Организация и технология розничной продажи товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время особенная роль отводится товарному рынку, который отражает взаимодействие всех звеньев в продвижении товара. Рост производства товаров народного потребления и рост денежных доходов населения обусловливают постоянное развитие и совершенствование сети розничных торговых предприятий.
Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Состояние розничной торговой сети оказывает огромное влияние на темпы роста товарооборота, качество обслуживания покупателей, производительность труда торговых работников и финансовые результаты торговой деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты, касающиеся организации розничной продажи товаров
1.1 Сущность, состав и классификация розничного товарооборота и основные факторы, влияющие на его объем 6
1.2 Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине, хранения и подготовки товаров к продаже, их размещение и выкладка в торговом зале 14
1.3 Характеристика операций по продаже товаров и услуги, оказываемые покупателям. Процедуры формирования товарного ассортимента 20
Глава 2. Анализ, риски развития и прогноз розничного оборота России на ближайшие годы
2.1 Анализ розничного оборота страны 28
2.2 Риски развития розничной торговли в России и ее прогноз на ближайшие годы 45
Заключение 48
Список использованных источников 50

Вложенные файлы: 1 файл

Катя.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

Высокий ценовой сегмент представляют такие сети как  «Кенгуру», «Магия детства», «Mothercare», «Нежный возраст», «Bebakids» и  Choupette.  Средний  сегмент  –  «Детский  мир»,  «Mexx»,  «Академия  –  товары  для  детей», «Кораблик», «Дети – рынок детских товаров», «Rikki-Tikki», «Kanz»  и т.п. Нижний сегмент  – GloriaJeans, «Оранжевый верблюд», «Дочки&Сыночки»,  «Oodji», Pelican, и т.п.

Рост  покупательной  способности  населения  регионов  на  фоне  насыщения  столичного  рынка позволяет говорить о том, что рынок детских товаров будет развиваться преимущественно за счет первых. Ключевыми регионами для рынка детских товаров являются: Свердловская, Тюменская, Самарская, Ростовская области и Краснодарский край. Большую долю рынка детской одежды равную 17% контролирует Москва и Московская область. Это обусловлено высокой численностью населения и доходами жителей по сравнению с другими субъектами РФ. Сегодня в Московском регионе затраты на одного ребенка составляют более 1000 долларов в год, в других ведущих регионах – от 317 до 500 долларов.

Сети на рынке детских товаров развиваются активно. «Детский мир» до 2015 г. планирует рост количества магазинов сети на 100-150 магазинов.

 За 2014 г. группа Ideas4retail предполагает открыть в РФ 50 магазинов Imaginarium, 6 магазинов Hamleys и 25 магазинов Mamas&Papas. Тем не менее, на нем еще остаются незанятые ниши – так, аналитики торговой сети одежды «Мир детства»  определили, что существует провал в предложении товаров для детей старше 1,5  и до 7 лет, так что сеть намерена строить свой рост именно на этом. Активно развивающимся рынком остается рынок бытовой электроники и компьютерной техники. На  2015 г. намечен переход на цифровое вещание, поэтому в этот период можно ожидать массовой смены поколений телевизоров. Активность телекоммуникационных  и интернет-сервисов стимулирует рост рынка смартфонов и планшетов за счет снижения продаж стационарных ПК.

Поскольку этот рынок всегда считался перспективным, на нем присутствует много игроков, и он является весьма конкурентным, особенно в последнее время, когда продажи электроники активно перемещаются в интернет. В связи с этим в ритейле БТиЭ случаются жестокие провалы.

Например, такой крупный игрок как сеть «Техносила» оказалась среди неудачников. В 2012 г. она снизила выручку на 15% и в рейтинге крупнейших российских сетей от InfoLine перемести-лась с 29 сразу на 41 место. 

Напряжение в этом сегменте ритейла усилится в ближайшее время, когда состоится слияние двух крупнейших игроков – «М.Видео» и «Эльдорадо». Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России  в июле одобрила ходатайство сети бытовой техники и электроники «М.Видео» на покупку 100% конкурирующей сети «Эльдорадо». «М.Видео» в 2012 году увеличила продажи на 19,7% — до 158 миллиардов рублей, «Эльдорадо» — на 15,3%, до 112,423 миллиарда рублей.

Первая на конец прошлого года управляла 296 магазинами в 127 городах РФ, вторая — 404 магазинами в 173 городах страны.

Правда, ФАС выдала предписание о том, чтобы в регионах, где совокупная доля сливающихся сетей превышает 35%, новые владельцы сократили число магазинов либо за счет отказа от аренды, либо, если торговые помещения находятся в собственности, предоставив их третьим сторонам. ФАС также обязало новую компанию обеспечить недискриминационный доступ других игроков рынка БТиЭ на рынки ее присутствия, также как и недискриминационный доступ поставщиков в сеть.

