Отличительные характеристики руководителя, лидера и эффективного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение отличий между руководителем, менеджером и лидером в управлении и руководстве.

Для достижения цели данной курсовой работы, поставлены следующие задачи:
Рассмотреть власть и партнёрство в руководстве
Узнать, каким является стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
Дать понятие формальным и неформальным группам
Установить портрет современного руководителя в системе ГМУ
Применение данной темы на практике

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Теоретико-методологический раздел……………………………..……...5
Руководство: власть и партнёрство……………………………….…..5
Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера………………..…11
Формальные и неформальные группы…………………………..…..14
Аналитический раздел………………………………………………..…..23
Портрет современного руководителя в системе ГМУ…..……….…23
Прикладное значение темы………………………………………......….26
Заключение……………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Санькова гр.8301.Отличительные характеристики руководителя, лидера и эффективного менеджера..docx

— 284.18 Кб (Скачать файл)

В зависимости от стиля  поведения неформальные группы можно  классифицировать так:

  • Просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественно- политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность.
  • Асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем.
  • Антисоциальные. Эти группы — самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой — часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.

Характеристика  неформальной группы

Жизнь группы, ее функционирование находится под влиянием трех факторов:

  1. характеристики членов группы;
  2. структурные характеристики группы;
  3. ситуационные характеристики.

К характеристикам членов группы, оказывающим влияние на ее функционирование, относятся личностные характеристики человека, а также  способности, образование и жизненный  опыт.

Структурные характеристики группы включают в себя:

  • коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кем и как контактирует);
  • статус и роли (кто какую позицию занимает в группе и что делает);
  • личные симпатии и антипатии между членами группы (кто кому нравится и кто кого не любит);
  • силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние, кто готов слушать и кому подчиняться).

Первые две структурные  характеристики относятся больше к  анализу формальной организации, остальные  — к вопросу о неформальных группах.

На установление дружеских  отношений между людьми оказывают  значительное влияние несколько  моментов:

  1. Личностные характеристики взаимодействующих. Люди любят тех, кому нравятся те же явления, вещи, процессы, которые нравятся им, т.е. люди любят тех, кто похож на них, кто близок им по духу, вкусу и предпочтениям. Люди испытывают влечение к тем, кто имеет одинаковую с ними или близкую расу, национальность, образование, систему взглядов на жизнь и т.п. Потенциально люди со схожими личностными характеристиками имеют больше шансов установить дружеские отношения, чем те, у кого личностные характеристики существенно различаются.
  2. Наличие территориальной близости в расположении этих людей. Чем ближе располагаются рабочие места членов группы, тем выше вероятность того, что они установят дружеские отношения. Это же относится к близости расположения их мест жительства.
  3. Частота встреч, а также от ожидания того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем.
  4. Насколько успешно функционирование группы. В целом успех ведет к развитию у людей положительного отношения друг к другу в большей степени, чем неуспешное функционирование группы.
  5. Наличие одной цели, которой подчинены действия всех членов группы. Если члены группы разобщены решением индивидуальных задач, взаимные симпатии и дружественность складываются реже, чем если они работают над решением общей для всех задачи.
  6. Широкое участие всех членов группы в принятии решения. Возможность оказывать влияние на общегрупповые процессы стимулирует развитие у членов группы положительного восприятия коллектива.

Наличие симпатий в отношениях между людьми, наличие дружеских  отношений между членами группы оказывает огромное влияние на настроение людей, на их удовлетворенность своей  работой, своим членством в группе. Однако нельзя однозначно сказать, что  дружеские отношения между членами группы оказывают только положительное влияние на результаты труда и функционирования организации в целом. Если люди, испытывающие дружеские отношения друг к другу, имеют высокую мотивацию к трудовой деятельности, то наличие взаимных симпатий и дружбы способствует существенному повышению результатов их труда и тем самым положительно влияет на функционирование группы в целом. Если же люди слабо мотивированы на работу, то результат будет совершенно противоположным. Они много времени будут проводить в бесполезных для работы разговорах, перекурах, чаепитиях и т.п., постоянно отвлекаться от работы, резко снижая результативность своего труда. При этом они могут отвлекать от работы других, создавая атмосферу безделья и расслабленности.

