Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:06, реферат
Цель написания контрольной работы - изучение функции планирования в менеджменте.
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей:
1.
Экономические факторы.
2.
Политические факторы.
3.
Рыночные факторы. Рыночная
4.
Технологические факторы.
5. Факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
6. Факторы социального поведения.Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей).
7.
Международные факторы.
Стратегический менеджмент предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей.
Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий.
Ограниченного роста придерживаются большинство организации в развитых странах. Для него характерно установление целей от достигнутого, скорректированных объединений фирм в никак не связанных отраслях.
Реже всего руководители выбирают стратегию сокращения. В ней уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Для многих фирм сокращение может означать путь рационализации и переориентации операций. В этом случае возможны несколько вариантов:
-
ликвидация (полная распродажа
-
отчисление лишнего (отделение
фирмами некоторых своих
- сокращение и переориентация (сокращение части своей деятельности в попытке увеличить прибыли).
К стратегии сокращения прибегают чаще всего в том случае, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации.
Стратегии сочетания всех альтернатив будут придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.
Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель - выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Приверженность к.-л. конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента.
Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: "снизу вверх", "сверху вниз", во взаимодействии двух вышеназванных направлений (стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями).
Формирование
стратегии фирмы в целом
5. Подходы, виды и методы стратегического управления. Портфельный анализ.
Методология стратегического планирования, являясь научной основой разработки системы прогнозов, проектов программ и планов, позволяет получить ответ на следующие вопросы:
1. Каковы цели развития соответствующего объекта стратегического планирования?
2. Какой должна быть последовательность процесса разработки управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов?
3. Какими должны быть сами стратегические прогнозы, программы и планы, и каким требованиям они должны удовлетворять?
4. Какие методологические подходы к решению каких проблем стратегического планирования следует использовать?
5. С помощью какой системы показателей и методов можно обеспечить оптимизацию стратегических прогнозов, программ и планов?
Решение
любых проблем управления, а, следовательно,
и стратегического
Содержание логики
стратегического планирования раскрывают
следующие ее структурные элементы:
- определение и формулирование цели или системы целей, которые преследует в планируемом периоде субъект стратегического планирования (это отправной пункт логики стратегического планирования, ее главная идея);
- анализ исходного уровня развития объекта стратегического планирования в период, предшествующий планируемому, и уточнение параметров достигнутого уровня и его структуры к началу этого периода;
- определение объема и структуры потребностей общества в планируемом периоде, в результатах функционирования соответствующих объектов стратегического планирования;
- выявление объема и структуры ресурсов, имеющихся на начало планируемого периода и вновь создаваемых в планируемом периоде;
- согласование, балансирование потребностей и ресурсов социально-экономических подсистем различного уровня путем преодоления временных противоречий, несоответствий между ними, на основе шкалирования, ранжирования потребностей и подготовка управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов.
Стратегическое
планирование - это одна из функций
управления, которая представляет собой
процесс выбора целей организации
и путей их достижения.
Стратегическое планирование обеспечивает
основу для всех управленческих решений.
Функции организации, мотивации и контроля
ориентированы на выработку стратегических
планов. Не используя преимущества стратегического
планирования, организации в целом и отдельные
люди будут лишены четкого способа оценки
цели и направления корпоративного предприятия.
Процесс стратегического планирования
обеспечивает основу для управления членами
организации.
Стратегическое
планирование дает возможность акционерам
и менеджменту компаний определиться
с направлением и темпом развития бизнеса,
очертить глобальные тенденции рынка,
понять, какие организационные и структурные
изменения должны произойти в компании,
чтобы она стала конкурентоспособной,
в чем ее преимущество, какие инструменты
необходимы ей для успешного развития.
До последнего
времени стратегическое планирование
было прерогативой крупных международных
концернов. Однако ситуация стала меняться,
и, как показывают опросы, все больше и
больше компаний, представляющих средний
бизнес, начинают заниматься вопросами
стратегического планирования.
Процесс стратегического планирования
в компании состоит из нескольких этапов:
- определение миссии и целей организации;
- анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации;
- выбор стратегии;
- реализация стратегии;
- оценка и контроль выполнения;
-
определение миссии и целей организации.
Целевая функция начинается с установления
миссии предприятия, выражающей философию
и смысл его существования.
Миссия – это
концептуальное намерение двигаться в
определенном направлении. Обычно в ней
детализируется статус предприятия, описываются
основные принципы его работы, действительные
намерения руководства, а также дается
определение самых важных хозяйственных
характеристик предприятия.
Миссия
выражает устремленность в будущее,
показывает то, на что будут направляться
усилия организации, какие ценности
будут при этом приоритетными. Поэтому
миссия не должна зависеть от текущего
состояния предприятия, на ней не
должны отражаться финансовые проблемы
и т.д. В миссии не принято указывать
получение прибыли в качестве
основной цели создания организации, хотя
получение прибыли является важнейшим
фактором функционированияпредприятия.
Цель – это конкретизация
миссии в организации в форме, доступной
для управления процессом их реализации.
Основные характеристики цели заключается
в следующем:
- четкая ориентация на определенный интервал времени;
- конкретность и измеримость;
- непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
- адресность и контролируемость.
Исходя
из миссии и целей существования
организации строятся стратегии
развития и определяется политика организации.
Стратегический анализ или
как его еще называют «портфельный анализ»
(в случае анализа диверсифицированной
компании) является основным элементом
стратегического планирования. В литературе
отмечается, что портфельный анализ выступает
в качестве инструмента стратегического
управления, с помощью которого руководство
предприятия выявляет и оценивает свою
деятельность с целью вложения средств
в наиболее прибыльные и перспективные
ее направления.
Основным методом
портфельного анализа является построение
двухмерных матриц. С помощью таких матриц
происходит сравнение производств, подразделений,
процессов, продуктов по соответствующим
критериям.
Существует три подхода к формированию
матриц: