Особенности франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:36, контрольная работа

Краткое описание

Предпринимателям требуется расширять рынки сбыта, привлекать специалистов в дилерскую сеть крупных фирм, устанавливать каналы взаимодействия малого и крупного бизнеса.
Для решения таких проблем требуются новые экономические механизмы, одним из них является франчайзинг, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса.
Вышесказанным, на мой взгляд, и обусловлена актуальность данной работы.
Целью работы является анализ франчайзинга и оценка его эффективности и результативности осуществления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Франчайзинг как стратегия выхода на внешний рынок. Особенности франчайзинга 4
2 Оценка осуществления франчайзинга в Республике Беларусь 10
3 Оценка эффективности и результативности осуществления франчайзинга на примере ООО «Валанга» (сеть магазинов детской одежды «Оранжевый верблюд») 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Вложенные файлы: 1 файл

венчурное предпринемательство.docx

— 124.22 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Франчайзинг как стратегия выхода на внешний рынок. Особенности франчайзинга 4

2 Оценка осуществления франчайзинга в Республике Беларусь 10

3 Оценка эффективности и результативности осуществления франчайзинга на примере ООО «Валанга» (сеть магазинов детской одежды «Оранжевый верблюд») 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Во многих развитых странах  франчайзингу уделяется особое внимание и поддержка со стороны законодательной  и исполнительной власти. Ведь открытие франчайзинговых предприятий вместе с созданием новых рабочих  мест означает дальнейшую легализацию  предпринимательской деятельности, повышение собираемости налогов. Франчайзер, исходя из своих договорных интересов, тщательно контролирует франчайзи  на предмет финансовой прозрачности операций и достоверности его  отчетности.

Очевидно, что использование  франчайзинга снижает издержки, повышает эффективность рекламы, внедрения  технических и технологических  новшеств, увеличивает объем продаж и прибыль предприятий, что в  совокупности способствует развитию экономики  в целом.

Помимо этого, франчайзинговые  сети выступают в качестве каналов  трансфера инноваций, в которых  франчайзер выступает разработчиком  инноваций, а франчайзи является их потребителем и испытателем.

В развитии современного малого бизнеса существует целый ряд  проблем, препятствующих полноценному раскрытию всего его потенциала и возможностей.

Предпринимателям требуется  расширять рынки сбыта, привлекать специалистов в дилерскую сеть крупных  фирм, устанавливать каналы взаимодействия малого и крупного бизнеса.

Для решения таких проблем  требуются новые экономические  механизмы, одним из них является франчайзинг, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса.

Вышесказанным, на мой взгляд, и обусловлена актуальность данной работы.

Целью работы является анализ франчайзинга и оценка его эффективности  и результативности осуществления.

При написании  работы были использованы методы сбора данных и анализа документов.

 

1 Франчайзинг как стратегия выхода на внешний рынок. Особенности франчайзинга

 

Экономические показатели и успешность деятельности производителя и продавца напрямую зависят от объемов продаж продукции. Поэтому вполне понятно постоянное стремление фирм  к расширению своего присутствия на рынке. При выборе стратегии выхода на внешний рынок предприятие имеет четыре альтернативы. Оно может выбрать любую из них или их комбинацию, для того чтобы достичь своих целей и приспособиться к действующим на рынке условиям [2, с. 31].

К стратегиям выхода на внешний  рынок относится экспорт; франчайзинг; совместная предпринимательская деятельность; прямое инвестирование.

Франчайзинг, как бизнес-система, зародился в  динамически развивающейся западной экономике.

Франчайзинг – это довольно простой и эффективный  способ выхода на внешние рынки. В этом случае предприятие (франчайзер)  дает право  использовать свою производственную технологию, торговую марку и патент  другому предприятию  (франчайзи), находящемуся на территории  иностранного государства [3].

Помимо  этого франчайзер  обеспечивает  техническую поддержку, помощь  в  организации маркетинговой деятельности и в ряде случаев  обучение персонала. Взамен франчайзер получает плату. Причиной возникновения системы франчайзинга является возможность выйти на внешние  рынки с  минимальным риском и  минимальными затратами.

Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше.

По  существу суть франчайзинга заключается  в обмене: франчайзор отдает франчайзи  право пользоваться относительно известным  брендом, обучает секретам своего бизнеса  и предоставляет определенные относительные  гарантии надежности бизнеса, так как  на практике доказана его успешность. В ответ франчайзи делится  с франчайзором своими деньгами и, в  какой-то степени, своей независимостью.

  Франчайзинг - это система сетевого бизнеса, состоящая из компании франчайзора, которая разработала, успешно применила и продает элементы своего собственного тиражируемого бизнеса, и множества компаний или индивидуальных предпринимателей, которые купили у франчайзора право пользования его товарным знаком и методами ведения бизнеса[9, с. 26].

Преимущества  системы франчайзинга для франчайзоров:

- развитие цепи франшизных предприятий  позволяет не расширять сеть  собственных предприятий и значительно  экономить свой капитал и свои  трудовые ресурсы; 

- хозяин каждого предприятия  - франчайзи более заинтересован  в положительных результатах  и сведению затрат до минимума  по сравнению с наемным руководителем; 

- риск, сопутствующий каждому коммерческому  делу, уменьшается для франчайзора,  так как его собственный капитал  участвует в расширении дела  в минимальной степени; 

- франчайзор не занимается будничными  управленческими проблемами и  не имеет проблем с персоналом  каждой франшизной точки; 

- благодаря использованию чужих  ресурсов, как финансовых, так и  управленческих развитие бизнеса  идет быстрее по сравнению  с другими системами. 

Преимущества  для франчайзи:

- уникальная возможность начать собственное дело. Даже абсолютно неподготовленный в предпринимательстве человек, желающий заняться бизнесом, может с высокой степенью надежности открыть собственное дело. При этом франчайзи является не работником франчайзора, а владельцем собственного бизнеса.

- получение готовой «ниши» в бизнесе. Франчайзи покупает готовый бизнес, завоевавший определенную нишу на рынке, зарекомендовавший себя с положительной стороны, опробованный всесторонне франчайзором на практике. Таким образом, франчайзи покупает гарантированно «хороший» надежный бизнес.

- использование известного товарного знака. Франчайзи покупает право пользоваться относительно известным, уважаемым, популярным брендом, фирменным знаком или стилем. Клиент по внешним признакам иногда не может понять, чьими товарами или услугами он пользуется, франчайзора или франчайзи.

- широкая реклама. Наличие известного товарного знака, рекламных и маркетинговых программ франчайзора дают возможность пользоваться всей мощью такой рекламы не только в локальном, но и в национальном, а иногда и в международном масштабе. Таким образом, франчайзи получает возможность рекламировать свой товар с помощью гораздо более масштабной рекламы, чем обычные малые предприятия.

- помощь и поддержка. Франчайзор передает франчайзи комплект методических материалов в виде четких инструкций по оборудованию, материалам, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения дела и проводит курс обучения для того, чтобы франчайзи мог в самые кратчайшие сроки начать свой новый бизнес. В процессе работы франчайзор обеспечивает необходимые консультации и совместное решение возникающих проблем.

- решение вопросов финансирования. Бизнес в форме франчайзинга во всем мире считается более надежным бизнесом по сравнению со свободным малым предпринимательством в связи с тем, что этот бизнес уже хорошо опробован и является частью системы или сети франчайзинга. Наконец, франчайзор, являясь заинтересованной стороной, может быть гарантом при получении кредитов или финансового лизинга. Вот почему банки, лизинговые компании, другие финансовые кредитные организации более охотно работают с франчайзи по сравнению с обычными предпринимателями.

- помощь в снабжении. Обычно франчайзор предоставляет возможность приобретения, причем за счет опта по льготным ценам, расходных материалов, сырья, комплектующих изделий либо у самой компании, либо у определенных постоянных поставщиков. Такие возможности делают систему снабжения надежной и выгодной.

Недостатки  франчайзинга для франчайзи:

- нужен начальный капитал. Для того чтобы купить франшизу и начать работать, необходимо иметь начальный капитал, величина которого изменяется в значительных пределах в зависимости от вида деятельности. Так, например, чтобы открыть гостиницу, необходима сумма до нескольких миллионов долларов США. Для того чтобы открыть свое дело, например, по уборке помещений, необходим начальный капитал 5 - 20 тысяч долларов США.

- во франчайзинге меньше свободы, чем в обычном предпринимательстве. Существует категория людей, для которых предпринимательство в форме франчайзинга противопоказано из-за того, что они предпочитают самостоятельное принятие решений, болезненно воспринимают контроль над их деятельностью и требования, советы и указания своего «старшего» партнера, которые предусмотрены франшизным договором. Однако для тех, кто может разумно построить свои отношения с франчайзором, некоторая потеря свободы в свободном предпринимательстве не является серьезным недостатком.

