Организация принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей принятия управленческих решений на предприятии. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. изучить понятие, виды и принципы управленческих решений
2. определить роль и функции управленческих решений
3. выделить этапы разработки управленческих решений
4. рассмотреть модели и методы принятия управленческих решений
5. анализировать особенности реализация управленческих решений компании ООО «Сицилия».

Содержание

Введение 4
Глава 1.Теоретические основы формирования управленческих решений
1.1. Понятие, виды и принципы управленческих решений 7
1.2. Роль и функции управленческих решений 16
1.3. Этапы разработки управленческих решений 18
Глава 2. Модели и методы принятия управленческих решений
2.1. Существующие модели принятия решений 22
2.2. Методы и стили принятия решений 24
Глава 3. Анализ реализации управленческих решений компании
ООО «Сицилия»
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
3.2. Реализация управленческих решений и их оптимизация на примере
ООО «Сицилия» 33
Заключение 40
Библиографический список 43
Приложение 45

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Управленческие решения весьма разнообразны. Чтобы систематизировать, упорядочить это разнообразие, разрабатываются классификации решений по самым разным признакам (критериям выделения). 13

В связи с  большим разнообразием признаков, которые могут учитываться при группировке решений, оказывается сложно создать достаточно простую и четкую их классификацию. Поэтому сама типология управленческих решений отличается также известным разнообразием. Это, в частности, обусловлено и тем, что выделенная по одному из признаков (критериев) группа решений может, в свою очередь, делиться на подгруппы по другим признакам.

Так, например, по виду регулируемых процессов и  отношений, природе и специфике  способов (методов) воздействия на объект управления можно выделить организационные решения (наряду с экономическими, политическими, политико-административными, информационными и т.д.).

Организационные решения, в соответствии с одним  из известных подходов, подразделяются на запрограммированные, незапрограммированные  и компромиссные (усредненный вариант между двумя первыми).

По другой классификации  управленческие решения подразделяются на жестко детерминированные (аналог «запрограммированных») и «инициативные». Содержание жестко детерминированных решений регламентируется законом, инструкциями, распоряжениями вышестоящего руководства и др. Такие решения бывают двух видов:

1) стандартизированные,  рутинные (сбор налогов, выплата  пособий и зарплаты, прием или  увольнение работника в соответствии  с законодательством и т.д.);

2) производные, вторичные, принимаемые «во исполнение», в развитие других решений и неизбежно вытекающие из них.

«Инициативные»  решения, по определению, принимаются  непосредственно руководителем  или коллегиальным органом управления данной организации (системы) без побуждения со стороны вышестоящих органов власти и управления. Здесь также возможны два варианта:

1) решения ситуационные, имеющие преимущественно эпизодический  или локальный характер (поощрения,  награды, назначения, санкции и  т.п.);

2) реорганизационные, перспективные, направленные на изменение какого-либо организационного целого (перераспределение ресурсов; разработка новых задач; преобразование управленческих структур).

Заметим, что  в принятии «инициативных» решений  в наибольшей степени сказывается влияние «человеческого фактора», в том числе индивидуального стиля деятельности и личностных качеств руководителей и специалистов, участвующих в этом процессе.

Группировка управленческих решений по определенным существенным взаимосвязанным классификационным признакам приведена в таблице 1.

Таблица 1.

Классификация управленческих решений

п/п

Основания для  классификации

Виды управленческих решений

1

По содержанию – видам регулируемых отношений  и процессов

экономические, политические, политико-административные, организационные, технологические, экологические, гуманитарные

2

По субъектам  управления – уровням и видам  власти

  1. федеральные, региональные, муниципальные, местные;
  2. принимаемые законодательной, исполнительной и судебной властями;
  3. принимаемые в производственных (хозяйственных) системах различных форм собственности;
  4. единоличные, коллегиальные, коллективные, общественные

3

По связи  с главной целевой функцией (миссией) организации, системы, уровнем принятия и временному интервалу 

стратегические (долгосрочные), тактические (среднесрочные), оперативные (краткосрочные)

4

По масштабам  объекта управления и степени  охвата (учета) взаимосвязанных проблем, процессов, аспектов

  1. общесистемные, частные (действующие в пределах отдельных подсистем, компонентов системы);
  2. комплексные, моноаспектные

5

По правовому (нормативному) статусу 

законы, указы, постановления, приказы, распоряжения, предписания

6

По степени  детерминированности и методам  разработки

«жестко» детерминированные, «инициативные», компромиссные; принимаемые  на «уровне человека», принимаемые  на «уровне человек – машина» (т.е. с использованием новых информационных технологий и интеллектуальных систем)

7

По форме  представления

письменные, устные, компьютерные

8

По степени  риска 

с минимальным, допустимым, критическим или катастрофическим риском


 

Приведенная классификация  охватывает основные наиболее общие  и в то же время определенные особенные  признаки управленческих решений; в  целом она отражает системный  подход к пониманию всего комплекса  решений осуществляемых в социальных системах и, прежде всего, их социальной сущности и направленности.14

В процессе принятия и реализации решений работники  аппарата управления должны руководствоваться  основополагающими принципами.15

Первый принцип  обоснования решений — это  объективность. Он требует рассматривать явления такими, какие они есть, принимать решения в интересах организации, без субъективизма и личной заинтересованности.

Второй принцип  — всесторонность рассмотрения. Это  позволяет глубоко изучить проблему, требующую принятия решения, путем  движения от абстрактного к конкретному, от простейших отношений к сложным и глубинным, от явления к сущности.

