Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:19, отчет по практике
Цель учебнойпрактики: подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.
В задачи практики входит:
знакомство с организацией учебного процесса, научно-исследовательской и воспитательной работой в вузе;
знакомство с государственными требованиями к содержанию и уровню профессиональной подготовленности бакалавра менеджмента и специалиста – менеджера;
Введение……………………………………………………………………………………….3
1 Особенности национальной системы высшего образования……………………………4
2 Технология обучения в вузе……………………………………………………………….7
2.1 Принципы построения технологии обучения……………………………………….7
Учебный план…………………………………………………………………………..10
Учебные занятия………………………………………………………………………12
Оценка знаний…………………………………………………………………………15
Компьютерные технологии обучения………………………………………………..16
Образовательные траектории…………………………………………………………20
3 Научно-исследовательская работа в вузе……………………………..…………………22
4 Воспитательная работа в вузе……………………………………………………………25
5 Основы библиографии и библиотековедения, библиотечные информационные системы………………………………………………………………………………………..28
Государственные требования к уровню профессиональной подготовки выпускников по направлению «Менеджмент» и специальности «Менеджмент организации»……31
ЗСМК как объект управления……………………………………………………………40
7.1 Назначение предприятия……………………………………………………………40
Производственная структура предприятия……………………….…………………42
7.3 Организационная структура управления…………………………………………45
7.4Основные показатели деятельности предприятия………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………………………47
Список используемой литературы…………………………………………………………48
Индивидуализация
Гуманитаризация профессионального образования выражается в том, что в лучших учебных заведениях мира за последние 30 лет возросла доля времени, выделяемая на социально-экономические и гуманитарные дисциплины. Это первое направление гуманитаризации. Поворот к человеку, понимание его роли и места в любом процессе, в том числе в процессе профессиональной подготовки, — второе направление.
Принцип оптимизации процесса профессиональной подготовкипредполагает достижение целей обучения с минимальными затратами сил обучаемых. Критериями оптимальности системы в этом отношении могут быть:
― экономия времени, затрачиваемого на обучение;
― высокое качество профессиональной подготовки (здесь может быть своя система показателей).
Принцип качественной оценки результатов учебной работы. Впедагогической литературе много внимания уделяется вопросам оценки эффективности обучения всех уровней системы образования в целях каждого учебного заведения и отдельных учащихся. Однако до настоящего времени удовлетворительных результатов в оценке эффективности пока не получено, а сама проблема является одной из наиболее спорных в дидактике. И все же специалисты признают, что определенный прогресс на пути ее решения есть. Это относится к методологии оценки результатов обучения и к ряду уже разработанных методик такой оценки, позволяющих оценить достижения в учебе исходя из одних и тех же критериев применительно как к большим коллективам (в основном с помощью вычислительной техники и различного рода экзаменаторов), так и к отдельным учащимся (в основном благодаря развитию техники педагогического тестирования).
Если за критерий качества обучения принять степень достижения поставленных целей, то для оценки каждого этапа обучения нужно иметь информацию о степени достижения этих целей. Если цели на отдельных этапах достигнуты не в полной мере, то необходимо предпринять шаги, направленные на коррекцию процесса обучения, с тем, чтобы обеспечить достижение нужного результата.
Из сказанного следует вывод, который был многократно подтвержден в ходе исследований: контроль должен быть планомерным, достаточно частым и надежным, явным для студентов, служащим не только для оценки результатов их учебы, но и прежде всего для оценки правильности хода обучения.
В заключение необходимо сказать, что понимается под профессиональной педагогикой; ведь все, о чем было упомянуто выше, имеет к ней непосредственное отношение. Под профессиональной педагогикой понимается подготовка по всем профессиям и притом все ступени профессиональной подготовки, включая высшую. Следует отметить, что назрела необходимость (и возникновение ее вполне правомерно) развития профессиональной педагогики, которая изучала бы все профессиональное образование в указанном выше объеме и закономерности такого образования.
2.2 Учебный план
Учебный план — это документ, определяющий состав
учебных предметов, последовательность
их изучения и общий объем отводимого
на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную
среднюю школу, то в ее учебном плане определены
следующие данные: 1) полный перечень (список)
учебных предметов по годам обучения;
2) количество часов (уроков), отводимых
на каждый предмет на неделю, учебный год
и за все годы обучения, например, на родной
язык, математику, физкультуру и т.д.; 3)
периоды производственной практики, лагерных
сборов; 4) продолжительность учебных четвертей
и каникул.
В учебном плане средних специальных и
высших учебных заведений определяется
количество часов не на неделю, а на семестр
и на все время обучения (4—6 лет). В нем
уточняются виды занятий по учебным предметам:
количество лекций, семинарских, практических
и лабораторных занятий, практикумов.
Указаны учебные предметы, выносимые на
зачеты и экзамены в каждом семестре, разные
виды практики (производственная, археологическая,
педагогическая, фольклорная, в лечебных
учреждениях). Учебный план, таким образом,
упорядочивает структуру учебного года
и определяет общий порядок занятий.
Типовой
учебный план - основной документ, устанавливающий
государственный компонент соответствующей
образовательно-
Рабочий учебный план - это учебный план специальности конкретного высшего учебного заведения, разработанный на основе типового учебного плана с его дополнениями и корректировками (в соответствии с нормативными документами), учитывающий местные условия, специализацию, уточняющий календарную структуру, этапы учебного процесса.
Рабочий учебный план устанавливает график учебного процесса, свод данных по бюджету времени, перечень учебных дисциплин по данной специальности, их распределение по учебным годам, семестрам, неделям с указанием объема каждой из них в часах по видам занятий, сроки сдачи экзаменов, зачетов, курсовых и дипломных проектов (работ), организации различного вида практик обучающихся, виды и формы контроля знаний.
Типовая рабочая программа - это документ, которым определяется конкретное содержание государственного компонента обучения по конкретной дисциплине типового учебного плана.
Рабочая учебная программа - это учебная программа конкретного Вуза, дополняющая типовую учебную программу с учетом действующей специализации и раскрывающая содержание вузовского компонента.
2.3 Учебные занятия
Учебное занятие — это целостный фрагмент учебного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи (цели), содержания образования, методов и средств обучения. Оно ограничено рамками времени и осуществляется в рамках определённого первичного объединения (коллектива) обучающихся и педагогов.
К основным видам учебной работы относятся: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, различного рода практики, контрольные, курсовые и дипломные работы, консультации, зачеты, экзамены и др.
Лекция как форма организации учебного процесса представляет собой двухчасовое изложение учебного материала. Это один из важнейших видов учебных занятий в вузе, когда определенный объем знаний передается студентам в устной форме. Преимущество лекции состоит в том, что она имеет четкую композицию, компактна, предполагает стройное и доказательное монологическое изложение. На лекции за сравнительно короткое время может быть дан большой по объему учебный материал. При этом дается основной, наиболее существенный материал и выбираются такие формы его изложения, которые облегчают понимание и усвоение существа излагаемой темы учебного курса. Лекции, как правило, читают наиболее квалифицированные преподаватели или специалисты-практики.
Семинар как организационная форма обучения ориентирует студента на проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, т.к. в ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой. Часто тема семинара является общей для всей группы студентов, и каждый из них делает сообщение по отдельному вопросу. Иногда преподаватель делит общую тему между несколькими студентами заранее. Сообщения или доклады, сделанные на семинаре обсуждаются, студенты выступают с дополнениями и замечаниями. Таким образом, семинары учат студентов умению четко излагать свои мысли, аргументировать свои суждения, вести научную полемику, считаться с точкой зрения оппонентов. Кроме этого в ходе семинара выявляются недостаточно понятые и усвоенные вопросы, положения.
Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. И если на лекции основное внимание студентов сосредотачивается на разъяснении теории конкретной учебной дисциплины, то практические занятия служат для обучения методам ее применения. Как правило, практические занятия ведутся параллельно с чтением всех основных курсов. Главной целью практических занятий является усвоение метода использования теории, приобретение профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих дисциплин.
