Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:20, курсовая работа
В данной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
изучить основные проблемы и тенденции развития розничной торговли;
показать специфику и рассмотреть основные формы организации розничной торговли;
составить типологию предприятий розничной торговли и рассмотреть основные факторы, влияющие на формирование проводимой ими закупочной политики;
представить организационные формы розничной торговли;
рассмотреть направления эффективности розничной торговли;
изучить теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
изучить содержание торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
совершенствовать управление товарным ассортиментом.
Введение
3
Глава 1. Специфика и формы организации розничной торговли
5
1.1. Формы и виды розничной торговли
5
1.2. Особенности функционирования розничной торговли
8
Глава 2. Организационные формы управления розничной торговли
13
2.1. Классификация предприятий розничной торговли
13
2.1.1. Классификация предприятий розничной торговли по формам собственности
14
2.1.2. Розничная торговля, осуществляемая вне магазина
15
2.2. Организационные структуры торговых фирм
18
2.3. Основные принципы создания торговых центров
22
2.3.1. Характерные черты торгового центра
22
2.3.2. Основные виды торговых центров
23
2.3.3. Стадии создания Торгового Центра
28
2.3.4. Основные принципы планировки торгового центра
32
Глава 3. Направления эффективности розничной торговли
34
3.1. Мероприятия по стимулированию продаж - эффективность системного подхода
34
3.2. Покупательская лояльность и способы ее достижения
36
3.2.1. Информационно-консультационные услуги
37
3.2.2. Поощрение в корыстных целях
39
3.3. Мотивационные программы для персонала магазинов
41
3.3.1. Материальная мотивация продавцов
42
3.3.2. Нематериальные методы мотивации персонала. Корпоративная культура как метод мотивации
45
3.4. Привлечение потребителей за счет использования наглядной выкладки
46
3.4.1. Организация размещения и выкладки товаров как составная часть управления торговым предприятием
49
Глава 4. Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли
54
4.1. Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли
54
4.2. Совершенствование формирования ассортимента товаров розничного торгового предприятия
59
4.3.Содержание торгово-технологических процессов розничного торгового предприятия
62
Глава 5. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "ТТ-обувь"
68
5.1. Анализ эффективности товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь"
68
5.2. Анализ эффективности использования технологической планировки торгового зала ООО "ТТ-обувь"
72
5.3. Оценка и пересмотр товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь"
73
Заключение
77
Список используемой литературы
Развитие розничной торговой сети должно идти по следующим основным направлениям:
В торговой отрасли, в результате реформ были разрушены основы развития различных видов и типов торговых предприятий, разорваны сложившиеся розничные и оптово-розничные "цепи", которые были основаны на общих подходах к формированию ассортимента, выборе технических средств оснащения, оформлению интерьера и внешнего вида предприятий, применению однообразных форм обслуживания.
Необходимо возродить
Опыт зарубежных стран свидетельствует о быстром развитии крупных торговых корпораций, которые составляют фундамент экономического могущества и конкурентоспособности страны как на внутреннем так и на внешних рынках.
В России развития тенденций внутренней торговли в этом направлении пока нет. В перспективе необходимо создавать эти корпорации в форме акционерных обществ открытого и закрытого типов, обществ с ограниченной ответственностью и других, предусмотренных ГК РФ.
Такие корпорации окажут положительное
воздействие на восстановление позиций
отечественных
Цепные торговые организации могут стать для розничного звена наиболее характерной структурой. Сущность такого объединения состоит в том, что крупное торговое предприятие создает собственную цепную сеть предприятий или заключает договор с малыми и средними торговыми структурами, на основе которого последние в качестве филиалов получают право на реализацию определенных товаров на конкретном товарном рынке под торговой маркой головного предприятия (система франчайзинга).
Можно сказать, что в целях сохранения
своих позиций на рынке, оптовые
структуры также будут
В условиях становления рыночной экономики, обострения конкуренции наметились новые подходы к развитию розничных предприятий. Соответствующие концепции строятся с учетом идеи формирования ассортимента и обслуживания населения. Обычно концепция развития розничной торговли включает следующие разделы: ассортиментные перечни товаров; схему размещения оборудования и товаров; указания по организации расчетных узлов; определение зон самообслуживания и продажи некоторых товаров через прилавок; перечень дополнительных услуг: порядок формирования цен; предоставление скидок на отдельные товары и др.
Считается, что в данное время
важно вмешательство
Так же все предприятия должны руководствоваться общепринятыми в рыночной экономике принципами функционирования с ориентацией на поддержку отечественных товаропроизводителей (формирование заказов, присвоение товарам, отвечающим определенным требованиям, известной торговой марки, знака качества, применения гибкой системы скидок цен и др.)
В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние торговые предприятия. Для них невозможно организовать транзитные поставки товаров.
Только базы могут предложить им широкий ассортимент продукции и гарантировать стабильное и бесперебойное ее поступление.
На Западе существуют многопрофильные торговые компании – это фирмы, которые владеют не менее 10 однотипными магазинами, и находятся под общим управлением. Руководство торговыми компаниями осуществляют контрактные оптово-розничные объединения. Такие организации есть во всех развитых капиталистических странах. Во главе стоит оптовая, иногда розничная фирма, которая закупает товары у промышленных предприятий по льготной цене, членам объединения оказывает различного рода услуги в виде кредита, оформления и оснащенности оборудованием.
