Организационная культура предприятия гостиничного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать организационную культуру предприятия гостиничного бизнеса.
Задачи исследования:

Проанализировать содержание понятия «организационная культура»

Рассмотреть типы организационных культур, существующих в гостиничных комплексах Запада

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие организационной культуры
1.1.1 Культура организации и организационная культура
1.1.2 Понятие организационной культуры
1.2 Структура организационной культуры
1.3 Содержание организационной культуры
1.4 Модели организационной культуры
1.5 Формирование организационной культуры
1.6 Изменение культуры организации
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
2.1 Организационная структура предприятия гостиничного бизнеса
2.2 Культура управленческого труда на предприятии
2.3 Организационная культура предприятий гостиничного бизнеса (на примере зарубежных гостиничных комплексов)
2.4 Актуальные проблемы формирования организационной культуры гостиничного комплекса
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЦЫ «ОМСК»)
3.1 Общая характеристика предприятия
3.2 Организационная структура предприятия
3.3 Культура управленческого труда в ГК «Омск»
3.3.1 Квалификационная характеристика управленческого персонала
3.3.2 Культура управленческого труда на предприятии
3.4 Анализ существующей организационной культуры в гостинице «Омск»
3.5 Предложения по совершенствованию организационной культуры предприятия и их эффективность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 294.93 Кб (Скачать файл)
  1.  
    найдем средний показатель всех ответов по всем вопросам во всех анкетах (всех А- ответов, затем В, С, D -ответов): А – 1,57, В – 4,25, С – 3, D – 1,75. 
  2.  
    каждый из показателей соответствует определенному типу организационной культуры. 

 
На основе расчетов построим профиль  организационной культуры, отображающий выраженность определенных ее типов. Степень выраженности типов организационной культуры изобразим в виде гистограммы. 
 
Наиболее благоприятной в организации будет ситуация, если профиль изображен в виде ромба, когда преобладающими будут: 

  •  
    культура иерархии и культура творчества, т.к. если культура является иерархической, то сотруднику необходимы условия для творчества хотя бы в рамках своего рабочего места или области функциональной ответственности;
  •  
    или культура конкуренции и культура клана, вынуждающие сотрудников к здоровой конкуренции за рабочее место и лучшие результаты труда, но при условии создания психологически комфортной атмосферы в коллективе.

 
Неблагоприятной в организации будет  ситуация при недостаточной выраженности какого-либо типа культуры или преобладании одного единственного типа. Это должно стать сигналом для вмешательства  руководства с целью оздоровления климата внутри коллектива, устранения причин, ведущих к деструктивным конфликтам и нездоровой конкуренции между персоналом. 
«C» Культура клана «D» Культура творчества 
 
 
 
«A» Иерархическая культура «B» Культура конкуренции 
 
Рисунок 7. Общий профиль организационной культуры (границы нормы от 1 до 5)

 
Культура клана (С)

 
Культура творчества (D)

 
Организация сосредоточена на внутренних проблемах. Ей свойственны гибкость, забота о людях и чувствительность к заказчику.  
 
Культура клана характеризует дружески ориентированное место для работы, где люди оставляют значительную часть себя. Это как многочисленная семья. 
 
Лидеры организации считаются наставниками и, возможно, даже родителями. 
 
Целостность организации поддерживаемся лояльностью или традициями. Обязательность высокая. Придается значение отсроченной выгоде развития человеческих ресурсов с необходимой высокой сплоченностью и моралью. 
 
Успех определяется в терминах заботы о людях и чуткости к потребителю. Поощряется командная работа, соучастие и единодушие.

 
Организация сосредоточена на внешних  факторах с высокой степенью гибкости и индивидуализма. 
 
Культура творчества характеризует динамичные, творческие и поощряющие предприимчивость условия дня работ. Люди «высовываются» и рискуют. 
 
Лидеры считаются новаторами и рисковыми ребятами. Раствором, скрепляющим организацию, является обязательность экспериментирования и новаторства. Необходима готовность к переменам и вызывающим сложным задачам. Организация делает ставку в долгосрочном плане на рост и освоение новых ресурсов. 
 
Успех означает обладание уникальными продуктами или услугами, обязательно быть лидерами по продуктам или сервису. Организация 
поощряет личную инициативу и свободу.

 
Иерархическая культура (А)

 
Культура конкуренции (В)

 
Организация сосредоточена на внутренних проблемах, потребности в стабильности и управляемости (контроле). 
 
