Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 22:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ денежного мультипликатора Республики Беларусь и создания кредитных денег в белорусской экономике.
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
– рассмотреть соотношение спроса и предложения на денежном рынке и графически его описать;
– изучить теоритический аспект мультипликатора и создания кредитных денег в экономике;
Нацбанк Беларуси будет и дальше мотивировать работающие в стране банки не делать упор на классические банковские документы и получение доходности исключительно от процентов по кредитам, а активно развивать новые банковские сервисы и продукты, создавать и выходить на новые рынки, основанные на электронных технологиях. Это связано с тем, что, по оценке Нацбанка, на традиционных банковских рынках и с помощью традиционных продуктов потенциал роста в республике исчерпан, поскольку последние 5-10 лет темпы роста банковского бизнеса значительно опережали темпы роста экономики Беларуси.
Сегодня Нацбанк активно регламентирует белорусские банки с точки зрения процентной политики, и возможность получать доходность стандартными инструментами путем повышения стоимости этих инструментов для банков ограничена, а снижение ставки рефинансирования угрожает стабильности банковской системы, Поэтому перед банками открывается возможность выхода на новые рынки и новые инструменты.
Новые возможности связаны с увеличением оборота платежных банковских карт, увеличением безналичных платежей, сотрудничеством банков с операторами мобильной телефонной связи, развитием системы электронных денег, внедрением в банковской практике других инноваций с использованием компьютерных технологий. В Нацбанке Беларуси уверены, что только интенсивное внедрение инноваций в банковской системе страны позволит ей оставаться конкурентоспособной.
Белорусские банки скромные по размерам и не могут конкурировать с банками соседних государств по объему денежной массы и клиентской базы, однако есть возможность предложить хорошие современные инновационные сервисы, предложение принципиально нового банковского продукта.
Уже сегодня банковская система Беларуси опережает системы соседей по внедрению собственной платежной системы "БЕЛКАРТ", по разработке и внедрению на территории всей страны единого расчетного информационного пространства (ЕРИП), оператором которого стало РУП "Белпочта".
По оценкам экспертов, новые перспективы открывает для белорусских банков работа в условиях Единого экономического пространства с Россией и Казахстаном. Для дальнейшего опережающего развития банковского сектора в Беларуси, по мнению банкира, есть очень хорошие возможности, основанные на давних традициях производства электронно-вычислительной техники и на успехе Парка высоких технологий, многие предприятия которого разрабатывают и успешно продвигают на мировом рынке современные программные продукты и технологии, способствующие развитию электронной экономики и электронного банкинга.
Решение задач макроэкономического равновесия означает обеспечение «здоровья» любой национальной экономики и тесно связано с состоянием денежно-кредитной системы.
Деньги — это процесс эволюции общественных отношений, особый товар, играющий роль всеобщего стоимостного эквивалента. Деньги – это то, с чем человек имеет дело каждый день. Цена денег в современной рыночной экономике формируется на денежном рынке, который в отличие от других рынков имеет свою специфику.
Денежный рынок — особый рынок, где продается и покупается специфический товар - деньги. На этом рынке предложение денег есть общее количество денег, имеющихся в данной стране в определенный период времени (например, год).
Денежный мультипликатор — это отношение предложения денег к денежной массе. Он показывает, насколько возрастет предложение денег (количество денег в стране) при увеличении денежной базы на единицу.
Банки путем кредитования способны создавать новые деньги. Это происходит так. Каждый коммерческий банк или другое кредитное учреждение должны иметь установленные законом обязательные резервы. Их размер определяет Центральный (Национальный) банк: он указывает, какой процент своих активов коммерческий банк должен иметь либо в виде вкладов в центральном банке, либо в виде кассовой наличности. Этот процент называется резервной нормой. Остальные денежные средства банк может использовать для приращения денег.
При проведении Национальным банком Республики Беларусь политики минимальных резервов, заключающейся в установлении обязательных резервных требований к коммерческим банкам, происходит прямое воздействие на их ресурсный потенциал и, кроме того, уменьшается объем мультиплицированных депозитов во всей банковской системе.
Высокий уровень кредитной активности банков в 2008 - 2010 гг. при недостаточности ресурсов, соответствующих по срокам выдаваемым кредитам, и ухудшении условий заимствований у нерезидентов Республики Беларусь увеличил степень подверженности банковской системы кредитному риску и риску ликвидности.
