Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа
в работе проведен анализ внешней среды по матрице БКГ, СТЭП-анализ, ситуационный анализ, а также SWOT- анализ внутреней среды предприятия АО "Самаравтормет".
Рынком сбыта продукции компании являются крупные металлургические комбинаты России, такие как ЗАО «Втормет», ООО «ТВРК», ООО «Южуралметпром», и др.
В целях повышения эффективности деятельности на ОАО «Самаравтормет» постоянно ведется работа по оптимизации бизнес-процессов и системы управления.
Сведения о предприятии………………………………………………………….3
1. Видение, миссия и стратегические цели рассматриваемой организации…..7
2. Анализ внешней макросреды методом СТЭП-анализа (PEST-анализа)…...9
3. Анализ внешней микросреды (отрасли)……………………………………. 12
3.1 . Ситуационный анализ…………………………………………...………12
3.2 . Пять сил Портера………………………………………………...……...14
3.3. Матрица БКГ…………………………………………………...………...15
3.4. Опытная кривая, движущие силы отрасли…………………...………..17
4. Анализ внутренней среды ……………………………………………………20
4.1 .SWOT-анализ………………………………...…………………………...20
4.2. EFAS-форма……………………………………………………………...22
4.3. Позиционирования в отрасли методом сравнения матриц……………...
потребителя и производителя…………………………………….…….24
4.4 . Портфельный анализ с помощью матрицы БКГ………………………25
5. Определение рейтинга конкурентоспособности организации………………..
методом взвешенных экспертных оценок…………………………………..26
6. Ключевые (корневые) компетенции организации…………………………..27
7. Рекомендуемая стратегия развития организации…………………………...29
Список использованной литературы…………………………………………...31
Как видно из таблицы матрица БКГ разделена на 4 квадранта, в каждом из которых помещены различные компании. Охарактеризуем каждый из этих квадрантов.
«Денежные дойные коровы» – компании, имеющие высокую долю на медленно растущем рынке. Они обладают высокой прибыльностью, реализуя экономию на масштабе, и не нуждаются в инвестициях. В рассматриваемом случае такими компаниями являются: АО «Самаравтормет», ООО «Андреевский»,АО «Профит»
«Звезды» являются лидерами на быстро растущем рынке. Их прибыльность высока, но для поддержания лидирующих позиций им необходимы инвестиции. К данному квадранту относят ООО «Влогавтормет». Однако дальнейшая стабилизация рынков приведет эти компании в положение «дойных коров».
«Вопросительные знаки» – компании, имеющие низкую долю на быстро растущем рынке. Эти компании имеют слабую позицию и испытывают высокую потребность в финансовых ресурсах. В данной отрасли на данный момет времени такие конкуренты отсутствуют. Основное стремление этих компаний – увеличение их доли на рынке. При достижении своих целей данные компании могут стать «звездами».
«Собаки» – компании, имеющие небольшую долю на медленно растущих рынках. Как правило, они убыточны и нуждаются в дополнительных инвестициях для сохранения занятых позиций. Это мелкие организации по сбору и переработке металлолома.
3.4. Опытная кривая, движущие силы отрасли
Известно, что удельная величина издержек уменьшается на 20-30% при каждом удвоении объема производства. На основании этого можно построить кривую, на которой располагались бы основные направления выпускаемой продукции АО «Самаравтормет» и его конкурентов. Заранее известно только объемы производства продукции и их себестоимость. Используя опытную кривую, необходимо вычислить себестоимость такой же продукции компаний-конкурентов.
Построим графически опытную кривую.
Рис. 2 Опытная кривая
Движущие силы отрасли.
Изменения среди покупателей продукции. Покупателями продукции являются крупные предприятия металлургической отрасли российского и мирового рынка. Нет необходимости стимулировать сбыт, поскольку спрос и так превышает предложение. Необходимо развивать деятельность в среде поставщиков.
Технологические изменения. Они могут привести к резкому изменению ситуации в отрасли и открыть перед ней новые возможности. Для отрасли характерна разработка и внедрение НИОКР на предприятиях, что ведет к минимизации издержек, повышении производительности труда и объемов производства.
Новые подходы к маркетингу. Стоит проводить маркетинговые исследования в области закупок, проводить маркетинговые мероприятия, направленные на повышение закупки сырья.
Выход на рынок или уход с него крупных компаний. Очень высок риск появления в отрасли новых крупных компаний, особенно высока такая вероятность со вступлением ВТО. Данная ситуация приведет к сильной конкурентной борьбе., необходимо укреплять свои позиции на рынке.
Возрастающая глобализация отрасли. Транснациональные корпорации имеют возможность с низкими издержками переносить ноу-хау и технологии из одной страны в другую, получая при этом конкурентное преимущество перед национальными компаниями. Они снижают свои затраты за счет различий в оплате труда в разных странах.
Изменения затрат и эффективности. За счет использования ноу-хау и крупных производственных мощностей организация снижает издержки производства, снижает цену на готовую продукцию, тем самым укрепляет свои позиции на рынке и увеличивает свою долю на рынке.
Влияние административных органов и изменение политики правительства. Переход к рыночной экономике благоприятно сказался на деятельности отрасли в целом, позволив предприятиям самостоятельно планировать и прогнозировать свою деятельность, развивать те направления, которые наиболее востребованы на данный момент.
4. Анализ внутренней среды
4.1. SWOT-анализ
Для совокупного анализа внешней и внутренней среды организации используем SWOT-анализ. С его помощью выполним анализ слабых и сильных сторон компании, благоприятных для нее рыночных возможностей и возможных угроз.
Потенциальные сильные внутренние стороны 1 Высокая репутация у потребителей; 2. Признанный лидер рынка; 3. Наличие квалифицированной рабочей силы; 5. хорошие отношения с фирмами-конкурентами;
| Потенциальные слабые внутренние стороны 1. Большая текучка кадров из-за слабого социального пакета и невысокой зарплаты. 2. Работники предприятия готовы за определенное вознаграждение делиться секретной производственной информацией с конкурентами из-за неудовлетворенных материальных потребностей |
Потенциальные внешние возможности 1. способность обслужить возникшие потребности потребителей в новой продукции 2. способность обслужить дополнительные группы потребителей, проникнуть на новые рынки или их сегменты; 3. способность переносить опыт и технологическое ноу-хау на новую продукцию или бизнесы. | Потенциальные внешние угрозы 1. замедление роста рынка; 2. изменение потребностей потребителей 3. Отсутствие территориального заказа; |
Установим связи между квадрантами матрицы SWOT – анализа, для этого составим новую матрицу:
Возможности 1. способность обслужить возникшие потребности потребителей в новой продукции 2. способность обслужить дополнительные группы потребителей, проникнуть на новые рынки или их сегменты; 2. способность переносить опыт и технологическое ноу-хау на новую продукцию или бизнесы. | Угрозы 1. замедление роста рынка; 2. Повышение требований к качеству продукции; 3.Отсутствие территориального заказа; |
|
Поле «СиВ» 1. хорошо продуманная стратегия фирмы дает возможность обслужить дополнительные группы потребителей, проникнуть на новые рынки. 2. Собственная защищенная технология позволяет переносить технологическое ноу-хау на новую продукцию
| Поле «СиУ» 1. хорошо продуманная стратегия позволит сохранить устойчивый спрос в случае повышения требований к качеству продукции, а так же в случае отсутствия территориального заказа найти такой же заказ в другом регионе.
| Сильные стороны 1 высокая репутация у потребителей; 2. хорошо продуманные стратегии в функциональных областях; 3. собственная защищенная технология. |
Поле «СлВ» 1. создание собственной сети распределения увеличить объем продаж и проникнуть на новые рынки или их сегменты. | Поле «СлУ» 1. развитие собственной сети распределения позволит более оперативно реагировать на изменение потребностей потребителей | Слабые стороны 1. слабая собственная сеть распределения;
|
4.2 EFAS-форма
Для обобщения результатов анализа стратегических факторов внешней среды используется специальная форма «Резюме анализа внешних стратегических факторов» (EFAS-форма).
Таблица EFAS-форма
Внешние стратегические факторы | Весовой коэффициент | Экспертная оценка | Взвешенная оценка |
Возможности |
|
|
|
1. способность обслужить дополнительные группы потребителей, проникнуть на новые рынки или их сегменты;
| 0,2 | 5 | 1 |
2. возможность расширить ассортимент продукции для удовлетворения запросов потребителей в более широком диапазоне; | 0,15 | 4 | 0,6 |
3. способность переносить опыт и технологическое ноу-хау на новую продукцию или бизнесы. | 0,15 | 4 | 0,6 |
Угрозы |
|
|
|
1. замедление роста рынка; | 0,15 | 3 | 0,45 |
2. Изменение потребностей или вкусов потребителей; | 0,17 | 4 | 0,68 |
3. неблагоприятные демографические изменения. | 0,18 | 4 | 0,72 |
Суммарная оценка | 1,00 |
| 4,05 |
Таким образом, можно количественно оценить реакцию компании на прогнозируемые факторы внешней среды. В данном случае суммарная оценка составляет 4,05 балов по 5-бальной шкале (81%).
4.3 Позиционирования в отрасли методом сравнения матриц потребителя и производителя
Для того чтобы правильно позиционировать фирму в отрасли, необходимо четко определить позицию компании на матрице потребителя и производителя.
Фирма «защитник качества». Высокое качество продукции достигается за счет высоких издержек, цены поддерживаются на высоком уровне.
Первая стратегия – защита сегмента рынка.
Вторая стратегия – кластеризация потребителей путем ориентации их на иное использование продукции (например, ассоциирование продукции с особым стилем жизни или принадлежностью ее владельцев к особой группе потребителей).
Третья стратегия – продаться разбогатевшей фирме, заинтересованной в приобретении высоких корневых компетенций.
Если фирме удается значительно снизить свои удельные издержки, то она может перейти в другой стратегический тип – защитник издержек.
4.4. Портфельный анализ с помощью матрицы БКГ
В акционерном обществе «Самаравтормет» можно выделить 4 основных, корневых продукта: цветной, нержавеющий, деловой лом, труба, угол.
Произведем портфельный анализ вышеуказанных бизнес-единиц путем построения двухмерных матриц, где по одной из единиц фиксируются значения внутренних факторов (оценка конкурентоспособности), а по другой внешних (оценка перспектив развития рынка).
Звезды – нержавеющий и деловой лом. Имеет высокую рыночную долю и приносит высокие доходы. Нуждается в поддержке, инвестировании. Возможен переход в коровы.
Дойные коровы – цветной лом. Дает большие финансовые потоки, не требует больших финансовых инвестиций, позволяет формировать фонды для инвестирования в новые проекты, от которых зависит рост корпорации. Необходим эффективный маркетинг.
Знаки вопроса – труба. Имеет низкие доли рынка и высокие темпы роста. Необходимы инвестиции, высок риск финансовых вложений. При существенной финансовой поддержке корпорации может превратиться в «Звезду». Важно определить момент, когда нужно прекратить инвестирование, чтобы исключить из портфеля, в целях снижения объема потерь.
Собаки – угол. Имеют низкую долю рынка и не имеют возможностей роста. В нашем случае служат дополнением к «Звезде».
Информация о работе Отчет по кейсу АО «Самаравтормет» по дисциплине «Стратегический менеджмент»