Основы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсового проекта является выявить сущность и содержание управленческого решения в системе управления, изучить процесс разработки управленческих решений, выявить на сколько важно принятия управленческих решений на предприятии, а в практической части изучить методику принятия управленческого решения на основе маржинального анализа, расчитать: безубыточный объем продаж; необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли; критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3
1.Основные определения………….…..………………………………………..…...5

1.Области решений……………………………………………………………..7
2.Управленческие решения в системе управления………………………....10
3.Сущность управленческих решений……………………………………...11
2. Модели процесса принятия решений в организациях………….…...……...…13

2.1 Использование моделей процесса принятия решений…………………...20

3. Методика принятия управленческого решения на основе маржинального анализа………………………………………………….…………………………...24

Заключение……………………………………………………………………..…...29

Библиографический список…………………………………………………….....31

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая по Упровлен. решениям..doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

    В ходе процессса управления вырабатываются альтернативные варианты решений, образующие пространство возможных решений.

    Основной  задачей управленца является определение для каждой проблемы, принадлежащей возникшему полю проблем, альтернативного варианта решения из пространства решений, позволяющего в наибольшем соответствии с целями организации решить эту проблему.

    Для определения наиболее предпочтительного альтернативного варианта решения для конкретной проблемы используются решающие правила, на основании которых осуществляется сравнение и выбор альтернативных вариантов.

    Решающие  правила позволяют как при  одноцелевом, так и при многоцелевом подходе дать однокритериальную или многокритериальную оценку сравниваемым вариантам решений.

    К числу наиболее распространенных решающих правил можно отнести:

    Метод «свертки», при котором рассчитываются значения единого комплексного критерия для каждого альтернативного варианта решения;

    Принцип Парето, при котором сопостовляются оценки альтернативных вариантов решений  по нескольким критериям и отбрасываются  «доминируемые» решения;

    Лексикографический  выбор, при котором выбор осуществляется сначала по наиболее выжным критериям, а затем по менее важным;

    Правило максимина, используемое при игровом  подходе и реализуещее стратегию  гарантированного результата, когда  выбирается вариант, дающий максимальный эффект при наименее благоприятных  действиях противника, и др. [10, c. 68]

    Большое распространениие получили решающие правила, основанные на использовании функции  полезности альтернативного варианта решения.

    Таким образом, профессиональное использование  моделей процесса принятия решений  позволяет менеджеру, контролировать интуитивные соображения при принятии решений.

 

    3. Методика принятия  управленческого  решения на основе  маржинального анализа

    Маржинальный  анализ базируется на изучении соотношения  между тремя группами экономических  показателей; издержками, объемом производства продукции и прибылью, и прогназировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

    В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимостиот  изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

    Маржинальный  доход предприяти-это выручка  минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценной этой единицы и переменными затратами  на ее.

    Основные  возможности маржинального анализа состоят в определении:

    1 безубыточного  объема продаж;

    2 необходимого  объема продаж для получения  заданной величины прибыли;

    3 критического  уровня постоянных затрат при  заданном уровне маржинального  дохода;

    4 критической  цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат

    Анализ  связи между издержками и обьемом  производства продукции

    Линия затрат при наличии постоянных и  переменных расходов представляет собой  уравнение первой степени

    

,

    у-сумма  затрат на производство продукци;

    а- абсолютная сумма постоянных расходов за анализируемый период;

    в-ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг) ;

    х- объем производства продукции (услуг) 
 

    Таблица 1

    Зависимость общей суммы затрат и  себестимости единицы продукции от объёма проиводства.

    Объем проивод-ства продукции Себестоимость всего выпуска, млн. руб. Себестоимость единицы  продукции, тыс. руб.
    Постоянн-ые расходы Перемен-ные  расходы Всего Постоян-ные  расходы Перемен-ные расходы Всего
    200 30 20 50 80 10 90
    400 30 40 70 65 10 75
    600 30 60 90 50 10 60
    1200 30 120 150 30 10 40
    1500 30 150 180 20 10 30
 

 Построим  график  зависимости общей суммы  затрат от объема производства (см. приложение А), и график зависимости себестоимости единицы продукции от объема производства (см. приложение Б).

Себестоимость единицы продукции определяется по формуле:

(1)

объем производства в натуральном выражении (х),

соответствующие затраты (z), тогда

Переменные  затраты на единицу продукции (в) определяют по формуле:

(2)

 а  = или (3)

постоянные  затраты определяются по формуле:

Подставив значения  в формулу (2) получим:

в = (180-150): (1200-600)=30:600=0,05

Подставив значения  в формулу (3) получим:

а = 150-0,05*600 = 120 или а = 180-0,05*1200 = 120

Подставив значения, а  в формулу  получим:

у = 120+0,05*х

    Получим линию затрат при наличии постоянных и переменных расходов (см. приложение В).