Таким образом, развитие разнообразных видов и типов предприятий и разработка новых методов розничной торговли является одним из важных направлений розничной торговли.
Разнообразие видов
Многообразие типов розничных торговых предприятий обусловлено масштабами деятельности, размерами торговой площади, товарной специализацией, методами обслуживания населения, обслуживаемым сегментом рынка товаров народного потребления (этот сегмент во многом определяется значительной дифференциацией доходов населения. Последний фактор стал учитываться при типизации торговых предприятий недавно. В настоящее время идет процесс становления и развития торговых предприятий, специально ориентированных на категории покупателей, дифференцированных по размерам доходов.
Следует отметить, что сегодня должно быть уделено определенное внимание корпоративному управлению торговыми предприятиями. Т.е. такая модель ведения хозяйственной деятельности, которая призвана обеспечить наиболее эффективное выражение интересов собственников, руководителей и наемного персонала.
Особенностью этой формы управления
в торговле должно быть стремление
вовлечь в корпоративное
Глава 2. Организационные формы управления розничной торговли
Розничная торговля – это торговая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для личного, семейного или домашнего использования. Все участники каналов распределения – производители, оптовики, импортеры – могут выступать в качестве розничных торговцев, если сбывают продукцию непосредственно конечным потребителям.
Чтобы выяснить основные формы розничной торговли, необходимо рассмотреть критерии, по которым обычно классифицируют предприятия розничной торговли. В качестве таких критериев используют структуру собственности, структуру стратегии организации торговли, уровень предлагаемых услуг и немагазинные формы торговли.
Новая тенденция российского ритейла – освоение торговыми сетями новых форматов. Дискаунтеры строят гипермаркеты, супермаркеты открывают “магазины у дома”. Что это: выход российской торговли на новые уровни развития, вынужденный ход или же случайная гримаса российской розницы?
Как бы мы ни оценивали мультиформатность, положительно или отрицательно, ее развития не остановить. Другое дело, так ли мультиформатность связана с качественным ростом российской розницы, с необходимостью выстраивать форматы более организованно, дифференцировать бизнес по категориям и сегментам рынка, или же все намного прозаичнее, и вызвана она желанием крупных игроков использовать все имеющиеся торговые площади?
Сейчас на российском рынке, прежде всего на московском и санкт-петербургском, представлены почти все торговые форматы организованного ритейла. Стоит назвать самые распространенные.
Дискаунтеры – в них ограниченный
ассортимент (до 3 тыс. наименований) и
достаточно низкие цены, благодаря
чему достигается высокая
Супермаркеты – магазины с большим
предложением товара (до 25 тыс. наименований),
с более высоким уровнем
Гипермаркеты – с
“Магазины у дома” – небольшие магазины, предназначены для обеспечения текущих потребностей живущих рядом с ними покупателей. В идеале предполагается, что в такой универсам можно попасть, выйдя из квартиры в тапочках за булкой и пакетом молока. Другое название таких магазинов – сonvenience store. В классическом сonvenience store обычно имеются кафе, ресторанчики, интернет-кафе, салоны бытовых услуг: от парикмахерской до видеопроката. Этот сегмент недостаточно развит на российском рынке, что также выражается в том, что “магазины у дома” не всегда предоставляют дополнительные услуги, и поэтому не соответствует классическому пониманию сonvenience store.
Несколько лет назад основные новости в мире ритейла были посвящены появлению и развитию торговых сетей в рамках определенных форматов: “Седьмой Континент” и “Перекресток” открывали супермаркеты, дискаунтеры “Пятерочка” освоили санкт-петербургский рынок и вышли на московский, строил и открывал свои гипермаркеты “Ашан”. Теперь же все больше новостей о том, как торговые сети присматриваются и выходят в смежные для себя форматы.
“Седьмой Континент”, специализирующийся
на супермаркетах, запускает проект
“магазинов у дома” под маркой
“Семь шагов”, в этом же направлении
действует “Перекресток”, у которого
помимо супермаркетов уже имеются дискаунтеры
“Мини-перекрестки” и открылись первые
объекты формата “Перекресток рядом”.
“Рамстор” открывает гипер- и супермаркеты,
Spar продвигает уже освоенную в других
странах мира модель, сочетающую InterSpar,
EuroSpar, Spar (гипер-, супермаркет, “магазин
у дома”).
Но некоторые компании отрицают свою мультиформатность.
Но это скорее, то самое исключение, которое только подтверждает общее правило: сети начали развитие в нескольких параллельных направлениях.
Предприятия розничной торговли разделяются
на независимых розничных
Рис. 1. Классификация розничной торговли по формам собственности
Независимые розничные торговцы. Они владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки, парикмахерские, химчистки, автозаправочные станции и пункты автосервиса. Это наиболее многочисленная часть розничных торговцев, и для этой деятельности требуются относительно небольшие инвестиции и средняя квалификация торгового персонала. В этой сфере торговли во многих странах существует значительная конкуренция.