Лабораторные занятия являются одной из наиболее эффективных форм учебных занятий в вузе. На этих занятиях студенты осваивают конкретные методы изучения дисциплины, обучаются экспериментальным способам анализа действительности, умению работать с приборами и современным оборудованием. Именно лабораторные занятия дают наглядное представление об изучаемых явлениях и процессах; на них студенты осваивают постановку и ведение эксперимента, учатся умению наблюдать, оценивать полученные результаты, делать выводы и обобщения. Следовательно, ведущей целью лабораторных работ является овладение техникой эксперимента, умение решать практические задачи путем постановки опыта.
Курсовые работы (проекты) - организационная форма обучения, применяемая на заключительном этапе изучения учебного предмета или цикла дисциплин. Она позволяет применить полученные знания в решении комплексных задач, связанных со сферой деятельности будущего специалиста. Курсовые работы и проекты студенты выполняют по индивидуальным заданиям, которые носят характер учебной задачи. Довольно часто для выполнения таких заданий необходимы знания не по одному, а по нескольким предметам. Курсовое проектирование выполняется в течение длительного времени наряду с ежедневной учебной работой, следовательно, требует особо тщательной организации труда, планирования личного времени. В связи с большой трудоемкостью, своеобразием каждой курсовой работы (проекта) преподаватели организуют поэтапную работу над ней, разрабатывая четкие задания на каждый этап.Консультации, как правило, предполагают вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен студентами, либо не усвоен совсем. Отсюда основная цель консультаций - восполнение пробелов в знаниях студентов. К такому виду консультаций относятся текущие индивидуальные и групповые консультации по учебному предмету и предэкзаменационные консультации. Вместе с тем на консультациях преподаватель может разъяснять способы действий и приемы самостоятельной работы с конкретным материалом или при выполнении конкретного задания. К такому виду консультаций будут относиться консультации по курсовому и дипломному проектированию, консультации в период проведения учебных и производственных практик.
Процесс обучения в вузе организуется в пределах 54-часовой учебной недели и строится на сочетании аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Одним из важнейших компонентов учебного процесса в вузе является контроль знаний и умений студентов. Показатели контроля служат главным основанием для вынесения суждения о результатах учения и решения таких вопросов, как перевод студента с курса на курс, назначение стипендии и др. Данные контроля констатируют результаты и оценку учебной деятельности не только отдельных студентов, но и состояние учебно-воспитательной работы всего учебного заведения, подсказывают меры, необходимые для ее совершенствования. Среди всего многообразия используемых в вузе видов и форм контроля остановимся более подробно на таких его формах как зачет и экзамен.
Экзамены являются ведущими, наиболее значимыми формами организации контроля. Экзамен по конкретной дисциплине или ее части преследует цель проверить и оценить работу студента за курс (семестр), полученные им теоретические знания, их прочность и уровень усвоения, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач.
Зачеты, как правило, служат формой проверки заданного уровня владения студентом наиболее общими «сквозными» компонентами содержания практического обучения в области изучаемого предмета. При проведении зачета студенту выставляется итоговая оценка «зачтено» или «не зачтено». В качестве основы такой оценки, как правило, используются результаты текущего контроля по дисциплине (результаты выполнения лабораторных и контрольных работ, результативность работы на практических и семинарских занятиях, итоги выполнения рефератов и домашних заданий). Как итоговая форма контроля зачет применяется и в период проведения практик, по результатам которых студенты получают зачет с дифференцированной оценкой.
Система оценки баллами знаний и поведения учащихся ведет свое начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех баллов, каждый из которых обозначал разряд. Все ученики распределялись по разрядам, обозначившимся цифрами. По этим разрядам ученики и делились на лучших, средних и худших. Отсюда первоначально единица имела значение высшей отметки. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы. Так сформировалась пятибалльная шкала, с помощью которых стали пытаться оценить познания учащихся. «Единица» — высший показатель достигнутых успехов, а соответственно «пятерка» — один из низших. Переход из одного разряда в другой знаменовал собой приобретение учениками целого ряда преимуществ и привилегий. В России сложилась шкала оценок противоположная данной.