Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 08:40, реферат
Целью данной работы является выяснение степени зависимости эффективности работы предприятия от оптимальности выстроенной структуры.
В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:
1. Определение понятия организационной структуры.
2. Описание типов и разновидностей организационных структур и, соответственно, их недостатков и достоинств.
3. Умение строить структуру конкретного предприятия, выявление связей между элементами структур и их взаимозависимость.
4. Подбор наиболее оптимальной структуры для предприятия с учетом его особенностей и условиями окружающей среды.
5. Выявление необходимых требований для формирования эффективных структур управления.
1. Теоретическая часть:
1.1. Введение………………………………………………………………3
1.2. Определение организационной структуры управления предприятием………………………………………………………………..4
1.3. Требования, предъявляемые к организационным структурам управления предприятием………………………………………………….5
1.4. Факторы, влияющие на организационные структуры управления
Предприятием……………………………………………………………….8
1.5. Основные типы организационных структур управления современными предприятиями…………………………………………….11
1.6. Заключение…………………………………………………………....31
1.7. Литература…………………………………………………………….33
2. Практическая часть:
2.1. Информация о предприятии………………………………………...34
2.2. Организационно-правовая форма предприятия…………………....35
2.3. Виды деятельности предприятия……………………………………36
2.4. Размеры предприятия (объем производительной продукции и услуг, объем товарооборота, численность работников, производительная и торговая площадь)…………………………………………………………37
2.5. Штатное расписание предприятия………………………………….39
2.6. Организационная структура управления данным предприятием ( охарактеризовать ее, указать тип, достоинства и недостатки)…………...41
2.7. Предложения по совершенствованию существующей организационной структуры предприятия ( изобразить ее, нарисовать схему рекомендаций, перечислить ее преимущества по сравнению с предыдущим вариантом)……………………………………………………45
В числе недостатков линейного построения организации -- негибкость, жесткость, неприспособленность к дальнейшему росту организации. Утрата (отставка, смерть) руководителя может привести к более серьезным последствиям, чем при гибком построении организационной структуры. Метод управления может быть бюрократическим, диктаторским, что уменьшает потенциальные возможности и сдерживает инициативу молодых руководителей; руководящие лица могут быть перегружены обязанностями, ответственностью, что может привести к стрессу и плохому управлению.
Линейная организационная структура
(основана на
вертикальном разделении
· низшие уровни
управления последовательно подчинены
высшим;
· во главе каждого
подразделения поставлен
· структура управления используется малыми и средними фирмами, при отсутствии широких кооперационных связей.
· единство и
четкость распорядительства;
· согласованность
действий исполнителей;
· четкая система
взаимных связей между руководителем
и подчиненными;
· быстрая реакция на указания;
личная ответственность руководителя за результаты действия подразделения.
· высокие требования
к компетентности руководителя;
· перегрузка менеджеров
высшего звена управления;
· предпосылки
для злоупотребления властью;
· отсутствие горизонтальных
связей между подразделениями.
Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления.
Функциональная организационная структура
(основана на
горизонтальном разделении
· каждое подразделение
аппарата управления укомплектовано высоквалифицированными
специалистами;
· каждое подразделение
аппарата управления специализируется
на выполнении определенных функций;
· каждое подразделение
аппарата управления отдает распоряжения
нижестоящим уровням управления
в рамках своих полномочий;
· используется в управлении организациями с массовым типом производства.
· высокая компетентность
специалистов;
· освобождение линейных руководителей от решения многих специальных вопросов.
· трудности
поддержания взамосвязей между
различными фукнциональными службами;
· длительная процедура
принятия решений;
· несогласованность распоряжений различных функциональных служб.
Линейно-функциональная структура управления
Самым распространенным видом структуры иерархического типа является линейно-функциональная. В основу её построения положены: линейная вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным подсистемам организации (маркетинг; производство, исследования и разработки, финансы, персонал и др.). На рис.1 приведен пример такой функциональной структуры, демонстрирующей централизацию управления на высшем уровне и «шахтный» принцип построения и специализации управленческого процесса по функциональным подсистемам. По каждой из них формируется: иерархия служб («шахта»), пронизывающих организацию сверху донизу. Руководителю организации непосредственно подчиняются его заместители по функциям, квалификация и профессионализм которых ценятся выше, чем их знания видов продукции, рынков или групп потребителей. Поэтому результаты их работы оцениваются показателями, характеризующими выполнение поставленных перед ними функциональных целей и задач.
Например, работа служб по управлению производством оценивается пока- зателями выполнения графика выпуска продукции, затрат ресурсов, производительности труда, использования оборудования, объема производства и т. п. Работа службы инноваций (исследований и разработок) требует другой системы оценок. Среди них — показатели обновления продукции; внедрения нововведений, затраты на исследования, использование стандартов и т. д. Между показателями этих и других служб могут быть противоречия (что хорошо для одной службы, плохо для другой), которые централизованно разрешает руководитель организации. В то же время система материального поощрения работников функциональных служб ориентирована прежде всего на их собственные показатели, что обеспечивает их заинтересованность в результатах и экономичной работе. За конечный результат целом отвечает линейный руководитель (руководитель организации), задача которого состоит в том, чтобы все функциональные службы вносили свой вклад в его достижение. Поэтому он много усилий тратит на координацию и принятие решений по продукции и рынкам Высокие затраты на эту структуру могут компенсироваться за счет повышения экономических результатов
Многолетний
опыт использования линейно-
Существенным препятствием к эффективному использованию этой структуры управления является тo, что она не позволяет быстро реагировать на изменения в области науки и техники, которые чаще всего приводят к «разбалансировке» отношений между функциональными подсистемами. Положение усугубляется утратой гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за высокого уровня формализации, органически свойственной данной структуре. Результатом является замедление и сложности с передачей информации, а это приводит к снижению скорости принятия решений. Необходимость согласования действий разных функциональных служб резко увеличивает объем работы руководителя организации и его заместителей (табл.1).