Принцип всесторонности требует при принятии управленческого  решения наличия полной и достоверной  информации о возникновении и  развитии проблемной ситуации. Но получение информации связано с определенными затратами, поэтому при оценке информации необходимо сопоставлять затраты на ее получение с тем эффектом, который она может дать. Переоценка же информации может привести к исследованию несущественных подробностей, мелких фактов и увести от проблемы.

Третий принцип  — комплексный подход, который  означает, что желаемый результат  выполнения решения должен касаться всех основных аспектов проблемной ситуации. В случае игнорирования данного  требования принимаемое решение может быть односторонним и его реализация может привести к возникновению или углублению других противоречий, иногда даже более серьезных, чем решаемое.

Четвертый принцип  — системный подход. Для обоснования  решения этот принцип предполагает:

• рассмотрение проблем, возникающих в управлении организационно-экономическими объектами как комплекса взаимосвязанных, взаимодействующих и развивающихся частей и подсистем;

• рассмотрение любой проблемы как состоящей  из отдельных подсистем и являющейся в свою очередь подсистемой системы более высокого уровня;

• четкое выделение  цели принимаемого решения, механизма  связи данной цели с целями функционирования системы, а также установление возможности  измерения достижения поставленной цели или эффективности деятельности системы.

Таким образом, управленческое решение может считаться  качественным, если оно отвечает всем перечисленным выше принципам, несоблюдение хотя бы одного из них приводит к  дефектам качества решения и, следовательно, к потере эффективности, трудностям или даже невозможности его реализации.

1.2. Роль и функции управленческих решений

Роль и многообразие функций управленческих решений  достаточно наглядно представлены уже  в самом разнообразии определений, которое выступает отражением и  функционального разнообразия решений.16

Несомненно, главной, определяющей является интегративная (связующая) роль решений в системе  управления и управленческой деятельности. Эта роль реализуется в следующих основных функциях: направляющей, обеспечивающей, организационной, координирующей, стимулирующей (см. табл. 2).

Таблица 2.

Основные функции управленческих решений

 Функции

Характеристика  функции

Направляющая 

Устанавливает цели и задачи функционирования и  развития объекта управления;

Обеспечивающая 

Указывает пути и способы наиболее эффективного использования складывающихся возможностей, наличных и потенциальных ресурсов развития социальной системы (организации, района, города, региона, отрасли и т.д.);

Организационная

Определяет  расстановку сил и средств, распределение  полномочий и ресурсов, структурные и кадровые изменения;

Координирующая

Регламентирует  последовательность и порядок деятельности объекта управления или реализации решения, виды и формы взаимодействия исполнителей;

Стимулирующая

Устанавливает меры материального и морального поощрения руководителей и специалистов


Принятие управленческого  решения, по сути дела, начинается с  признания его необходимости. Необходимость  решения, его характер и содержание, определяются объективными законами функционирования и развития системы, действием факторов внешней и внутренней среды. 17

Объективную сторону  управленческих решений образуют следующие  элементы:18

- миссия организации (субъекта управления);

- собственные потребности функционирования и развития организации, совершенствования структуры, методов работы, реализации интересов всех социальных групп;

- потребности общества и государства, всех граждан, которые «транслируются» сверху вниз на соответствующие уровни в иерархии управления (Федерация – субъекты Федерации – муниципальные образования – организации);

- «рамочные условия» деятельности конкретного органа власти и управления (Конституция РФ, законодательство, различные нормативные документы и т.п.);

- уровень компетенции, правовой и социальный статус организации;

- факторы внешней среды (макросреды различных уровней, микросреды) – экономические, политические, социальные, технологические, демографические, информационные и т.д.;

- факторы внутренней среды организации, наличие объективных возможностей для принятия и реализации научно обоснованных эффективных решений (компьютерная техника, новые информационные технологии, интеллектуальные системы, профессионально-квалификационная структура персонала и т.д.).

1.3. Этапы разработки управленческих решений

Организация процесса разработки управленческого решения  – это сложный комплекс работ.

Процесс принятия управленческого  решения состоит из последовательных стадий, таких, как: появление проблемы, диагностика состояния процессов  в организации, разработка решения и контроль за исполнением планируемых мероприятий. Все эти этапы являются необходимыми ступеньками на пути к эффективности управления. От менеджеров требуется не только знание теории управления, но также и овладение методами: анализа информации, организации работы в группе по принятию совместных с коллегами решений.19

Методы разработки управленческих решений – это способы и  приемы выполнения операций, необходимых  в процессе их принятия. К ним  относятся способы анализа, обработки  информации, выбора вариантов действий и др.

Процесс принятия управленческих решений состоит из ряда последовательных этапов. Рассмотрим основные этапы  разработки управленческих решений. 20

1. Получение информации о ситуации. Данная информация должна быть полной и достоверной. Неполная или недостоверная информация может обусловливать принятие ошибочных либо малоэффективных решений. Чтобы полнее представить ситуацию используют не только количественную, но и качественную информацию.

2. Определение целей. Лишь после их определения этих целей определяются факторы, механизмы, закономерности, ресурсы, оказывающие влияние на развитие данной ситуации.

Значительную  роль здесь играет выявление приоритетности целей, так как в процессе управления всегда производится выбор каких-либо целей.

3. Разработка оценочной системы.

 На стадии принятия  управленческого решения необходимо  адекватно оценивать данную ситуацию, ее различные стороны. Все это  необходимо учитывать в процессе  принятия решений, приводящих  к успеху.

4. Анализ ситуации.

Информация о работе Организация принятия управленческих решений