Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:07, курсовая работа
Перспективы стратегического развития организации, особенности ее работников, формы взаимодействия с внешним окружением, во многом предопределяет организационная культура.
Можно выделить основные моменты, определяющие ее значение в управленческой деятельности, а именно:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие и содержание организационной культуры фирмы………….5
1.1 Свойства и структура организационной культуры фирмы………...8
Глава 2 Характеристика исследуемого предприятия………………………...14
2.1 Общие характеристики организации……………………………….14
2.2 Анализ внешней и внутренней среды организации……………………..17
2.2.1 Внешняя среда…………………………………………………17
2.2.2 Внутренняя среда……………………………………………...23
Глава 3 Роль организационной культуры в менеджменте фирмы на примере ОАО «Красноярский завод холодильников «Бирюса»………………….26
Заключение……………………………………………………………………...41
Список использованной литературы..............................................................43
Приложение……………………………………………………………………..44
Интегрирующая функция культуры заключается в создании ощущения идентичности у индивидов (через прививание определенной системы ценностей, объединяющих интересы всех уровней организации). Это позволяет работнику лучше осознать цели организации, приобретать наиболее благоприятное впечатление о фирме, ощутить себя частью единой системы и определить свою ответственность перед ней.
Регулирующая функция - это те правила, которые определяются организационной культурой и заставляют работника вести себя определенным образом в процессе работы. Внимательное отношение к труду, серьезный подход повышают качество товаров и услуг, и в конечном итоге, прибыль предприятия.
Другие функции организационной культуры образуют группу, которую можно назвать функции по адаптации фирмы к внешней среде. Это такие функции как ориентация на потребителя (учет ценностей, запросов, интересов потребителей, отражаемый в элементах организационной культуры), функция регулирования партнерских отношений (так как организационная культура вырабатывает правила взаимоотношений с партнерами, предполагающих не юридическую, а моральную ответственность перед ними), функция приспособления экономической организации к нуждам общества (заключается в устранении барьеров, преград, нейтрализации воздействий, связанных с нарушением фирмой общественных принципов и правил).
Все элементы организационной культуры можно разделить на две группы: ценности и средства (способы) реализации этих ценностей. Для второй группы характерны следующие элементы[2].
1. Лидеры организационной культуры.
2. Неформальные способы организации хозяйственных элементов - культурные процедуры, церемонии.
3. Традиционные формы культурного взаимодействия (культурные сети, язык культуры - культурные коммуникации.
4. Формы культурного регулирования и взаимодействия.
Ценности являются наиболее важной частью организационной культуры. Принятые организацией ценности задают форму существования и содержание остальным элементам культурного пространства.
Аналогом ценностей в формальной организационной структуре являются цели. И те, и другие являются основой и ориентиром развития организации, но ценности основаны на человеческих потребностях, то есть очеловечены. Их существование возможно только тогда, когда они признаны и усвоены каждым из участников человеческой среды, в отличие от целей, которые устанавливаются высшим руководством в директивном порядке. Цели рассматривают людей только как один из инструментов достижения, фактор хозяйственной деятельности, а ценности максимально гуманизированы.
Ценности отдельного работника, отражающие его отношение к предмету и процессу труда, составляют основу трудовой этики. Отдельно выделяется этика группы - бригады, отдела, подразделения, филиала. Этика группы может быть достаточно специфична и образовывать так называемую ''субкультуру'' в рамках данной организационной культуры. При связывании в единое целое всех специфических, разноплановых ценностей образуется организационная, или корпоративная этика. Однако эффективность существования ценностей и этики на предприятии определяется таким понятием, как разделяемость - признание ценностей в качестве важного ориентира деятельности, установок, определяющих повседневное рабочее существование всеми участниками организации.
Структура организационной культуры состоит из трех уровней. Первый уровень носит название ''поверхностного'' или символического уровня. Он включает в себя видимые факты, такие как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.д. Второй уровень называется ''подповерхностным'' и состоит из ценностей, верований, разделяемых членами организации и проверяемых в физическом окружении либо в социальном. ''Глубинный'' уровень включает базовые предположения, скрытые и принимаемые на веру и определяющие поведение людей, например, отношения с природой, понимание реальности, времени и пространства, отношения к человеку и работе.