Анализ  связи между затратами, объемом продаж и  прибылью (анализ безубыточности)

    Производственная  мощность предприятия составляет 2000 изделий, которые продаются по цене 40000 руб. Следовательно объем производства продукции равен объему продаж 80000000 (млн.) руб. Постоянные затраты составляют 20% от объема производства, что составляет: 80млн. *20/100=16 млн. руб.

    Переменные  затраты на единицу продукции  составляет (80млн.*60/100)/2000=24 тыс. руб., а переменные затраты на весь запланированный выпуск продукции составляет 60%: 80млн.*60/100=48 млн.

    На  основании полученных данных строим график зависимости между прибылью, объемом реализации продукции и  себестоимостью (см. приложение Г).

    Далее проведем расчет безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия  аналитическим способом, для чего определяются:

маржинальный  доход - Дм= П+Н=В-Рn;

точка безубыточного объема продаж - Т=В*Н/Дм=Н/(Дм/В);

точка критического объема реализации - Т=Н/Дм*100%;

безубыточный  объем реализации - Т = К*Н/Дм;

зона  безопасности - ЗБ =(В-Т)/В;

критический уровень постоянных затрат при заданном

уровне  маржинального дохода и объема продаж - Н=К*(Ц- V);

критический уровень цены - Цкр=Н/К+V;

Т- точка  безубыточного объема реализации;

Дм-маржинальный доход;

П-сумма  прибыли;

Н- постоянные затраты;

Рn-переменные затраты;

В- выручка  от реализации продукции;

К- количество проданной продукции в натуральных  единицах;

V- удельные  переменные затраты;

Ц- цена продукции.

В = 80 млн. руб.

Н = 16 млн. руб.

Рn = 48 млн. руб.

П = 16 млн. руб.

V= 24 тыс.  руб.

К = 2 000 дет.

С помощью  формулы (1) найдем маржинальный доход:

Дм= 16+16=32 или Дм=80-48=32

По формуле (2) найдем точку безубыточности объема продаж:

Т = 80*16/32=80*0,5=40

Точка критического объема реализации в процентах  к максимальному объему находится  по формуле (3) :

Т= 16/32*100% = 50 %

Тогда безубыточный объем реализации в  натуральных единицах будет равен  по формуле (4):

Т= 2000*16/32 = 1000

Критический объем реализации продукции можно  получить, если вместо суммы Дм использовать Дс в цене за единицу продукции: Дс=Дм/К

Дс= 32/2000 = 0,016

Тогда формула для расчета Т в  денежном измерении расчитывается: Т=Н/Дс

Т= 16 / 0,016 = 1000

Дс можно  представить как разницу между ценой и удельными переменными затратами : Дс = Ц - V,  тогда Т= Н/(Ц-V)

Т= 16 000 / (40 -24) = 1000

Если  необходимо определить объем реализованной  продукции для получения определенной суммы прибыли, например 160 млн., то формула  будет иметь следующий вид: К = (Н+П) / (Ц-V)

К= ( 16 000 +160 000) / (40 - 24) = 176 000 / 16 = 11 000

При многономенклатурном  производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении: В = (Н+П) / Ду

В = 176 /0,4 = 440 млн. руб

Для определения  зоны безопасности по стоимостным показателям используется формула (5):  ЗБ = (80 - 40) / 80 = 0,5

Зону  безопасности по количественным показателям  определяют по формуле: ЗБ = (К-Т) / К

ЗБ = (2000 - 1000) / 2000 = 0,5

критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж по формуле (6) будет равен:

Н = 2000*(40 - 24) = 32 млн. руб.

Критический уровень цены определяется из заданного  объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат по формуле (7):

Цкр= 32 000 / 2000 + 24 = 40

Таким образом безубыточный объем продаж на предприятии равен 40 тыс. руб., а  зона безопасности 0,5. 

Проведенные графики и аналитические расчеты  показывают, что безубыточный объем  продаж и зона безопасности зависит  от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно реализовать меньший объем продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности. 
 

Заключение

    На  основании проведенных исследований можно сделать следующий вывод:

    1. Импульсом управленческого решения  является необходимость ликвидации, снижения актуальности или решения проблемы, т.е. приближение в будущем реальных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

    2. Для решения проблемы необходимо  ответить на следующие вопросы: что делать (объект)? как делать (технология)? для кого (потребители)? по какой цене? с какими параметрами? с какими затратами? в каком количестве? в какие сроки? где? кому (исполнители)?

    3. Основные требования к качеству  информации для принятия управленческого решения: своевременность, достоверность, надежность, комплексность, адресность, правовая корректность, многократность использования, высокая скорость сбора и обработки, возможность кодирования, актуальность.

Информация о работе Основы принятия управленческих решений