По мнению ряда специалистов, ситуация с плохими банковскими кредитами нормализуется только к 2015 году. Однако опыт показывает, что даже с очень большими проблемными кредитами банки могут жить десятилетиями при условии достаточного уровня ликвидности (его могут обеспечить государство или клиенты за счет притока новых вкладов). Банки не выполняют свои обязательства перёд клиентами и кредиторами прежде всего из-за банального недостатка денег. Рост проблемной задолженности провоцирует ухудшение ликвидности банков, но это может нивелироваться внешними вливаниями средств.
С целью недопущения развития кризисной ситуации Национальным банком Республики Беларусь создана и успешно применяется система инструментов регулирования текущей ликвидности банков. Она позволяет решить следующие задачи:
— обеспечить бесперебойное проведение расчетов на основе поддержки необходимого уровня текущей ликвидности банков;
— сгладить колебания и повысить предсказуемости краткосрочных ставок денежного рынка;
— содействие формированию экономических ожиданий участников рынка в соответствии с целями монетарной политики;
— стимулирование развития различных сегментов финансового рынка.
Рублевая денежная масса в Республике Беларусь за 2013 год возросла на 13032 млрд. рублей, что в процентах составило 108,8 % (таблица 4). Это изменение произошло за счет роста всех факторов ее составляющих. Наибольший удельный вес имел рост депозитов физических лиц, что в процентах составило 150,4 %, и ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте — 152,9%. Это связано с тем, что во втором полугодии начал возобновляться приток срочных рублевых, а затем и депозитов в иностранной валюте.
Если рассмотреть динамику денежной массы в Республике Беларусь за январь – ноябрь 2014 года, то можно отследить тенденцию ее возрастания. На первое ноября 2014 года показатель широкой денежной массы (агрегат М3) снизился на 2032,1 млрд. рублей, что в процентах составило 0,9 %. В целом в течение года наблюдается возрастание всех ее составляющих: денежных агрегатов М0, М1, М2, М2*. Колебание объема денежной массы, и в частности ее увеличение, может привести к разным последствиям, не обязательно отрицательным. Действия государственных органов должны различаться в зависимости от активной или пассивной роли денежной эмиссии в достижении экономического. Рост денежной массы может всего лишь сопровождать увеличение национального продукта, выражаемое в физических величинах. Чтобы выплачивать более высокую заработную плату, получать все большие доходы, заключать торговые сделки на все более крупные суммы, требуется больше денег. Значит, успешное развитие национальной экономики само по себе определяет необходимость новой эмиссии.
Так, на 1 января 2014 года наличные деньги в обороте (агрегат М0) составили 13604,1 млрд. рублей, что выше чем аналогичный показатель на 1 января 2013 года на 1108,0 млрд. рублей, в процентах на 8,9%. Произошел рост денежного агрегата М1 на 40377,2 млрд. рублей за счет роста наличных денег в обороте и переводных депозитов как юридических, так и физических лиц.
По состоянию на 1 января 2013 года денежный мультипликатор составил 2,16, что меньше на 0,9 пункта; чем на 1 января 2014 г. Денежный мультипликатор зависит от поведения банковского сектора, который выбирает оптимальное соотношение резервов и привлеченных депозитов, а также от населения, которое определяет соотношение необходимой наличности и депозитов.
Таким образом, денежная система Республики Беларусь регулируется Национальным банком Республики Беларусь путем проведения жесткой денежно-кредитной политики. В Беларуси растут как цены, так и доходы населения, размер широкой денежной массы варьируется. В планах Национального банка Республики дальнейшее регулирование денежной массы в обращении, доведение золотовалютных резервов до размера, который обеспечит экономическую безопасность страны, развитие платежной системы.
Сегодня Нацбанк активно регламентирует белорусские банки с точки зрения процентной политики, и возможность получать доходность стандартными инструментами путем повышения стоимости этих инструментов для банков ограничена, а снижение ставки рефинансирования угрожает стабильности банковской системы, Поэтому перед банками открывается возможность выхода на новые рынки и новые инструменты.