Ситуационные  характеристики группы мало зависят от поведения членов группы и группы в целом. Эти характеристики связаны с ее размером и ее пространственным расположением.

В маленьких по размеру  группах возникает больше сложностей с достижением согласия, и много  времени уходит на выяснение отношений  и точек зрения. В больших группах  наблюдаются трудности с поиском  информации, так как члены группы обычно ведут себя более сдержанно.

Пространственное расположение членов группы оказывает заметное влияние  на их поведение. Выделяются три важных характеристики пространственного  расположения индивида, от которых  зависят взаимоотношения между  человеком и группой. Во-первых, это  наличие постоянного или определенного  места или территории. Отсутствие ясности в данном вопросе порождает  множество проблем и конфликтов в межличностных отношениях. Во-вторых, это личное пространство, то есть то пространство, в котором находится  тело только данного человека. Пространственная близость в размещении людей может  порождать множество проблем. В-третьих, это взаимное расположение мест. Если человек занимает рабочее место  во главе стола, то это в глазах других членов группы автоматически  ставит его в позицию лидера. Руководство, зная эти и другие вопросы расположения членов группы, может добиваться значительного  эффекта только за счет правильного  размещения рабочих мест.

Особенности неформальных групп:

  1. Социальный контроль

Неформальные организации  осуществляют социальный контроль за своими членами. Первым шагом к этому является установление и укрепление норм — групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение, человек должен соблюдать эти нормы. Чтобы укрепить соблюдение этих норм, группа может применять довольно жесткие санкции, а тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение. Это сильное и эффективное наказание, когда человек зависит от неформальной организации в удовлетворении своих социальных потребностей.

  1. Сопротивление переменам

Люди используют неформальную организацию для обсуждения предполагающихся или фактических перемен, которые  могут произойти в их организации. В неформальных организациях наблюдается  тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняется тем, что  перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации. Реорганизация, внедрение  новой техники, расширение производства и, следовательно, появление большой  группы новых сотрудников может  привести к распаду неформальной группы или к сокращению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных нужд.

  1. Неформальные лидеры

Неформальные организации, также как и формальные, имеют  своих лидеров. Неформальный лидер  приобретает свое положение, добиваясь  власти и применяя ее по отношению  к членам группы. По существу нет  никаких серьезных различий в  средствах, применяемых лидерами формальных и неформальных организаций для  оказания воздействия. Существенным отличием является только то, что неформальный лидер делает опору на признание  его группой. В своих действиях  он делает ставку на людей и их взаимоотношения.

Неформальный лидер имеет  две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и  поддерживать и укреплять ее существование. Иногда эти функции выполняются  разными людьми. Если это так, то в неформальной группе возникают  два лидера: один для выполнения целей группы, другой — для социального  взаимодействия.

 

Возникновение неформальной группы и ее роль в  процессе функционирования организации

Причиной возникновения  неформальной группы в формальной организации  является неизбежная ограниченность формальной организации, которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации.

Если люди вступают в формальные организации для осуществления  целей организации или им нужно  вознаграждение в виде дохода, или  ими руководят соображения престижа, то принадлежность к неформальной группе может дать психологические выгоды не менее важные для них, чем получаемая зарплата.

Самой первой причиной вступления в неформальную группу является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности. Люди, чья работа не дает возможности  устанавливать и поддерживать социальные контакты, склонны быть неудовлетворенными. Возможность принадлежать к группе поддержка с ее стороны тесно  связаны с удовлетворенностью сотрудника. И все же, несмотря на то, что потребность  в принадлежности широко признается, большинство формальных организаций  сознательно лишают людей социальных контактов. Поэтому люди часто вынуждены  обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести.

Потребность в защите является важной причиной вступления людей в те или иные группы. Хотя в наши дни очень редко можно говорить о существовании реальной физической опасности на рабочих местах, самые первые профсоюзы зародились именно в социальных группах, которые собирались в пивных и обсуждали свои претензии к начальству. И сегодня члены неформальных организаций защищают друг друга от причиняющих им вред правил. Эта защитная функция приобретает еще большее значение, когда начальству не доверяют.

