Организационные формы и модели менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

В современном понимании менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации (объекта управления) посредством планирования, организации, лидерства и контролем над организациями ресурсами.
Эффективность менеджмента определяется прежде всего обоснованностью методологии и организации решения проблем. Эффективность менеджмента связана с важнейшими внутренними характеристиками организации - координацией деятельности, системами и механизмами разработки, реализации и контроля управленческих решений

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 117.37 Кб (Скачать файл)

 

Балансовые методы планирования использовались на протяжении всего существования единой централизованной системы управления народным хозяйством. Методологический и методический инструментарий, который разрабатывали советские ученые, часто использовался в других странах. В частности, за эффективность экономико-математических моделей раскроя материалов академику Л.В. Канторовичу в 1975 г. была присуждена Нобелевская премия в области экономики.

 

Следует отметить, что для управления экономикой с централизованным планированием была создана мощная система научного обслуживания. В области управления экономикой осуществляли комплексные исследования институты Академии наук, отраслевые институты и научно-исследовательский сектор высших учебных заведений. Численность работающих в исследовательском секторе экономики составляла около одной четверти ученых мира. Для осуществления управленческой деятельности готовились высококвалифицированные кадры.

 

Задачи централизованного управления экономикой оказались очень сложными. В народном хозяйстве СССР к началу 1980-х гг. функционировали сотни тысяч предприятий, производящих несколько миллионов наименований товаров и услуг. Каждое министерство для разработки годового плана использовало свыше полумиллиона документов, а в Госплане СССР обрабатывалось свыше 7 млн документов, включающих 47 млн показателей. В Вычислительном центре при Госплане СССР для разработки годового плана осуществлялось 83 млрд подсчетов. Эти цифры отражают только одну сторону сложности управления. Но и эта сторона требовала концептуального пересмотра используемой модели менеджмента.

 

Одним из направлений совершенствования управления экономикой было широкое использование автоматизированных систем управления (АСУ). В разработку АСУ были включены все исследовательские и проектные организации Советского Союза, в качестве прикладного полигона определены сотни предприятий промышленности и транспорта. С 1965 по 1980 г. были разработаны и внедрены в производство АСУ отрасли, АСУ предприятия, автоматизированные системы обработки экономической информации. Широкое внедрение вычислительной техники в процессы управления организациями сопровождалось открытием новых специальностей: кибернетика, экономическая кибернетика, вычислительная техника и др. АСУ сделали прорыв в понимании новых возможностей управления организацией, но не решили главную задачу, поставленную партией и правительством. Управлять экономикой с помощью АСУ стало не проще, а дороже. Централизованная система управления в среде ученых все чаще стала называться «затратной».

 

Глубокий анализ причин затратной системы управления, проведенный российскими учеными В.С. Немчиновым и Д.В. Валовым, а также дискуссионные семинары в исследовательских институтах и вузах помогали осознать необходимость реформирования управления народным хозяйством.

 

С начала 80-х и до начала 90-х гг. XX в. учеными разрабатывались различные идеи и программы (варианты внерыночного развития, рыночного развития, регулируемой рыночной экономики и др.) совершенствования управления, и каждый из них в той или иной степени опирался на рыночные отношения.

 

В начале 1990-х гг. Россия выбрала рыночные отношения, методология централизованного планирования оказалась несовместимой с частной собственностью, централизованная система управления разрушилась и на ее руинах стала выстраиваться новая модель российского менеджмента.

 

Василий Сергеевич Немчинов (1894-1964). Академик Академии наук СССР. Основные труды -- по статистике и методологии исследования производительности труда, разработке экономико-математических моделей планирования народного хозяйства. За разработки инструментария планирования награжден Государственной премией в 1946 г. Посмертно в 1965 г. был награжден Ленинской премией.

 

Японская модель менеджмента

 

 

 Роль национальных особенностей  в разработке концепций конкурентоспособности.

 

 Переход управления конкурентоспособностью  в тотальный менеджмент качества.

 

 Эволюция менеджмента качества.

 

 От малого предприятия к  транснациональной корпорации.

 

Многие исследователи утверждают, что центр мировой экономики в XXI в. переместится из Северной Америки и Европы на берега Тихого океана.

 

К странам Тихоокеанского бассейна относятся США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и 10 стран Тихоокеанского кольца, которые по уровню развития экономики подразделяются на четыре категории.

 

Япония -- страна с высокоразвитой экономикой.

 

Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг -- быстро развивающиеся страны.

 

Филиппины, Таиланд, Индонезия и Малайзия -- развивающиеся страны (страны АСЕАН).

 

Китай с населением свыше 1 млрд. человек и национальным доходом на душу населения, составляющим 2/3 соответствующего показателя стран АСЕАН.

 

Среди отмеченных государств Япония доминирует по своим экономическим показателям (доход на душу населения почти в 50 раз выше, чем в Китае), передовым технологиям, высококвалифицированной и производительной рабочей силе. На ее долю в 2000 г. приходилось почти 20 % мирового валового национального продукта.

 

Япония доминирует по производству почти всех категорий массовых полупроводниковых схем, является крупнейшим в мире производителем легковых автомобилей. Из десяти крупнейших банков мира (по объему вкладов) семь -- японские. В этой стране самая высокая продолжительность жизни и самые высокие требования к обучению в начальной и средней школе. Японцы известны тем, что в любом деле стремятся к усовершенствованию, хорошему обслуживанию, высокому качеству, снижению затрат и высокой производительности.

 

Следует отметить, что так было далеко не всегда. После Второй мировой войны американский менеджмент стал стремительно распространяться по миру. Американские менеджеры и преподаватели обучали всех желающих принятию решений, методам управления, стратегическому планированию. Увлекшиеся научным менеджментом американцы не сразу обратили внимание на большое количество японцев, проходивших обучение в США. Через несколько лет производительность труда в США оставалась все еще на планируемом уровне 3,2%, а в Японии она возросла до 10%. В 1974 г. произошел «нефтяной кризис». В первый раз за всю историю США ежегодный прирост производительности сократился на 1,1 %, с 1977 по 1986 г. он снизился еще больше -- до уровня 0,8 %. Менеджеры, которые поднимали экономику США в 35-50 лет в условиях конкуренции и привели ее к расцвету, в период спада уже были 65-80-летними. Новое поколение менеджеров во многом пользовалось успехами отцов и не ощутили приближения серьезного конкурента.

 

Впоследствии все причины и факторы приостановления победоносного экономического роста были определены, и Япония была внесена в список главных конкурентов. О феномене Японии написано много прекрасных и увлекательных книг, но неожиданность ее экономического расцвета еще долгое время будет под пристальным вниманием исследователей. Мы остановимся только на основных моментах, позволяющих понять особенности модели японского менеджмента.

 

1. Образование является первым  фактором растущего превосходства  японского менеджмента. Оно заключается прежде всего в единодушном понимании важности учебы и умении японцев учиться с рождения до смерти. На обучение ориентировано все население, детей и взрослых учат трудиться и радоваться общим победам. Сравнение систем образования США и Японии показывает, что Америка лидирует только в системе высшего образования, у Японии мировое лидерство в таких сферах образования, как начальное и среднее, домашнее образование, образование в повседневной жизни и профессиональное обучение. Отличительной чертой японского образования является ориентация обучения (с младшего возраста) на способность наблюдать процессы, анализировать их, интерпретировать результаты и предпринимать действия. При этом знания о мире, математика, статистика и научная методология являются исходными материалами обучения.

 

2. Категория «конкурентоспособность» (во многом благодаря японским  методам управления) включает две  составляющие: поддержание повышающихся  жизненных стандартов и сохранение  лидирующих позиций в мировой  экономике.

 

Классическая теория менеджмента для увеличения конкурентоспособности организации давала рекомендации по совершенствованию следующих сфер управления:

 

Капиталовложения и сокращение издержек производства (конкурентоспособность повышается за счет совершенствования технологии).

 

Исследования и разработки (при недостаточных инвестициях уменьшают эффект от развития техники и технологии).

 

Энергоресурсы (при увеличении цен делают многие виды оборудования неэффективными).

 

Структура рабочей силы оказывает влияние на качество продукции.

 

Эффективность рекомендаций в предлагаемых сферах во многом зависела и от особенностей управления организациями (рис. 3.3.1).

 

К решению вопросов конкурентоспособности японские менеджеры подошли с точки зрения обновленных идей качества. С конца 40-х гг. началось широкое, повсеместное освоение статистических методов контроля качества, основанное на обучении и овладении навыками их практического применения. Это был первый шаг японской промышленности к комплексному управлению качеством.

 

Вторым шагом было настойчивое и последовательное изучение запросов потребителя и воспитание уважения к его требованиям. Потребителю стали доверять больше, чем любым прогнозным методам, -- потребитель лучше всех знал свои потребности и свои экономические возможности. Культ потребителя проник так глубоко, что на многих предприятиях персонал низшего звена призывал, чтобы в цепочке исполнителей каждый исполнитель последующей операции рассматривался как потребитель. Это помогло установить контроль качества за производством сырья, материалов и комплектующих изделий. При этом все население стремилось к участию в «качестве», а на государственном уровне всеобщее стремление поддерживалось законодательством и гласной оценкой ошибок, допущенных изготовителями продукции. В организации работ по обеспечению высокого качества большую роль играло среднее звено производства: мастера и бригадиры. Для этой категории работников с середины 1960-х гг. по национальному телевидению стали специально проводить курсы по овладению передовыми методами организации работ по повышению качества и конференции, позволяющие мастерам и бригадирам рассказывать о своем положительном опыте.

 

Важную роль в реализации стратегии качества сыграла мобилизация физического и интеллектуального потенциала рабочих. Этот процесс больше известен как «кружки качества». Работа кружков представляла групповой анализ положения дел на конкретном участке производства и выработку конкретных предложений по совершенствованию организации качества. Особенностью кружков была спокойная обстановка обсуждения и академический дух дискуссий. Это помогало развивать систему пропаганды национального значения изготовления и эффективного использования высококачественной продукции.

 

Важную роль играло государственное влияние на повышение качества. Продукция, предназначенная для продажи на внешнем рынке, подлежала обязательной сертификации. Если предпринимались попытки продать несертифицированную продукцию за рубежом, такие действия рассматривались как контрабанда (со всеми вытекающими из этого последствиями).

 

В процессе реализации стратегии тотального качества руководители японских промышленных предприятий научились максимально использовать потенциал своих сотрудников с гораздо большей эффективностью, чем в каком-либо другом государстве. Многие руководители японских предприятий прошли все этапы становления системы качества и стали выдающимися менеджерами.

 

К их числу относится доктор К. Исикава. Он родился в 1915 г. в семье промышленника и будущего президента Федерации экономических ассоциаций «Кейдарен», окончил в 1939 г. Токийский университет по специальности «прикладная химия» и поступил на работу в компанию, которая занималась сжижением угля. В 1939-1941 гг. был офицером технической службы. В 1949 г. он возвратился в университет и стал изучать в Японском союзе ученых и инженеров (ЯСУИ) статистические методы контроля. С этого времени кроме дисциплин проектирования он преподавал и методы управления качеством. Через восемь лет стал консультантом по использованию статистических методов контроля и начал проявлять интерес к исследованиям социологических проблем. управления качеством.

 

В 1950 г. приехавший из США по приглашению Японского союза ученых и инженеров для чтения лекций по управлению качеством известный американский специалист по статистическим методам контроля качества У. Э. Деминг свой авторский гонорар от публикации курса этих лекций предоставил для учреждения премий: две для отдельных лиц и одну -- для предприятия. Одну из премий для развития теоретических принципов статистических методов контроля предоставляют К. Исикаве. Премия У.Э. Деминга в Японии является одной из самых престижных. Предприятия, получившие эту премию, внесли большой вклад в организационную перестройку многих отраслей промышленности.

 

В 1952 г. К. Исикава стал директором ЯСУИ и руководил исследованиями по разработке стандартов качества промышленной продукции. Эти научные изыскания впоследствии стали основой стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО). Следует отметить, что Япония стала членом ИСО еще в 1952 г. и оказала большое влияние на ее развитие.

 

В 1969 г. К. Исикава стал членом Японского национального комитета по участию в ИСО, с 1976 г. он постоянный участник работы Генеральной ассамблеи и Совета ИСО, с 1981 г. -- член исполкома ИСО и участник Конгресса стран Тихоокеанского бассейна по стандартизации (ПАСК). Исследования социологических проблем качества привели К. Исикаву к идее, реализация которой отличает японские методы управления качеством от любых других.

Информация о работе Организационные формы и модели менеджмента