Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 08:21, курсовая работа
Древнеримский политический деятель, оратор и писатель Цицерон так говорил о руководителях: «Направлять, приказывать то, что справедливо, полезно, согласно с законами, таковы задачи должностных лиц».
Сегодня главная задача руководителя состоит в том, чтобы осуществлять организаторскую работу, представляющую собой особый вид творческой деятельности. По мере увеличения сложности объекта управления и уровня должности, роль творческого подхода увеличивается
Введение………………………………………………………………………. 3
I Психологическая характеристика служебного
поведения руководителя
1. Модель личностно – деловых качеств руководителя………………… 7
2. Личное обаяние…………………………………………………………. 11
II Основные аспекты культуры управления
1. Стиль работы руководителя…………………………………………… 22
2. Формы управленческого общения………………………….….……… 23
3. Морально – психологическая основа авторитета……………..……… 26
III Управленческое решение и его информационное
обеспечение
1. Психологическая информация. ……………………………………..… 34
2. Методы сбора психологической информации……………………..…. 37
3. Психологические требования к принятию решения……………….… 45
IV Психологические аспекты повышения
работоспособности руководителя
1. Психологические требования к труду руководителя…………...……. 53
2. Важнейшее условие поддержания высокого
морально – психологического состояния. ……………………….…… 62
Заключение………………………………………………………….………. 76
Какие
выводы можно сделать из
Например,
состояние морально-
Руководитель нового типа должен уметь безошибочно определить по любому вопросу, в любой момент настроения массы, ее действительные потребности, стремления мысли, уметь определить степень ее сознательности и силу влияния тех или иных предрассудков, уметь завоевать себе безграничное доверие массы дружеским отношением к ней, заботливым удовлетворением ее нужд. Здесь отражены не только важнейшие направления психологической информированности руководителя, но и ярко показана ее необходимость знать все, что волнует людей, движет их поступками, составляет круг забот и переживаний.
2. Методы сбора социально-
Осведомленность руководителя о состоянии общественных отношений в коллективе, потребностях и интересах людей, об их здоровье придает его деятельности конкретно-целевой характер, в его действиях с большей полнотой проявляется доброжелательное отношение к людям в сочетании с высокой требовательностью и принципиальностью, с дифференцированным подходом к их деловым и морально-психологическим качествам.
Сбор психологической информации осуществляется руководителем в трех основных направлениях.
Первое направление – это обобщение сведений из научно - популярной литературы и периодической печати, относящихся к изменениям в социальной структуре нашего общества, к вопросам психологии коллектива и личности.
Второе направление – это изучение опыта психологического обеспечения воспитательной работы, деятельности профсоюзной организации предприятия и его администрации.
Третье направление – собственные исследования социально – психологических процессов коллектива, морально-психологического склада подчиненных. Сюда относится также знание семейной обстановки работников, состояния их здоровья.
Для фиксации психологической информации целесообразно иметь специальный журнал или записную книжку. Изучение этой информации помогает руководителю ориентироваться в социально-психологических явлениях общества и региона, своего коллектива, принимать верные управленческие решения, уметь сочетать коллективные и индивидуальные методы воспитательного воздействия.
Важнейшим критерием
Работая с людьми, постоянно контактируя с ними, как индивидуально, так и при коллективном общении, руководитель приглядывается к ним, дает систематическую оценку их деловым и морально-психологическим качествам, анализирует причины успехов и неудач при решении конкретных производственных задач, организации воспитательной работы.
Таким образом, руководитель постоянно занимается изучением подобной информации. Для более глубокого познания подчиненных следует чаще обращаться к таким социологическим методам, как наблюдение, беседа, изучение документальных материалов, а в ряде случаев и к анкетному опросу.
Сегодня вопрос ставится так: каждый руководитель призван овладеть элементарными методическими требованиями по использованию в своей практике социологических методов сбора информации. Именно тех методов, которые органично входят в его деятельность, умение, пользоваться которыми является одним из подтверждений культуры управления.