Культура иерархии - это формализованное и структурированное рабочее место. Процедуры диктуют людям, что делать. 
 
Лидеры гордятся тем, что они хорошие организаторы и координаторы. 
 
Поддержание гладкого течения деятельности организации весьма важно. Долгосрочные заботы; стабильность, предсказуемость и эффективность. Формальные правила и политика поддерживают целостность организации. 
 
Успех определяется в терминах надежности поставок, отслеживания показателей и низкой себестоимости. Поощряется исполнительность и эффективность.

 
Организация сосредоточена на внешних  факторах, потребности в стабильности и управляемости (контроле). 
 
Культура рынка характеризует организацию, ориентированную на результаты. Главная забота – работа должна быть сделана. Люди ориентированы на конкретные персональные цели. 
 
Лидеры жестки и требовательны, ориентированы на конечный результат. 
 
Целостность организации поддерживается за счет акцента на выигрыш. Долгосрочная забота – о конкурентных действиях и достижении измеримых целей. 
 
Успех определяется в терминах завоевания доли рынка. Важными параметрами являются лидерство на рынке и конкурентоспособное ценообразование. 
 
Стиль организации – жестко довлеющая 
конкуренция. 


 

Итак, как видно из получившейся гистограммы, в организации преобладает  организационная культура конкуренции  и клана. Это значит, что организация  в долгосрочной перспективе сосредоточена  на внешних факторах, потребности  в стабильности и управляемости (контроле), ориентирована на результаты. Люди ориентированы на конкретные персональные цели. Успех определяется в терминах завоевания доли рынка. Стиль организации  – жестко довлеющая конкуренция.  
 
Но, при этом не остаются без внимания и внутренние проблемы. Присутствуют гибкость, забота о людях и чувствительность к заказчику. Целостность организации поддерживаемся лояльностью или традициями. Поощряется командная работа, соучастие и единодушие. Успех определяется в терминах заботы о людях и чуткости к потребителю.  
 
Таким образом, в организации присутствует здоровая конкуренция за рабочее место и лучшие результаты труда, но при условии создания психологически комфортной атмосферы в коллективе. 
 
Данную классификацию можно подвести под изложенную в первой главе: организационная культура конкуренции – это культура власти (авторитарная); иерархическая – ролевая (бюрократическая); культура творчества – культура задачи и культура клана – культура личности.  
 
Другими словами, организации характерна авторитарная организационная культура и организационная культура личности.  
 
Далее с помощью теста №3 определим силу организационной культуры ГК «Омск». В приведенной таблице ответим на предлагаемые вопросы, выбрав наиболее подходящий вариант ответа: 
 
Таблица 6. 
 
Интерпретация результатов теста №3 

 
1. Практически все менеджеры и  большинство работников могут  описать ценности компании, ее  цель, осознают важность покупателей

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
2. Члены организации четко осознают  свой вклад в достижение целей  организации

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
3. Действия менеджеров обычно  согласуются с принятыми в  компании ценностями

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
4. Поддержка других работников, даже  из других отделов, является  нормой и оценивается по достоинству

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
5. Компания и ее менеджеры ориентированы  скорее на долгосрочные, нежели  краткосрочные перспективы

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
6. Лидеры стремятся развивать  и воспитывать своих подчиненных

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
7. К найму новых работников  относятся очень серьезно, с претендентами  проводится несколько интервью, ориентированные на выявление  у них черт, соответствующих культуре  компании

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
8. Новичкам предоставляется как  положительная, так и отрицательная  информация о компании; они имеют  возможность сделать осознанный  выбор о целесообразности работы  в фирме

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
9. Критерий перехода сотрудника  на новую ступеньку иерархической  лестницы — его профессионализм,  а не интриги и знакомства

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
10. Ценности компании подчеркивают  необходимость эффективной деятельности, адаптации к непрерывно изменяющейся внешней среде

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
11. Следование миссии и ценностям  компании важнее, чем соответствие  процедурам и стилю одежды

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
12. Вы слышали рассказы о лидерах  или героях компании

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
13. В компании проводятся церемонии  награждения сотрудников, внесших  существенный вклад в дело  компании

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
Общая оценка

 
40


 
Подсчитаем общую сумму баллов. Сумма в 52 балла и выше будет  означать, что в исследуемой организации  существует мощная, стабильная, прочная  организационная культура, схожая с  организационной культурой Procter & Gamble и Hewlett-Packard. Если оценка будет находится  в диапазоне от 26 до 51 балла, компания характеризуется умеренно сильной  организационной культурой (American Airlines, Coca-Cola, Citibank). Если организация наберет  менее 25 баллов, ее организационная  культура, что, наиболее вероятно, отнюдь не способствует адаптации к внешней  среде и не соответствует потребностям ее членов46.  
 