Новые возможности связаны с увеличением оборота платежных банковских карт, увеличением безналичных платежей, сотрудничеством банков с операторами мобильной телефонной связи, развитием системы электронных денег, внедрением в банковской практике других инноваций с использованием компьютерных технологий. В Нацбанке Беларуси уверены, что только интенсивное внедрение инноваций в банковской системе страны позволит ей оставаться конкурентоспособной.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Широкая денежная масса за январь – ноябрь 2014 года, млрд. руб
Показатели |
01.01.2014 |
01.04.2014 |
01.05.2014 |
01.06.2014 |
01.07.2014 |
01.08.2014 |
01.09.2014 |
01.10.2014 |
01.11.2014 |
1. Наличные деньги в обороте – М0 |
12 302,0 |
12 111,5 |
13 139,4 |
12 899,8 |
13 563,4 |
13 640,5 |
14 534,1 |
14 009,2 |
13 604,1 |
2. Переводные депозиты |
24 797,1 |
22 885,4 |
24 341,7 |
23 917,4 |
26 685,4 |
25 728,9 |
27 492,7 |
28 176,2 |
26 773,1 |
2.1. Физических лиц |
10 156,7 |
10 398,9 |
12 607,6 |
11 636,1 |
12 497,3 |
12 647,8 |
13 678,9 |
12 826,7 |
12 982,9 |
2.2. Юридических лиц** |
14 640,3 |
12 486,5 |
11 734,1 |
12 281,3 |
14 188,1 |
13 081,1 |
13 813,8 |
15 349,5 |
13 790,2 |
Денежный агрегат – М1 |
37 099,1 |
34 996,9 |
37 481,0 |
36 817,2 |
40 248,8 |
39 369,3 |
42 026,8 |
42 185,4 |
40 377,2 |
3. Другие депозиты |
40 383,1 |
45 219,1 |
44 521,6 |
45 632,1 |
46 742,8 |
48 540,3 |
51 778,1 |
53 884,3 |
52 827,9 |
3.1. Физических лиц |
22 861,2 |
27 870,0 |
28 234,1 |
28 083,1 |
28 888,4 |
30 085,9 |
31 414,4 |
32 176,7 |
32 412,7 |
3.2. Юридических лиц** |
17 522,0 |
17 349,1 |
16 287,5 |
17 549,0 |
17 854,4 |
18 454,4 |
20 363,7 |
21 707,6 |
20 415,3 |
Денежная масса в национальном определении – М2 |
77 482,2 |
80 216,0 |
82 002,7 |
82 449,3 |
86 991,6 |
87 909,6 |
93 804,9 |
96 069,7 |
93 205,2 |
4. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте |
1 849,0 |
2 313,6 |
2 223,8 |
1 776,7 |
1 637,1 |
1 857,0 |
2 360,2 |
2 522,8 |
1 351,2 |
Рублевая денежная масса – М2* |
79 331,2 |
82 529,5 |
84 226,5 |
84 226,0 |
88 628,7 |
89 766,6 |
96 165,1 |
98 592,4 |
94 556,4 |
5. Депозиты в иностранной валюте |
107 467,3 |
112 719,5 |
114 180,8 |
117 112,5 |
120 012,5 |
120 924,9 |
122 474,7 |
122 250,2 |
123 991,7 |
5.1. Переводные депозиты |
19 041,6 |
18 907,9 |
18 563,6 |
18 438,3 |
20 223,2 |
19 858,3 |
20 159,9 |
19 866,0 |
19 028,7 |
5.1.1. Физических лиц |
4 121,1 |
4 433,1 |
4 545,1 |
4 734,1 |
4 963,7 |
5 139,7 |
5 071,5 |
5 112,5 |
5 205,0 |
5.1.2. Юридических лиц** |
14 920,5 |
14 474,7 |
14 018,5 |
13 704,1 |
15 259,5 |
14 718,6 |
15 088,4 |
14 753,5 |
13 823,7 |
5.2. Другие депозиты |
88 425,7 |
93 811,7 |
95 617,2 |
98 674,3 |
99 789,3 |
101 066,6 |
102 314,8 |
102 384,1 |
104 962,9 |
5.2.1. Физических лиц |
65 199,5 |
69 303,4 |
70 702,2 |
72 381,6 |
74 165,4 |
75 131,4 |
75 928,2 |
76 929,7 |
78 794,6 |
5.2.2. Юридических лиц** |
23 226,2 |
24 508,3 |
24 915,0 |
26 292,7 |
25 623,9 |
25 935,2 |
26 386,6 |
25 454,4 |
26 168,3 |
6. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте |
6 173,9 |
7 168,7 |
7 336,4 |
8 204,5 |
8 285,9 |
8 245,1 |
9 185,8 |
9 052,1 |
9 315,7 |
7. Депозиты в драгоценных |
334,4 |
437,8 |
439,9 |
435,1 |
460,5 |
464,7 |
461,2 |
441,8 |
440,6 |
Широкая денежная масса – М3 |
193 306,8 |
202 855,5 |
206 183,6 |
209 978,2 |
217 387,5 |
219 401,3 |
228 286,8 |
230 336,5 |
228 304,4 |
Информация о работе Основные положения денежного мультипликатора в условиях рынка