- франшизный бизнес нельзя «попробовать» и затем безболезненно бросить. Для отечественного малого предпринимательства характерна большая диверсифицированность деятельности. Типичным случаем является, когда предприниматель занимается сразу несколькими видами деятельности, так сказать «пробует их на успех». То, что не очень хорошо идет, отпадает само собой. Так путем естественного отбора возникает некая специализация малых предприятий. Франшизный договор обычно заключается на относительно большой срок - от нескольких лет до нескольких десятков лет, что не дает возможности «попробовать» и, если не понравилось, бросить без существенных материальных потерь. С другой стороны ограниченность срока действия франшизного договора создает некоторую неопределенность в планировании будущего франчайзи.

Указанные три недостатка являются естественной платой за получение вышеназванных  семи преимуществ [4].

  Что касается франчайзоров, то  основная, негативная составляющая  для них заключается в необходимости  кропотливой продуманной работы  с франчайзи, от которых фактически  зависит успех бизнеса в целом.  Основной проблемой для франчайзора  является обеспечение эффективного  контроля франчайзи с целью  гарантий высокого качества и  продуктивности ведения бизнеса.  Высокая репутация франшизной  системы является основой экономического  успеха франчайзора. Поэтому усилия  по сохранению и поддержанию  высокой репутации бизнеса могут  быть весьма велики. Кроме того, каждого франчайзора подстерегает  опасность недобросовестного поведения  франчайзи. Это может выражаться  в занижении финансово-экономических  показателей с целью уменьшения  периодических платежей. Наиболее  ярким примером недобросовестного  поведения франчайзи является  разрыв франшизного договора  под каким-либо благовидным предлогом  и продолжение бизнеса под  другим брэндом. 

  Франчайзинг имеет ряд положительных  особенностей для экономики страны  в целом. 

  Сама суть франчайзинга предусматривает  мощную систему обучения малому  бизнесу. Ни в одном университете  предприниматель не получит такого  качественного практического обучения  со стороны опытных, заинтересованных  в успехе своих «учеников» преподавателей, как в учебных центрах франчайзоров.

  Международный франчайзинг влечет  за собой инвестирование значительных  иностранных капиталов в экономику. 

  Развитие франчайзинга в стране:

- повышает общую культуру предпринимательских  отношений; 

- способствует созданию новых  рабочих мест;

- способствует приобретению новых  идей, методов и технологий в  бизнесе; 

- создает комплексную систему  практического обучения малому  предпринимательству без создания  каких-либо специальных учебных  структур и программ;

- привлекает значительные иностранные  инвестиции в экономику [5, с. 12].

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оценка  осуществления франчайзинга в Республике Беларусь

 

В мире  франчайзинг зарекомендовал себя как один из наиболее эффективных  и популярных методов ведения  бизнеса. Франчайзинговые сети успешно  работают в Европе и США, а в  последнее десятилетие бурно  развиваются и в ближайших  к нам России, Украине, Казахстане. Объемы продаж через франчайзинговые  сети достигают триллионов долларов, а количество франчайзинговых предприятий  растет в геометрической прогрессии.

Что касается развития франчайзинга в Беларуси, то здесь она выпадает из общих тенденций. Законодательно возможность заключать договоры франчайзинга в Беларуси появилась  только в 2005 году [9].

Суть белорусского франчайзинга заключается в том, что он практически  не представлен на рынке Беларуси. Искаженное понятие термина «франчайзинг»  используется и употребляется как  угодно, но только не так как это  должно быть на самом деле.

Более «точен» в своих  изъяснениях законодатель. Впервые  термин франчайзинг был упомянут в 1998 году, когда в Гражданский  кодекс Республики Беларусь (далее  — ГК) была внесена Глава 53 «Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)». В Главе содержалась всего  одна ст. 910. Её содержание сводилось  к следующему:

1. По договору комплексной  предпринимательской лицензии (договору  франчайзинга) одна сторона (правообладатель)  обязуется предоставить другой  стороне (пользователю) за вознаграждение  комплекс исключительных прав (лицензионный  комплекс), включающий право использования  фирменного наименования правообладателя  и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных  прав (товарного знака, знака обслуживания и т. п.), предусмотренных договором, для предпринимательской деятельности пользователя.

Информация о работе Особенности франчайзинга