Сумма баллов равна 40, следовательно, ГК «Омск» обладает умеренно сильной организационной культурой.  
 
Существующая в ГК «Омск» организационная культура находит свое отражение в организационной структуре. Поскольку авторитарная организационная культура преобладает, то реализуется она через иерархическую организационную структуру, задающую четкую систему подчиненности, а поскольку в организации ощущается присутствие организационной культуры, ориентированной на человека, иерархичность и строгая подчиненность сглаживаются. Например, всегда можно обратиться с вопросом к своему прямому руководителю, минуя непосредственного. И присутствие ориентированной на человека организационной культуры вполне необходимо и оправдано.  
 
Теперь проанализируем организационный климат. Отметим наиболее подходящий ответ к предлагаемым ситуациям.  
 
Таблица 7.  
 
Анализ организационного климата ГК «Омск»

 
СИТУАЦИЯ

 
Нет

 
Скорее нет

 
Скорее да

 
Да

 
1. В случае срывов, неудач, нарушений  в моей фирме всегда идет  активный поиск виновных

 

 

 

 

 

 

 

 
2. Многие сотрудники стремятся  обезопасить себя докладными  записками и другими бумагами

 

 

 

 

 

 

 

 
3. Доступ к информации зависит  от положения работника (в глазах  начальства), а не от его функций

 

 

 

 

 

 

 

 
4. Нет ясности, какие цели ставит  перед собой фирма, группа. Цели  неизвестны многим

 

 

 

 

 

 

 

 
5. Если допущена ошибка, об этом  первым узнает не допустивший  ее работник, а его начальник  или коллеги

 

 

 

 

 

 

 

 
6. Господствует «эгоизм группы»

 

 

 

 

 

 

 

 
7. Сотрудники редко относят к  себе принятые решения. Скорее, они воспринимают эти решения не как свои, а как – «Что, начальники наши не знают, куда это все ведет?»

 

 

 

 

 

 

 

 
8. Спокойно и планомерно заняться  собственной работой удается  после рабочего дня. До этого  всегда есть что-то более важное

 

 

 

 

 

 

 

 
9. Большинство руководителей не  строитуправление на коллегиальной  основе. Прямо или косвенно они  дают понять, что предпочитают  «ясную» систему: «приказ-подчинение»

 

 

 

 

 

 

 

 
10. Когда речь идет о руководителях,  обычно говорят: «Эти там, наверху»

 

 

 

 

 

 

 

 
11. Конфликты возникают чаще всего  из-за мелочей

 

 

 

 

 

 

 

 
12. Совещания длятся слишком долго  и завершаются часто безрезультатно

 

 

 

 

 

 

 

 
13. Насколько хорошо работник  справляется со своими обязанностями,  он узнает крайне редко. Он  даже не знает, по каким критериям  оценивают его труд

 

 

 

 

 

 

 

 
14. Трудно и почти бесперспективно  выдвигать и «пробивать» новые  идеи и предложения по совершенствованию  производственных процессов

 

     

 
15. Энтузиазм в работе – редкость

 

 

   

 
16. В принципе, работники четко  делятся на два вида: «старики»  (люди первого призыва, «пионеры»)  и новички

   

 

 

 
17. Многие работники «окапываются»,  заняты подстраховкой «на все  случаи жизни», используя для  этого свои должности и проявляя бдительность в отношении своих прав

 

 

   

 
18. Когда оценивается работа, то  чаще всего это происходит  на основе эмоций и поверхностных  наблюдений

 

     

 
19. Многих работников мучает мысль,  зачем они так долго учились  тому, чего не дают применить.  Они чувствуют, что не могут  показать, на что способны

 

 

   

 
20. Не часто работники осознают, что потери времени и недобросовестная  работа угрожают интересам фирмы  и их собственным

 

 

   

 
21. Работники, в общем-то, не хотят  коллективного управления. Они не  хотят знать, куда идет фирма,  хотят делать то, что им укажут, и не переживают, если эти указания оказались неверными

 

     

 
ИТОГО:

 
12

 
7

 
2

 

 
Результаты теста: 
 
