Организационно-административные методы управления предприятием, их достоинства и недостатки на примере Кировского отделения Волго-Вятск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «менеджмент» относительно недавно вошло в нашу жизнь. Правда, все мы больше привыкли к слову «управление». Эти два понятия в русском языке означают примерно одно и то же - целенаправленное воздействие на людей, т.е. управление людьми для достижения поставленных целей. Цели, да и методы управленческих действий изменились с переходом к рыночной экономике. Хорош или плох выбранный метод, можно оценить по результатам достижения поставленной цели.

Содержание

1 Теоретические основы применения организационно-административных методов управления на предприятии 5
1.1 Сущность и назначение организационно-административных методов управления 5
1.2 Характеристика организационно-административных методов управления 7
2 Общая характеристика и ресурсный потенциал Кировского отделения Волго-Вятского банка ОАО «Сбербанк России» 10
2.1 Организационная структура банка и основные направления его деятельности 10
2.2 Материальная база и трудовые ресурсы Банка, финансовые результаты деятельности Банка, активные операции и кредитный портфель Банка. 12
3 Использование организационно-административных методов управления в Кировском отделении Волго-Вятского банка ОАО «Сбербанк России». 19
3.1 Анализ структуры управления в Банке и формальные взаимоотношения между должностными лицами. 19
3.2 Применение организационно-административных методов в практике управления Кировского отделения Волго-Вятского банка ОАО «Сбербанк России» 22
3.3 Предложения по совершенствованию применения организационно-административных методов управления в Банке 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 77.00 Кб (Скачать файл)

В рамках своих полномочий Кировское отделение №8612 Сбербанка России ОАО оказывает следующие услуги:

  1. Привлечение денежных средств юридических, физических лиц во вклады;

  1. Открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;

  1. Кредитование физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

  1. Сопровождение кредитных договоров;

  1. Работа с проблемной и просроченной задолженностью, при необходимости – совместно со службой безопасности и юридической службой;

  1. Осуществление расчетов по поручению физических, юридических лиц по их банковским счетам и безналичные расчеты.

Основной целью деятельности банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами для получения прибыли.

В силу исторически сложившихся реалий ОАО Сбербанк помимо коммерческой деятельности, выполняет также важную социальную функцию. Через отделения Сбербанка России, которые расположены, в том числе и в самых удаленных районах страны, осуществляется оплата коммунальных услуг и выдача пенсий, осуществляются денежные переводы. Выполнение этой социальной функции зачастую называется в качестве главной причины сохранения за государством в лице Центрального Банка контрольного пакета акций ОАО Сбербанк.

 

    1.   Материальная база и трудовые ресурсы Банка, финансовые результаты деятельности Банка, активные операции и кредитный портфель Банка

 

Изменение количественного состава работников банка по отделам за исследуемый период приведено в таблице 1.

 

Таблица 1- Количественный состав работников банка, чел

Отделы

2009

2010

2011

2011 г. В % к 2009 г.

Кредитный отдел

13

14

15

115

Бухгалтерия

9

9

10

111

Отдел автоматизации

8

9

9

113

Отдел по обслуживанию юридических лиц

8

9

9

113

Операционный отдел

16

16

17

106

Кассовый отдел

10

10

10

100

Другие отделы

219

324

400

183

Итого

283

391

470

166


 

 

Такой рост персонала можно объяснить расширением сети дополнительных офисов. В настоящее время банк располагается в 1 головном, 27 дополнительных офисах и 8 кассах вне кассового узла. В начале своей деятельности коллектив Банка насчитывал 10 человек. На данный момент в головном и дополнительных офисах работает 470 человек. Коллектив вырос и количественно и качественно. В таблице 1 представлены данные по головному офису в отношении ко всей численности работников банка.

Удельный вес других отделов в период исследования увеличился до 183%. Это объясняется тем, что появляются новые отделы, а некоторые отделы выделяются в самостоятельные подразделения.

В таблице 2 представлены показатели дохода и прибыли на одного работника банка.

Таблица 2 – Показатели результативности труда работников банка

Показатели

2009

2010

2011

2011 г. В % к 2009 г.

Получено дохода на одного работника, тыс.руб.

11460,8

11157,7

4935

43,1

Получено прибыли на одного работника, тыс. руб.

1530

2230,7

-339,6

-22,2


 

Уменьшение дохода и прибыли на 1 работника говорит о неэффективности качества выполнения работ сотрудниками, что является отрицательным моментом в деятельности банка.

Рассмотрим финансовые результаты деятельности банка, представленные в таблице 3.

 

 

 

 

Таблица 3 – Финансовые результаты деятельности банка

Показатели

2009

2010

2011

2011 в % к 2009

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб

442762

892744

-162891

-36,8

Сумма активов, тыс. руб

25713438,1

31017166

32027717

124,6

Общая сумма доходов, тыс. руб

3243403

4362664

2319451

71,5

Норма прибыли, %

32,1

59,4

-7,5

-39,6

Коэффициент доходности, %

12,6

14,1

7,2

-5,4

Коэффициент доли прибыльности, %

13,7

20,5

        7,0  

-6,7

Рентабельность активов (убыточность), %

1,9

3,0

-0,5

-2,4


 

 

В целом все финансовые показатели имеют тенденцию к снижению. На снижение всех коэффициентов повлияло резкое уменьшение чистой прибыли банка. Так же происходит резкое снижение рентабельности активов. Это говорит о неэффективной политике управления активами банка. В связи с этим банк может стать неплатежеспособным, что грозит к его банкротству.