Значимым сектором ритейла является аптечный ритейл. По данным маркетингового агентства DSM Group фармацевтический рынок России входит в десятку крупнейших фармрынков мира.

По итогам 2012 г. Россия заняла 7 место. Объем фармрынка России в 2012 г. составил 921 млрд. руб. (с НДС) в ценах конечного потребления, что на 12% больше чем показатель 2011 г. По темпам роста Россия показывает третье значение. Хотя Россия, как и прежде, отстает от среднеевропейского уровня потребления лекарственных препаратов в 3-и раза и в 5-ть раз от потребления в США. Меньше чем в России (140$), потребление лекарственных препаратов на одного человека, только у Бразилии и Китая 115 и 38 долларов соответственно.

В развитии аптечного ритейла в 2012 г. по материалам DSM Group можно выделить два важных события:

Первое – активное использование аптечными сетями формата аптек эконом-класса. Его внедряют практически все участники рынка: «Аптеки 36’6» развивают бренд «ЛЕКО», А5 - «Норма», «Фармакор» – «Экономь!», «Радуга» – «Радуга эконом», «Доктор Столетов» – «Хорошая аптека» и т.д.

Второе - укрепление позиций «Аптеки 36’6». Компания провела оптимизацию качественного состава сети, оставив самые привлекательные аптеки с точки зрения трафика и прибыльности.

По итогам 2012 года Компании, несмотря на обострение конкуренции в секторе, наблюдаемое с 2011г., удалось повысить лояльность покупателей, переломить негативный тренд по клиентскому трафику и добиться роста сопоставимых продаж, в том числе, в самом крупном для Группы московском регионе.

 

 

2.2 Риски развития розничной  торговли в России и ее прогноз на ближайшие годы

 

Существуют риски развития розничной торговли в России.

Макроэкономические риски. На развитии розничной торговли могут негативно сказаться все те риски, что замедляют рост экономики страны в целом. Тем не менее, как отрасль торговля более устойчива к таким ката-клизмам, чем, скажем, промышленность, благодаря ее близости к конечному потребителю.

Страновые риски. Развитие  торговли  сдерживает  присущая  российской  экономике  слабость  инфраструктуры.  Плохое состояние дорог и низкий уровень транспортных услуг – прежде всего на железнодорожном транспорте – снижают эффективность деятельности торговых предприятий.

Институциональные риски. Регулирование торговли, которое осуществляется Законом о торговле №381-ФЗ от 28.12. 2009 г., недружественно по отношению к сетевой торговле в FMCG ритейле. К тому же, законодатель весьма подозрителен по отношению к крупным игрокам на рынке ритейла и не склонен принимать какие-либо акты, направленные на смягчение норм регулирования.

Отраслевые риски. Практически во всех сегментах розничной торговли усиливается конкуренция между игроками. Это требует от торгующих организаций большого внимания к обеспечению эффективности деятельности. В противном случае им грозит уход с рынка. К тому же в сегменте торговли непродовольственными товарами, особенно в секторе электроники и бытовой техники, традиционные формы торговли испытывают сильное давление со стороны интернет-торговли. 

Политические риски. Политические риски минимальны. Конечно, как и для других бизнесов существует риск политической дестабилизации, но на  розничной торговле она не отразится столь же  болезненно как на бизнесах с долгосрочным инвестиционным горизонтом.

Минэкономразвития скорректировало прогноз роста оборота розничной торговли в России на ближайшие годы.

По оценке министерства, в 2014 году рост оборота российской розницы замедлится до 4% с 4,2% в 2013 году, а в 2015-2016 годах - ускорится до 4,4% и 4,7% соответственно.

Предыдущий прогноз предполагал более высокие темпы роста: на 4,3% в 2013 году, на 4,9% - в 2014 году и на 5% в 2015 и в 2016 годах.

По прогнозу министерства, оборот торговли продовольственными товарами в 2014 году вырастет на 2,1%, а в 2015-2016 годах рост ускорится до 2,4% и 2,6% соответственно.

Оборот непродовольственной розницы, согласно прогнозу, увеличится в 2014 году - на 5,6%. В следующие два года рост составит соответственно 6,1% и 6,4%.

В первом полугодии 2013 года потребительский сектор являлся одним из основных компонентов, удерживающих экономику от сползания в рецессию, компенсируя стагнационное развитие промышленности и снижение деловой активности подрядных организаций, говорится в уточненном прогнозе социально-экономического развития РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

В январе-июле рост оборота розничной торговли сохранил положительную динамику (плюс 3,8%), однако замедлился по сравнению с прошлогодним темпом (годом ранее рост составлял 7,4%).

Замедление динамики оборота розничной торговли в 2013 году объясняется сдвигом потребительской модели домашних хозяйств к сбережению от потребления. В январе-июле доля потребительских расходов населения составила 75,8% всех денежных доходов, в том числе доля расходов на покупку товаров - 57,9% (годом ранее эти показатели находились на уровне 76,5% и 58,6% соответственно). Доля сбережений, напротив, выросла - до 9,2% с 8,4%.

Еще одной причиной замедления роста оборота розничной торговли является снижение активности коммерческих банков по кредитованию физических лиц. "Исчерпание кредиторского бума прежде всего отразилось на торговле, так как потребителям на фоне высоких процентных ставок приходится ограничивать и пересматривать свои статьи расходов", - отмечает Минэкономразвития.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

После изучения данной темы курсовой работы можно сделать ряд выводов.

Главная цель торговли потребительскими товарами – удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Достижение этой цели характеризуется общим объемом реализации товаров населению.

Товарооборот характеризует процессы, развивающиеся в сфере товарного обращения, и факторы, воздействующие на формирование спроса и предложения, и отражает экономические отношения между производителями и потребителями.

Товарооборот осуществляется в различных видах и формах

Транспортные средства, доставившие товары в магазин должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

 Поступившие в магазин товары  доставляют в зону приемки. Приемка  товаров является одной из  важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность.

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».

После проверки качества и количества товаров составляется акт.

После приемки, товары доставляют в помещения для хранения. В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим.

Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в: их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т. д.

При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения.

Продажа товаров - завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине.

Органичным продолжением торгово-технологического процесса в магазине является оказание покупателям различного рода услуг. Это могут быть услуги, связанные с покупкой товаров; услуги, связанные с оказанием помощи покупателям при использовании приобретенных товаров; услуги, связанные с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина.

Одна  из задач товарной политики — формирование товарного ассортимента выпускаемой  продукции. Под товарным ассортиментом  принято понимать всю совокупность изделий, выпускаемых предприятием и предлагаемых на рынке с целью  реализации и получения дохода (прибыли).

Товарный  ассортимент характеризуется следующими показателями: широта ассортимента; глубина  ассортимента; возрастная структура входящих в ассортимент  товаров; сопоставимость между предлагаемым ассортиментом  и ожиданиями (нуждами, потребностями, запросами) целевого рынка; поведение  товара на рынке.

Сегодня производство ориентируется на потребителя и его потребности, стараясь эти потребности удовлетворить, придав ценности своему товару. Товар или иное предложение будет иметь успех на рынке только тогда, когда он имеет ценность для целевого потребителя и приносит ему удовлетворение. П

Одной из важных задач маркетинговой деятельности розничных торговых предприятий является обеспечение своей конкурентоспособности. Основным способом достижения этой задачи является предложение покупателям товаров и услуг надлежащего качества, в нужном ассортименте, в необходимые сроки и на более выгодных условиях, чем у конкурентов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативные правовые акты

  1. О розничных рынках: [федер. закон: принят Гос. Думой 30 дек. 2006 г.: по состоянию на 1 января 2013 г.].

 

Литература

  1. Абрютина М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности. – М.: Дело и сервис, 2010. – 462 с.
  2. Алексунин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. - М.: «Марке-тинг», 2009. - 516 с.
  3. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М. 2009. – 224 с.
  4. Башмачникова Е.В., Марченко Т.И. Экономика предприятия: в сфере товарного обращения. – М.: КноРус, 2009. – 298 с.
  5. Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия: торговое дело. – Москва: Инфра-М, 2010. – 313 с.
  6. Вейтс Б.А. Основы розничной торговли. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
  7. Гаджинский А.М. Логистика. - 20-е изд. - М.: «Дашков и К», 2012. - 484 с.
  8. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: Теория, методология и практика. - М.: «Финпресс», 2009. - 416 с.
  9. Егарева Н.В. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление. – М.: КноРус, 2010. – 416 с.
  10. Иванов Г. Г. Экономика торгового предприятия. – М.: Академия, 2010. – 317 с.
  11. Короленок Г.А., Гоцкий Г.Г. Менеджмент в торговле. – Минск: БГЭУ, 2012. – 334 с.
  12.   Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Книжный мир, 2014. — 656 с.
  13. Никишкин В. В. Торговый маркетинг. - М.: РЭА, 2009. -174 с.
  14. Панкрухин А.П. Маркетинг. Гильдия маркетологов. -  М.: Омега-Л,

Информация о работе Организация и технология розничной продажи товаров