Просуммируем отметки по каждой графе ответов. Чем выше будет полученная цифра в первых столбцах, тем лучше психологический климат, тем выше степень его зрелости. Чем выше показатель, полученный в последних столбцах, тем выше опасность конфликтов и неприятностей для коллектива47. Крайние столбцы – это абсолютные показатели. Отметки в этих столбцах поставлены без малейшего колебания или сомнения в достоверности и соответствии ответа реальной ситуации. Средние столбцы – показатели относительные. Отметки в них говорят о том, что ситуация еще не до конца определена и время от времени тяготеет к одному из крайних столбцов. Судя по абсолютным показателям можно сказать, что в коллективе более чем на 50% сформировался здоровый организационный климат. Относительные показатели же свидетельствуют о продолжающемся процессе формирования положительного организационного климата.  
 
Итак, на основании проведенных тестов можно сказать, что организации свойственно устойчивое сочетание авторитарной организационной культуры и организационной культуры личности. Организационный климат при этом здоров, но имеет тенденцию к изменчивости.  
 
Организационная культура организации находит свое отражение и в документах (планах, программах, приказах, распоряжениях, положениях, должностных инструкциях). Хотя живая культура больше отражается в представлениях и ценностях работников и руководителей, чем в документах, игнорировать этот источник информации не следует.  
 
На одном из этапов собеседования при приеме на работу потенциальному сотруднику предоставляют возможность «поверхностного» знакомства с организационной культурой организации – полистать небольшую папку, где отражены основные идеи, ценности, философия компании.  
 
ВЫВОДЫ 

  •  
    в организации доминирует авторитарная организационная культура. Ее дополняет культура, ориентированная на человека. В незначительной степени присутствует организационная культура, ориентированная на задачу, а также бюрократическая организационная культура. 
  •  
    в организации присутствует здоровая конкуренция за рабочее место и лучшие результаты труда, но при условии создания психологически комфортной атмосферы в коллективе.
  •  
    ГК «Омск» обладает умеренно сильной организационной культурой.
  •  
    организации свойственно устойчивое сочетание авторитарной организационной культуры и организационной культуры личности. Организационный климат при этом здоров, но имеет тенденцию к изменчивости. 

 
3.5 
 
Предложения по совершенствованию организационной культуры  
и их эффективность 
 
Управление организационной культурой - это сознательное и намеренное совершение какого-либо действия в ней. Это может включать усиление или ослабление культуры, адаптацию людей в культуре, развитие культуры (в случае недавно основанной фирмы), поддержание, или изменение культуры48
 
Очевидно, что управление организационной культурой не является простым делом. Ценностные ориентации должны быть не только заявлены, но и стать неотъемлемой частью внутренней жизни высшего руководства и передаваться на нижние уровни организации во всех своих деталях. 
 
Управляя культурой, следует иметь в виду, что она может служить своего рода “клеем”, скрепляющим части организации. Вместе с тем, необходимо помнить, что если части плохие, то даже лучший в мире “клей” не сделает целое достаточно крепким. Унификация ценностей и ежедневная работа менеджеров по их “внедрению” в жизнь могут привести организацию к успеху. 
 
Управление культурой является достаточно длительным процессом, он мало похож на быстрый ремонт неисправностей. Базовые предположения, лежащие глубоко в сознании, верованиях и поведении членов организации, невозможно изменить за короткий срок. Данный процесс предусматривает постоянную специализацию новых членов организации, бесконечное выяснение того, во что верят и что ценят в организации, неустанное внимание как к общему абстрактному взгляду на вещи, так и к конкретным деталям быта организации, и, наконец, правильного планирования всей этой работы. 
 
ГК «Омск» имеет сложившуюся организационную культуру. Перед руководством организации стоит задача сохранения и поддержания культуры, а также задача ее изменения и совершенствования. В ГК «Омск» для управления организационной культурой используются следующие подходы: 
 
- через публичные заявления, личный пример высшего руководства; 
 
- через манипулирование символами и вещами материального мира организации. 
 
Первый подход представляет собой как бы видение свыше, которое должно вызывать энтузиазм у большинства членов организации. Руководитель-лидер воодушевляет и претворяет в жизнь фундаментальные ценности организации. Это предполагает наличие очевидных и искренних личных обязательств лидера по отношению к ценностям, в которые он верит. 
 
Применение второго принципа начинается с другого конца организации, с её нижних уровней. В данном случае большое внимание уделяется деталям реальной жизни в организации.  
 
Первый подход реализуется через публичные заявления, выступления и личный пример, свидетельствующие о последовательном интересе к вводимым ценностям. Руководители компании выступают в печати, по радио и по телевидению с проповедованием устанавливаемых ценностей.  
 
Действенные средства второго подхода – манипулирование символами и вещами материального мира организации, создание и выработка образцов поведения, введение шаг за шагом условий взаимодействия. Действия менеджеров в организации находятся в соответствии с заявляемыми ими ценностями, что, безусловно, способствует развитию культуры и её усилению. 
 
Для изменения культуры необходима особая стратегия управления культурой в организации. Она предполагает: 
 
- анализ культуры, который включает аудит культуры для оценки ее текущего состояния, сравнение с предполагаемой (желаемой) культурой и промежуточную оценку ее элементов, нуждающихся в изменении; 
 
- разработку специальных предложений и мер. 
 
Культура организации может оказаться приемлемой для определенного периода времени и условий. Изменение условий внешней конкуренции, государственного регулирования, стремительные экономические перемены и новые технологии требуют изменений культуры организации, сдерживающей повышение ее эффективности.  
 
Для создания новой культуры организации требуется много времени, поскольку старая организационная культура укореняется в сознании людей, сохраняющих приверженность ей. Эта работа включает в себя формирование новой миссии, целей организации и ее идеологии, модели эффективного руководства, использование опыта предыдущей деятельности, укоренившихся традиций и процедур, оценку эффективности организации, ее формальной структуры, проектировку помещений и зданий и т. д. 
 
На возможность изменения культуры влияют следующие факторы: организационный кризис, смена руководства, стадии жизненного цикла организации, ее возраст, размер, уровень культуры, наличие субкультур. 
 
На данном этапе развития ГК «Омск» сложившаяся в ней организационная культура более или менее отвечает миссии и целям компании. Но, учитывая темпы развития предприятия, менеджменту компании необходимо проводить диагностику основных параметров культуры организации и вносить изменения в ее структуру. 
 
Можно отметить, что при проведении любых изменений в культуре менеджмент компании столкнется с рядом трудностей. Так как менять культуру легче в молодой организации с еще не устоявшимися ценностями. Также руководству ГК «Омск» не следует ожидать быстрой адаптации в организации новых культурных ценностей. Процесс изменения культуры в организации займет длительное время. 
 
Компания не может функционировать, если его работники не владеют, помимо набора необходимых умений и навыков, сводом писанных и неписанных правил, законов жизни данного предприятия, не выбирают определённого отношения к своей работе, к своей организации, коллегам и клиентам. Именно вместе эти навыки, умения, взгляды, нормы поведения и правила создают корпоративную культуру организации.  
 
К ведущим факторам, определяющим корпоративную культуру ГК «Омск», относятся ценности, указываемые высшим руководством. Имеется в виду отношение к клиентам, государственным учреждениям, стремление к мировым стандартам и расширению своих услуг, нормам поведения и ряду других ценностей.  
 
Успех предприятия может в большей степени зависеть от силы корпоративной культуры, чем от многих других факторов организации. Сильные корпоративные культуры облегчают коммуникацию и процесс принятия решений, упрощают сотрудничество на основе доверия. Наиболее важным фактором сильной корпоративной культуры является её неформальное воздействие на молодых работников, опосредованное развитие их личных и профессиональных качеств через работающие правила и нормы, носителем которых является персонал, его ведущие специалисты и опытные “кадровые” работники. 
 
Предлагаются некоторые конкретные мероприятия по изменению организационной культуры: 
 
- организация конкурсов профессионального мастерства среди работников компании, установление особого ритуала поощрения лучших по профессии, возможно определение «человека года» компании. Главное здесь - система публичного поощрения, лучше с приглашением членов семьи; 
 
- установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в компании определённое число лет; 
 
- расширение ассортимента услуг, оказываемых службами организации своим сотрудникам; 
 
- расширение выпуска рекламных материалов и сувенирных изделий для сотрудников компании (часы, галстуки, записные книжки и пр.); 
 
- установление Дня рождения компании; 
 
- поддержка сотрудников в формировании их страховых и пенсионных фондов; 
 
- создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников предприятия (порядок, сроки, соответствующие распоряжения). 
 
Понятно, что это условное перечисление, поскольку возможны и другие мероприятия. Главное, чтобы все они были направлены на формирование уважения к компании, с которой связана жизнь каждого сотрудника, искреннего желания работать в ней долго и плодотворно.

Информация о работе Организационная культура предприятия гостиничного бизнеса