Механизм проектирования и управления эффективной культурой организации базируется на пяти ключевых моментах[3]:
- интеграция корпоративной стратегии и организационной культуры;
- создание социально-психологического пространства;
- формирование мотивационной системы;
- развитие коммуникационных связей;
- утверждение стиля лидерства.
Преобразование организационной культуры – это не стихийный, а осознанный процесс, направленный на достижение поставленных долгосрочных целей организации. Для выживания и развития современные организации должны постоянно совершенствоваться, приспосабливаться к новым обстоятельствам, новым задачам.
Преобразование организационной культуры – это комплексная система управленческих мероприятий, включающая символические и реальные действия. Символическими являются те действия, которые руководство рассматривает как образцы для подражания: награды лучшим в работе, оценка их заслуг, продвижение по службе, создание культа самосовершенствования, саморазвития. Символические действия направлены на активизацию творческого потенциала работников, усиление их мотивации к саморазвитию, обновлению знаний и способностей. Реальные действия включают конкретные мероприятия, направленные на реализацию принципов организации. К этим мероприятиями относятся:
- разработка системы правил как «кодекса этических норм», в котором в письменной форме закрепляются провозглашенные ценности и нормы поведения сотрудников организации;
- поддержание эффективной культуры организации достигается через программу адаптации или социализации новых работников (на специальных занятиях, с помощью индивидуального наставничества, инструктажа и т.п.);
- при подборе и найме – особое внимание соответствию кандидатов новым ценностям и отказ тем из них, кто не обладает требуемым качествам к саморазвитию, обучению, обновлению;
- «селекция» кадров путем отбора сотрудников, которые согласны и подчиняются этическим нормам организации, становясь единомышленниками, и сокращение тех, кто многократно нарушает основополагающие принципы, проявляя консерватизм, скептицизм, привязанность и приверженность к старым традициям;
- проведение корпоративных конференций для обмена опытом, организация стажировок, поощрение тех, кто успешно работает, планирование их карьеры;
- создание современного интерьера, дизайна рабочих мест, комфортных условий работы, обеспечение компьютерными системами, современными техническими средствами;
- финансовое инвестирование корпоративной культуры (культура требует денег на проведение мероприятий).
Процесс формирования и управления культурой в организации включает в себя, в первую очередь, осознание всеми работниками необходимости постоянного обновления в современных условиях. Проектирование культуры организации – это системное явление, затрагивающее социальные, психологические, экономические отношения между людьми в организации, базирующееся на следующих основополагающих принципах:
- принцип совместимости представлений о целях и ценностях, нормах стратегии и культуры организации;
- принцип комплексности символических и реальных действий механизма управления культурой на всех уровнях организации;
- принцип лидерства, а не силового воздействия, что означает исключение искусственного насаждения культуры: оно должно эволюционно преобразовываться при активной роли руководства;
- принцип мотивации работников к изменениям, достижения соответствия новой системы знаний и поощрений за использование этих знаний в индивидуальных трудовых достижениях;
- принцип гласности и доверия. Залог успеха изменения культуры – в поддержке коллективом и принятии перемен;
- принцип целостности представлений о назначении организационной культуры: культура должна выражать не только отношения между членами организации, но и комплекс представлений о назначении данной организации в целом и ее членов в частности, цели, характер деятельности, перспективы и проблемы;
- принцип первоочередности определения ценностей и философии организации;
- принцип историчности, который предполагает, что культура не поддается простому манипулированию, она складывается годами, и сама в значительной мере определяет характер экономической системы, стиль управления;
- принцип отрицания силового воздействия;
- принцип комплексной оценки (учет не только прямого воздействия, но и опосредованного).
Таким образом, в современных организациях работают люди разных способностей, возраста, образования, разного менталитета. Поэтому я считаю, что наиболее сложной задачей менеджеров является умение трансформировать систему индивидуальных ценностей в корпоративную системы ценностей, установок во имя успеха общего дела. На культуру фирмы влияет общество, рынок. Культура фирмы проявляется через представление о ценностях (жизненных установок) каждого работника и всего коллектива в целом, из которых выводятся нормы и правила поведения, по которым формируется конкретное поведение работников не только внутри фирмы, но и вне нее.