Когда производство становится более сложным, линейно-функциональная структура изменяется с целью снижения уровня централизации. Для этого в ее составе выделяются наиболее важные подразделения, которые непосредственно управляет высший менеджмент с помощью своего аппарата управления. В свою очередь руководители подразделений имеют свой управленческий аппарат, задачи которого связаны с этим уровнем менеджмента. Такая децентрализованная линейно-функциональная структура управления в отечественной литературы известна как линейно-штабная структура (рис.2).
На
рисунке функция управления производством
выполняется 2 подразделениями, выделенными
по виду технологического процесса. Руководители
этих подразделений отвечают за их
работу в пределах ответственности
и полномочий, которые им предоставлены
высшим менеджментом. Высшее руководство
сохраняет за собой функции стратегического
планирования и контроля, поддержания
общей эффективности
В свою очередь, руководители подразделений имеют в распоряжении штабы, то есть аппараты управления, созданные на иx уровне и состоящие из функциональных специалистов. Между звеньями разных уровней образуется система функциональных связей, обеспечивающая единство и конкретность выполнения специализированных работ. По мере роста числа уровней, на которых образуются функциональные службы, количество таких функциональных связей растет и одновременно усиливаются роль и значение выполнения отдельных функций. Задача поддержания взаимодействия между функциональными звеньями становится всё более трудной. Это является сигналами для пересмотра структуры управления.
Заместители
руководителя(по функциям)
Уровень1
Уровень 2
Уровень 3
Уровень 4
Рис.1. Линейно-функциональная структура управления организацией
Табл. 1. Основные достоинства и недостатки линейно-функциональной структуры управления
Достоинства | Недостатки |
Высокая эффективность при небольшом разнообразии продукции и рынков | Возникновение
проблем межфункциональной |
Централизованный контроль, обеспечивающий единство в решении задач организации | Ответственность за общие результаты работы только на высшем уровне |
Функциональная специализация и опыт | Недостаточная реакция на изменения рынка. Достижения в области науки и техники |
Высокий
уровень использования |
Ограниченные масштабы предпринимательства и инноваций |
Экономичность, достигаемая за счет однородности (массовости) работ рынков | Увеличение времени принятия решений из-за необходимости их согласований |
Рис.2. линейно
штабная структура управления организацией
б) Дивизиональная структура управления
Выше было сказано, что необходимость изменения вида структуры управления чаще всего связана с ростом организации, диверсификацией ее деятельности и усложнением взаимодействий с внешней средой. Конкуренция заставляет руководителей все больше концентрировать внимание и усилия на конечных результатах, то есть на продукции, услугах и потребителях. Соответственно меняются подходы к построению структур управления. Один из них был рассмотрен выше (децентрализованная линейно-штабная структура). В западной литературе подход к перестройке и формированию структур, основу которого составляет выделение в составе организации производственных отделений (подразделений) как самостоятельных объектов управления, получил название дивизионального (от англ. division- отделение).
Первые разработки дивизиональной структуры управления относятся к 1920-м годам. В их основу были положены принципы и технология управления, созданные руководителем крупного концерна General Motors А. Слоуном в противовес тому, что применял в своей практике его главный конкурент — компания Ford. Стратегия компании Ford — это выпуск одной или двух моделей автомобиля и использование экономических преимуществ массового производства.
Стратегия
Слоуна — это выпуск автомобилей
«для каждого кармана и назначения
— от аристократического кадиллака до
пролетарского шевроле» и использование
преимуществ крупных объединений предприятий,
выпускающих разнородную продукцию и
применяющих разную технологию. КорпорацияGeneral
Motors была разделена на отделения, получившие
оперативно-хозяйственную самостоятельность
при сохранении за центром таких важных
функций, как планирование, финансирование,
снабжение и т. д. Это обеспечивало сочетание
центрального контроля с необходимыми
условиями для развития
инициативы снизу.
Ее широкое использование началось позже, когда крупнейшие корпорации мира (и не только в автомобилестроении) стали активно создавать в рамках своих гигантских организаций производственные отделения, ориентированные на конечный продукт. Они использовали тот же принцип построения структур управления: предоставление отделениям производственно-хозяйственной самостоятельности в осуществлении оперативной деятельности и зарабатывании прибыли, с одной стороны, и жесткий централизованный контроль по общекорпоративным вопросам стратегии, научных исследований, инвестиций и кадровой политики - с другой. Поэтому дивизиональную структуру нередко xapaтеризуют как децентрализованную с сохранением координации и контроля.