Раскроем кратко содержание
а) Наблюдение.
Этот метод широко применяется при работе с людьми в производственной обстановке и вне нее. Встречаясь с ними, обходя рабочие места, находясь среди них при проведении общественных мероприятий, на досуге, руководитель получает возможность посредством наблюдения фиксировать разнообразный фактический материал. Все это помогает глубже и всестороннее познавать людей, объективнее оценивать роль каждого в коллективе, соотносить получаемую информацию со своими действиями.
Существует несколько видов
Постоянное – это повседневная фиксация определенных данных об организации производства, поведении конкретных работников.
Ситуативное – наблюдение в течение какого – то отрезка времени, или в какой – то ситуации.
«Включенное» наблюдение – это участие в течение определенного времени в работе какой – то группы или пребывание непосредственно на рабочем месте того или иного работника и фиксирование характерных для этой группы, вида рабочей деятельности черт поведения, отношения к делу.
Сложность наблюдения как метода сбора информации состоит в том, что надо не просто смотреть и фиксировать, а выделить из всего многообразия жизненных обстоятельств именно те, которые его положение в коллективе. Самокритичный руководитель, наблюдая за реакцией людей на те или иные его действия, вносит соответствующие коррективы в свою деятельность. Подобное «прорицательное» наблюдение руководителя за своими действиями в процессе управленческого общения вырабатывает у него потребность постоянной коррекции своего поведения, придания ему наибольшего эффекта воздействия на психологию людей.
б) Беседы-интервью.
Проводятся как индивидуальные, так и групповые беседы-интервью. Данный метод изучения позволяет выявить посредством личного контакта с работником его настроения, интересы, жизненные нужды, мнения о делах коллектива. При подготовке к беседе-интервью необходимо продумать цель беседы, логику расстановки вопросов, форму и манеру разговора с учетом индивидуально-психологических качеств собеседника. В процессе беседы нежелательно делать какие-либо записи, чтобы не придать ей официальный характер. Хотя в ряде случаев ведение записи является возможным и даже необходимым.
Групповые интервью могут проводиться с коллективом, с молодыми рабочими, с общественным активом. В практике широкое применение получает беседа по телефону. Она, как правило, строится на постановке перед абонентом четких вопросов. Оперативность, возможность выяснения вопросов у широкого круга людей, визуальная анонимность – все это объясняет повышенную эффективность данного вида интервью. ОНО в отдельных случаях может помочь руководителю, не выходя из своего кабинета, экстренно получать необходимую ему информацию, укрепиться (или усомниться) в верности предпринимаемых управленческих акций.
Интервью
может проводиться самим
Часто
допускаемой ошибкой при
в) Изучение документальных материалов.
К документальным
материалам относятся личные
дела работников, протоколы собраний,
проводимых в коллективах,
Ценным
источником являются
У руководителя должна быть положительная социальная установка на данный вид работы, заинтересованное отношение к данной форме управленческой информации, понимание ее социальной ценности.
При
работе с письмами
г) Анкетный опрос.
В небольшом
коллективе руководитель может
лишь периодически
При составлении анкет важно соблюсти логику расстановки вопросов и правильно их сформировать. Несоблюдение этих условий ставит опрашиваемого в затруднительное положение: в одних случаях вопросы не располагают к откровенности, в других – теряется смысл перехода от одних проблем к другим. В анкете должно быть ограниченное количество вопросов. Большое количество вопросов вызывает, как правило, отрицательную реакцию у опрашиваемых, и они дают не всегда равноценные ответы на каждый из них.
д) Социальный эксперимент.
Распространение
передового опыта, внедрение
Социальный
эксперимент – это получение
новых или проверка имеющихся
знаний о конкретных
Экспериментирование
основывается на четком
Учитывая,
что социальный эксперимент