2.Характеристика исследуемого предприятия
2.1 Общие характеристики организации
Красноярский завод холодильников «Бирюса» один из крупнейших производителей холодильной техники в России.
Полное фирменное наименование: открытое акционерное общество «Красноярский завод холодильников «Бирюса».
Сокращенное наименование: ОАО «КЗХ «Бирюса»
Место нахождения: 660123, Российская Федерация, г. Красноярск, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 29.
Почтовый адрес: 660123, Российская Федерация, г. Красноярск, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 29.
Сведения о государственной регистрации ОАО «КЗХ «Бирюса»:
ОАО «КЗХ «Бирюса» зарегистрировано 12 августа 1993 г. Администрацией г. Красноярска за номером 304.
ОАО «КЗХ «Бирюса» является правопреемником Государственного предприятия «Красноярский завод холодильников «Бирюса», зарегистрированного 18.12.1991 г.
Основной государственный регистрационный номер ОАО «КЗХ «Бирюса» (ОГРН): 1022402060878, запись внесена 21.11.2002 г. Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Красноярска Красноярского края.
Миссия ОАО «КЗХ «Бирюса»:
«Совместно с партнерами Мы взаимовыгодно произведем и реализуем компрессоры и холодильную технику «Бирюса» – доступную для удовлетворения потребностей людей в сохранении качества продуктов.
Бизнес ОАО “КЗХ “Бирюса” станет неиссякаемым источником по обеспечению достойного уровня жизни работников завода, исполнения интересов акционеров и общества в целом».
Этап жизненного цикла организации:
Данная организация находится на этапе возрождения.
Оправившись после кризиса 90-х годов, ОАО КЗХ «Бирюса» в последние несколько лет стремительно увеличивает темпы своего производства. Улучшилось техническое оснащение холодильников, изменился их дизайн. И это привело к тому, что холодильникам «Бирюса» вновь стали отдавать предпочтение российские потребители.
В 2004 году после получения лицензии Министерства промышленности, науки и технологии РФ на производство медицинской техники, начат выпуск медицинского холодильного оборудования «Бирюса». Первые образцы медицинского оборудования были установлены в Красноярском краевом центре крови и получили высокую оценку.
В 2005 году был обновлен дизайн холодильников «Бирюса». Внешний и внутренний дизайн был разработан итальянской проектной студией Appliances Engineering. На конвейер было поставлено 17 новых моделей холодильников комфорт-класса.
В 2007 году в производство были запущены новые виды продукции: кулеры, льдогенераторы и винные шкафы. Начат выпуск бытовых холодильников в разной цветовой гамме.
С 2008 года освоено серийное производство холодильников с системой No Frost, осуществлен переход на озонобезопасный хладагент R600а. Летом 2008 года Компанией «Бирюса» был выпущен 25-ти миллионный холодильник.
В 2010 году компания "Бирюса" первой в регионе внедрила в производство нанотехнологии на линии окрашивания корпусов, дверей и деталей холодильников. Переход с цинк-фосфатного покрытия на титаноциркониевое, помимо улучшения экологичности производства, позволил снизить энергоемкость и сократить расходы на приобретение материалов. Красноярский завод холодильников приступил к выпуску продукции с классом энергоэффективности "А".
В 2011 году проведена модернизация производства - внедрение циклопентана в качестве вспенивателя компонентов ППУ. Завод первым в России приступил к выпуску низкотемпературного шкафа для хранения икры "Бирюса 154 EKSN", который оснащен высокоэффективным компрессором АСС (Австрия).
Выше сказанное свидетельствует о том, что компания стремится обновить функции и направления деятельности с учётом изменений внешней среды, внедрения инноваций.
2.2 Анализ внешней и внутренней среды организации
2.2.1 Внешняя среда
Первой проблемой при рассмотрении организации «КЗХ Бирюса» как открытой системы является определение внешней среды. Учет внешнего окружения необходимо ограничить только теми аспектами, от которых решающим образом зависит успех организации.