Необходимость в общении возникает потому, что люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно, если это затрагивает их работу. И все же во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу поступления информации — слухам. Это может удовлетворить потребности отдельной личности в психологической защите и принадлежности, а также обеспечить ей более быстрый доступ к нужной для работы информации.

Влияние неформальных групп на организацию

Некоторые руководители считают, что неформальная группа — это  результат неэффективного управления, однако возникновение данных групп  естественно и весьма распространено; они есть в каждой организации.

Неформальные группы несут  в себе как отрицательное, так  и положительное влияние на деятельность формальной организации. По неформальным каналам могут распространяться ложные слухи, приводящие к возникновению  отрицательного отношения к руководству. Принятые группой нормы могут  привести к тому, что продуктивность организации будет ниже той, что  определена руководством. Тенденция  к сопротивлению всяким переменам  и тенденция к сохранению укоренившихся  стереотипов могут задерживать  необходимую модернизацию производства. Однако такое контрпродуктивное  поведение часто является реакцией на отношение начальства к этой группе. Правильно или нет, но члены группы считают, что к ним относятся  несправедливо и отвечают так, как  ответил бы любой человек на то, что ему кажется несправедливым.

Такие случаи отрицательной  реакции иногда мешают руководителям  видеть многочисленные потенциальные  выгоды от неформальных организаций. Поскольку  для того, чтобы быть членом группы, надо работать в данной организации, преданность группе может перейти  в преданность организации. Многие люди отказываются от более высокооплачиваемых должностей в других компаниях, потому что не хотят нарушать социальные связи, которые они приобрели  в данной компании. Цели группы могут  совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать  нормы формальной организации. Например, сильный дух коллективизма, характерный  для некоторых организаций и  порождающий сильное стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений, непроизвольных действий руководства. Даже неформальные каналы связи могут иногда помогать формальной организации дополняя формальную систему коммуникаций. Не находя способов эффективного взаимодействия с неформальными организациями или пытаясь подавить их, руководители часто упускают эти потенциальные выгоды [5].

 

2. Аналитический раздел

2.1. Портрет современного руководителя в системе ГМУ

 

Менеджер, его личные качества сильно влияют на процесс управления, на его эффективность, которая обеспечивается, прежде всего, соединением воедино 5 факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организации, самым главным из которых является человек.

В связи с этим необходима разработка общей принципиальной модели современного менеджера, которая представляет собой комплекс знаний, умений, личных качеств, этических норм, личных ресурсов, навыков и способностей менеджера  эффективно управлять и ограничений саморазвития менеджера.

 

1. Знания и умения менеджера.

Современный менеджер во всём мире воспринимается как эффективный, инновационный руководитель, представляющий собой сочетание лидерских и  властных качеств, в формируемом  им стиле работы и карьере. Менеджер должен иметь широкий кругозор и  системное нестандартное мышление по вопросам внутренней взаимосвязи, факторов корпорации и взаимодействия последних с внешней средой. Он должен иметь высокие общечеловеческие качества и психологические способности, обладать способностями идти на разумный и взвешенный риск, уметь осуществлять бизнес - проектирование, разрабатывать, корректировать и осуществлять бизнес-план. Уметь осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учётом потребностей и занятие в нём новых инновационных ниш.

 

2. Личные качества менеджера.  Наряду со знаниями и умениями  особое место занимают личные  качества менеджера, которые представлены  в идее сочетания демократии  и авторитаризма. Менеджеру необходимо  иметь: 

  • жажду знаний, профессионализм, новаторство и творческий подход к работе;
  • упорство, уверенность в себе и преданность делу;
  • нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи;
  • психологические способности влиять на людей;
  • коммуникабельность и чувство успеха;
  • эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость;
  • открытость, гибкость и лёгкую приспосабливаемость к происходящим изменениям;
  • ситуационное лидерство и энергию личности в корпоративных структурах;
  • внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации;
  • энергичность и жизнестойкость;
  • склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению;
  • ответственность за деятельность и за принятые решения;
  • потребность работать в коллективе и с коллективом.

Информация о работе Отличительные характеристики руководителя, лидера и эффективного менеджера