Рассмотрим активную часть баланса банка. Структура и динамика активов банка представлена в таблице  4.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4 – Оценка структуры и динамика активов

Агрегированный баланс

2011 г.

2010 г.

изменения, %

остаток,

млн. р.

%

остаток,

млн. р.

%

Денежные средства

492881

4,7

322303

3,8

52,9

Средства в ЦБ РФ

151197

1,4

128925

1,5

17,3

Средства в кредитных организациях

38444

0,4

61888

0,7

-37,9

Чистые вложения в ценные бумаги

1580627

15,2

1851423

21,7

-14,6

Чистая ссудная задолженность

7658871

73,5

5714301

       67,0  

34,0

Основные средства, материальные запасы

370948

3,6

317379

3,7

16,9

Прочие активы

126452

1,2

127028

1,6

-0,5

Всего активов

10419419

100

8523247

100

22,2

           



 

 

Активы Банка за 2010 год увеличились на 22,2% или почти на 2 трлн руб. и достигли 10,4 трлн руб. Основой роста являлись кредиты клиентам, которые в целом за год возросли на 2 трлн руб. За 2010 год корпоративному сектору было предоставлено свыше 5,5 трлн руб. Кредитный портфель корпоративных клиентов увеличился за год на 34,1% и достиг 6,4 трлн руб. Частным клиентам за отчетный год выдано свыше 1,2 трлн руб. Портфель розничных кредитов увеличился за год на 36,6% и составил около 1,8 трлн руб. Рост портфеля в течение года был стабильным во всех регионах страны. Чистые вложения в ценные бумаги по итогам года сократились на 14,6% за счет погашения облигаций Банка России.

Рассмотрим структуру кредитного портфеля по отраслям экономики (Таблица 5).[1]

 

 

 

Таблица 5 – Структура кредитного портфеля по отраслям экономики

Отрасль экономики

2011

2010

Изменение, %

млн руб.

%

млн руб.

%

Физические лица

1805527,0

21,5

1319732,0

21,3

36,8

Услуги

1658527,0

19,8

1001330,0

16,2

65,6

Торговля

1134763,0

13,5

1008025,0

16,3

12,6

Пищевая промышленность

703863,0

8,4

585394,0

9,5

20,2

Строительство

451261,0

5,4

404601,0

6,5

11,5

Энергетика

379891,0

4,5

208797,0

3,4

81,9

Машиностроение

355574,0

4,2

317588,0

5,1

12,0

Химическая промышленнось

340211,0

4,1

216833,0

3,5

56,9

Телекоммуникации

331954,0

4,0

168042,0

2,7

97,5

Металлургия

299424,0

3,6

300806,0

4,9

-0,5

Транспорт, авиационная и космическая промышленность

285364,0

3,4

147540,0

2,4

93,4

Государственные и муниципальные учреждения

268087,0

3,2

153280,0

2,5

74,9

Нефтегазовая промышленность

164663,0

2,0

177495,0

2,9

-7,2

Деревообрабатывающая промышленность

50388,0

0,6

49609,0

0,8

1,6

Прочее

152610,0

1,8

132838,0

2,0

14,9

Итого кредитов и авансов клиентам

8382107,0

100,0

6191910,0

100,0

35,4


 

 

Кредитный портфель Группы по отраслям экономики достаточно хорошо диверсифицирован. Крупнейшими отраслями в структуре кредитного портфеля являются торговля и услуги с долями 19,8 и 13,5 % соответственно. Кредиты физическим лицам составляют на 31 декабря 2011 года 21,5 % кредитного портфеля, их доля увеличилась в 2011 году на 0,2 п.п. Наиболее значительно по итогам года выросла задолженность предприятий следующих отраслей: телекоммуникации, транспорт, энергетика. Одновременно сократилось кредитование нефтегазовой промышленности и металлургии.

Рассмотрим концентрацию кредитов. Банк уделяет пристальное внимание контролю концентрации кредитных рисков и соблюдению пруденциальных требований Банка России. В Банке реализована процедура ежедневного мониторинга крупных кредитных рисков и прогноза соблюдения установленных Банком России требований по нормативам Н6 (максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков) и Н7 (максимальный размер крупных кредитных рисков).

В основе управления риском ликвидности лежит классификация активов и пассивов Банка исходя из фактических сроков погашения, которые по некоторым инструментам значительно отличаются от договорных сроков погашения, а также предположение о том, что все возможные оттоки средств должны покрываться ожидаемыми поступлениями на всех временных интервалах. Основным инструментом управления риском ликвидности является анализ разрывов ликвидности на различные сроки. При управлении риском ликвидности Банк выделяет риск нормативной ликвидности и риск физической ликвидности.[8]

Риск нормативной ликвидности – это возможные проблемы, связанные с выполнением нормативов ликвидности Банка России (Н2, Н3 и Н4). Рассмотрим выполнение нормативов ликвидности (таблица 6).

Таблица 6 – Выполнение нормативов ликвидности

Нормативы ликвидности

Предельное значение, установленное Банком России

Критическое значение Сбербанка

Значение норматива на отчетную дату, %

2011

2010

Н2

более 15%

15%

50,8

80,6

Н3

более 50%

55%

72,9

103

Н4

менее 120%

110%

87,3

78

Информация о работе Организационно-административные методы управления предприятием, их достоинства и недостатки на примере Кировского отделения Волго-Вятск