или «группа-группа», «индивид-организация».
Согласно существующей теории и практике, взаимодействие на уровне «организация - внешняя среда» может осуществляться с помощью механистического или органического подходов и соответственно организация может получить одну из этих характеристик. Взаимодействие на уровне «подразделение- подразделение» реализуется с помощью комбинаций различных типов департменизации и выступает в рамках организационных структур: традиционной, дивизиональной или отделенческой, матричной. И, наконец, на уровне «индивид-организация» взаимодействие в зависимости от того, какая сторона играет лидирующую роль, может придать организации «индивидуалитский» или «корпоративный» характер.
Применение
термина «механистический» к
организации используется для
того, чтобы показать, что система
спроектирована наподобие
а) Механистический подход к проектированию организации характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение.
Многие специалисты
считают механистический подход
синонимом веберовской
Свои преимущества, например такие, как предсказуемость и производительность, бюрократическая система может реализовать при следующих условиях:
§ В организации известны общие цели и задачи;
§ Работа в организации может делиться на отдельные операции;
§ Общая цель
организации должна быть достаточно
простой, чтобы позволить выполнить
ее на основе централизованного
§ Выполнение работы индивида может достоверно измеряться;
§ Денежное вознаграждение мотивирует работника;
§ Власть руководителя признается как законная.
Конечно, существует много других условий, важных для успеха любой организации, например таких, как наличие ресурсов и спрос на результат деятельности. Однако вышеперечисленные условия очень важны для эффективной деятельности организации, построенной на основе механистического подхода.
б) Органический подход к проектированию организации характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение.
Органический подход позволяет организации лучше взаимодействовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к изменениям, т.е. являться более гибкой. Органический подход является полной противоположностью «идеальной» бюрократии
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
Различают связи:
§ линейные (административное
подчинение),
§ функциональные
(по сфере деятельности без прямого
административного подчинения),
§ межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости
от характера связей выделяются несколько
основных типов организационных
структур управления:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- матричная;
- дивизиональная;
- множественная.
а) Традиционный тип организации включает в себя линейную, функциональную и линейно-функциональную структуры.
В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинства - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.
В линейной структуре все полномочия идут от высшего звена управления к низшему. В числе преимуществ линейной организации -- ответственность, установленные обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочий; оперативный процесс принятия решений; простота в понимании и использовании, возможность поддерживать необходимую дисциплину. Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации.