Организационный проект развития технологии аттестации персонала в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чре
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 17:58, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность рассматриваемой темы обосновывается тем, что существенные изменения, происходящие в настоящее время в институтах государственной и муниципальной службы в результате проводимых административной реформы, реформы государственной службы и местного самоуправления, заставляют обратить более пристальное внимание к содержанию понятия аттестации государственных служащих, а также к его правовым последствиям. Вопрос о правовом регулировании аттестации имеет важное практическое значение в регулировании отношений в сфере труда. Между тем до настоящего времени в законодательстве отсутствует легальное определение понятия аттестации.
Содержание
Введение 1. Аттестация в системе методов оценки персонала 1.1 Сущность, содержание и роль аттестации в определении качества персонала организации 1.2 Процедура аттестации персонала 2. Анализ системы оценки кадров в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 2.1 Значение, задачи и особенности деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 2.2 Организация аттестации персонала в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 3. Организационный проект развития технологии аттестации персонала в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 3.1 Организационный проект 3.2 Экономический эффект Заключение Библиографический список
Принцип комплексности оценки
должен гарантировать всесторонность,
принципиальность и объективность оценки
служащих. Комплексность оценки означает
аттестацию служащих как таковых, т. е.
оценку их работы по трем основным направлениям:
1. оценка результатов
деятельности служащих;
2. оценка процесса управленческого
труда, исполнения должностных обязанностей;
3. оценка личностных качеств
служащего.
Принцип обоснованности оценки
и рекомендаций аттестационной комиссии
является одним из важнейших. Обосновать
ту или иную оценку – значит доказать
ее целесообразность, истинность и справедливость,
убедить в том, что она отражает действительные
заслуги, а также имеющиеся недоработки
и ошибки служащего.
Степень реализации всех других
принципов, а также правовая значимость
аттестации определяется принципом действенности
аттестации – обязательным принятием
по результатам аттестации организационно-правовых
мер, присвоением квалификационного разряда,
а в необходимых случаях – мер ответственности
и стимулирования. Аттестация не обеспечит
своего главенствующего положения в системе
работы с персоналом, если ее результаты
не будут подтверждаться и развиваться
стимулирующими мероприятиями. Гарантированность
выполнения рекомендаций аттестационной
комиссии – залог достижения всех целей
аттестации. Кроме того, одной из целей
аттестации является соответствие интересов
государства, общества и служащих для
обеспечения качественного и эффективного
управления. Двигателем механизма аттестации
должен стать интерес – материальный,
моральный, организационный, политический
и т. д.
При выборе предмета оценки
следует понимать, насколько организация
способна определить стандарты. Например,
при отсутствии четко определенных должностных
обязанностей оценить выполнение должностных
обязанностей конкретным сотрудником
можно лишь приблизительно, при этом не
исключено, что результат будет поверхностным
и субъективным. [8]
На подготовительном этапе
необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Что конкретно мы
оцениваем?
2. Каковы критерии оценки?
3. Какая информация у
нас имеется?
В одной из организаций применяется
следующий комплексный подход: аттестация
проходит одновременно по трем направлениям
- оценка деятельности, оценка квалификации,
оценка личности.
1. Оценка деятельности
включает в себя выполнение
должностных обязанностей, выполнение
плана работ (сроки, качество), достижение
поставленных задач. В организации
четко определены должностные
обязанности (ясно, с чем сравнивать), есть
план-график работ (фиксируется выполнение
заданий), сотрудники имеют четкие задачи.
Аттестация проходит быстро и объективно.
Надо помнить, что чем слабее организационная
основа оценки деятельности, тем сложнее
получить объективный результат.
2. Оценка квалификации
заключается в экзамене - работники
в письменной форме отвечают
на вопросы по специальности.
(Возможна и устная форма - необходимо
только стандартизовать ее.) Опросник
заранее подготовлен и согласован
с ведущими специалистами, определено,
какой результат экзамена приемлем
для специалистов различной квалификации.
3. Оценка личности. Организация
использует систему Томаса. Система
Томаса позволяет оценить основные
поведенческие характеристики человека,
сопоставить их с поведенческими
требованиями к данной должности,
оценить взаимоотношения в коллективе.
В результате можно:
- сравнив личностные требования,
предъявляемые к должности, с
фактическими личностными особенностями
сотрудника, занимающего данную
должность, разработать для сотрудника
программу обучения и развития;
- при наличии стрессовых
или конфликтных ситуаций определить
причины и пути устранения
конфликтов;
- при наличии существенных
претензий к деятельности сотрудника
оценить, одинаково ли работник
и его руководитель понимают
поведенческие требования, предъявляемые
к данной должности;
- избегая субъективизма,
построить структурированное аттестационное
интервью.
Такое проведение аттестации
позволяет получить и формализовать комплексную
информацию о работнике. Однако для многих
компаний этот вариант малоприменим, особенно
на первых порах, когда только начинается
внедрение процесса аттестации. Например,
если в компании нет четкого плана работ
(доведенного до каждого сотрудника) или
не фиксируются случаи отклонения от плана,
оценка деятельности может оказаться
непонятной как руководителю, так и подчиненному.
Разработка мини-экзамена по специальности
- также процесс трудоемкий, требующий
высокого уровня квалификации экзаменатора.
Вышесказанное, безусловно,
не означает, что от аттестации следует
отказаться вообще. Следует лишь отказаться
от распространенного подхода: разработаем
положение об аттестации, несколько бланков,
чтобы создать видимость формализации,
соберем руководителей и будем по очереди
вызывать подчиненных на собеседование.
Как только организация достигла того
уровня развития, когда проведение аттестации
ставится на повестку дня, следует в соответствии
с поставленными целями определить свои
возможности и приступить к выбору метода.
Можно выделить следующие существующие
методы оценки персонала:
Метод экспертных оценок - сбор
мнений экспертов (специалистов по тем
или иным вопросам), их анализ и заключение.
Индивидуальная оценка (балльный
метод) - оценочная анкета - стандартизированный
набор вопросов или описаний. Специалист,
проводящий оценку, отмечает наличие или
отсутствие определенной черты у оцениваемого
работника и ставит отметку напротив ее
описания. Общий рейтинг составляет сумму
отметок (баллов).
Модификация оценочной анкеты
- сравнительная анкета. Предлагается
список описаний правильного и неправильного
поведения на рабочем месте. Оценщики
располагают эти описания по шкале от
"отлично" до "плохо". Лица, проводящие
оценку труда конкретных исполнителей,
отмечают наиболее подходящие описания.
Оценкой результативности труда является
сумма рейтингов по отмеченным описаниям.
Шкала рейтингов поведенческих
установок. В бланке описываются решающие
ситуации профессиональной деятельности.
Бланк рейтинга содержит обычно от шести
до десяти специальных характеристик
результативности труда, каждая из которых
выводится из пяти или шести решающих
ситуаций с описанием поведения. Лицо,
проводящее оценку, отмечает то описание,
которое в большей степени соответствует
квалификации оцениваемого работника.
Тип ситуации соотносится с баллом по
шкале.
Методы групповой оценки. Дают
возможность провести сравнение эффективности
работы сотрудников внутри группы, сопоставить
работников между собой.
Метод классификации. Лицо,
проводящее оценку, должно распределить
всех работников поочередно, от лучшего
до худшего, по какому-нибудь общему критерию.
Если количество работников больше 20,
то возникают сложности. Проще выделить
самого успешного или неуспешного, чем
проранжировать средних. Можно использовать
метод альтернативной классификации:
выбрать самого лучшего и самого худшего,
а затем отобрать следующих за ними и т.д.
Метод парного сравнения - сравнение
каждого с каждым производится в специально
сгруппированных парах. Затем отмечается,
сколько раз работник оказывается лучшим
в своей паре, и на основании этого строится
общий рейтинг. Оценка может быть затруднена,
если число сотрудников слишком велико.
Метод заданного распределения.
Лицо, проводящее оценку, должно дать работникам
оценки в рамках заранее заданного (фиксированного)
распределения оценок.
Например:
10% - неудовлетворительно;
20% - удовлетворительно;
40% - вполне удовлетворительно;
20% - хорошо;
10% - отлично.
Всего 100%.
От эксперта требуется выписать
на каждую карточку фамилию работника
и распределить всех оцениваемых по группам
в соответствии с заданной квотой. Распределение
может проводиться по разным критериям
оценки.
Специальные методы: поведенческие
рейтинговые шкалы - Behaviorally Anchored Rating Scales
(BARS), управление по целям - Management by Objectives
(MBO). [9]
После того как определена цель
проведения аттестации и выбран метод,
стоит просчитать, во что обойдется процедура
аттестации. Сделать это достаточно просто
- умножить количество планируемых человеко-часов
(на подготовку и проведение) на почасовую
заработную плату, прибавить к этому недополученную
прибыль (так как во время аттестации работник
не будет выполнять основные должностные
обязанности), прибавить организационные
расходы (печать бланков, обработка материалов).
Если полученная сумма представляется
разумной, можно начинать подготовку.
Если цель не оправдывает средства, стоит
пересмотреть масштабы аттестации, число
и ранг вовлеченных в процедуру менеджеров,
подобрать более простые методы.
Порядок проведения аттестации
работников может определяться локальными
нормативными актами организации (ст.
8 ТК РФ), коллективным договором, соглашениями
(ст. 9 ТК РФ).
Как правило, порядок проведения
аттестации работников организации устанавливается
Положением об аттестации работников,
принимаемым работодателем.
В Положении об аттестации работников
обязательно следует предусмотреть:
1. круг работников, подлежащих
аттестации;
2. периодичность проведения
аттестации;
3. порядок формирования
аттестационной комиссии;
4. порядок подготовки
и проведения аттестационных
мероприятий;
5. виды и порядок принятия
решений аттестационной комиссией.
С действующим в организации
Положением об аттестации следует ознакомить
работников в порядке, предусмотренном
ч. 3 ст. 68 ТК РФ. Также нелишним будет сделать
ссылку в трудовых договорах работников
на Положение об аттестации. В трудовом
договоре можно указать, что работник
подлежит аттестации в порядке, установленном
действующим в организации Положением
об аттестации. Ссылку на Положение об
аттестации работников можно также сделать
и в правилах внутреннего трудового распорядка
организации или должностных инструкциях
работников.
Круг работников, подлежащих
аттестации, определяется работодателем
с учетом специфики деятельности организации.
Во всяком случае, аттестация не может
проводиться в отношении работников, которые
выполняют трудовые функции, не требующие
специальных знаний или специальной подготовки
(например, уборщица, сторож). Ведь целью
аттестации как раз и является проверка
квалификации работника (т.е. соответствия
его профессиональных знаний и навыков
порученной ему работе).
1.2 Процедура аттестации
персонала
Подготовка, осуществляемая
службой управления персоналом организации включает
разработку принципов и методики проведения
аттестации, издание нормативных документов
по подготовке и проведению аттестации
(приказ, списки аттестационной комиссии,
план проведения и др.), подготовку материалов
аттестации - бланки, формы и т.д.
Состав документов, сопровождающих
аттестацию в различных организациях,
практически одинаков и может включать
в себя:
1. график проведения аттестации;
2. приказ о проведении аттестации;
3. заявление работника ;
4. квалификационный лист;
5. аттестационный лист;
6. протокол заседания аттестационной
комиссии;
7. аттестационное удостоверение;
8. характеристику на аттестуемого
работника;
9. представление;
10. документацию по анкетированию
и экспертизе различных качеств аттестуемого;
11. перечни показателей для
оценки профессиональных и личностных
качеств сотрудника;
12. отчеты по результатам аттестации.
Конечно же, аттестация не может
проходить хаотично, поэтому до начала
календарного года составляется график
проведения аттестации. Подготовкой данного
документа могут заниматься: начальник
отдела кадров, начальник отдела организации
и оплаты труда, председатель аттестационной
комиссии и руководитель службы персонала,
то есть то должностное лицо, которому
поручено данное задание. По общему правилу
аттестация не должна проводиться чаще
одного раза в год, но и не реже одного
раза в два года. Однако законодательно
могут устанавливаться и иные сроки. Например,
согласно п. 4 Постановления Правительства
РФ от 16.03.2000 N 234 аттестация данной категории
проводится один раз в три года. [10]
График проведения аттестации
оформляется так же, как и приказ, на общем
бланке организации. Вид документа "график"
пишут прописными буквами. Заголовок к
тексту отвечает на вопрос: чего? Текст
графика может быть составлен в виде таблицы.
Графы таблицы имеют следующие наименования:
1. номер по порядку;
2. Ф.И.О. сотрудника;
3. должность;
4. дата проведения аттестации;
5. дата представления в аттестационную
комиссию необходимых документов.
Приказ о проведении аттестации
составляется и оформляется в соответствии
с требованиями, предъявляемыми к приказам
по основной деятельности согласно ГОСТ
Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов". Данный приказ оформляется
на общем бланке организации (бланк, на
котором отсутствуют справочные данные
об организации), подписывается руководителем
организации, визируется заинтересованными
лицами. Текст приказа состоит из двух
частей: констатирующей и распорядительной.
В констатирующей части указывается цель
издания подобного приказа. Обычно целью
проведения аттестации является необходимость
установления соответствия работника
занимаемой должности, повышение мотивации
работников к труду, поэтому текст приказа
обычно начинается словами: "В целях..."
или "В связи...". Констатирующая часть
приказа отделяется от распорядительной
части глаголом "приказываю", который
печатается с новой строки, прописными
буквами, в конце глагола ставится двоеточие.
Далее распорядительная часть делится
на пункты и подпункты:
1. о дате и сроках проведения
аттестации;
2. об утверждении списка работников,
подлежащих аттестации (сам список дается
в приложении к приказу);
3. о составе аттестационной
комиссии, с указанием должностей и Ф.И.О.
членов аттестационной комиссии;
4. об указании начальникам отделов
подготовить характеристики на сотрудников
и сроках представления данных документов
в аттестационную комиссию;