Отчет по практике менеджмента в ОАО «Меркурий»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:59, отчет по практике

Краткое описание

Целью практики менеджмента является закрепление полученных теоретических знаний по менеджменту на практике.
Основным результатом данной работы является отчет о прохождении практики, в котором собраны все результаты деятельности студента за период прохождения практики и анализ основных показателей менеджмента в организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
5
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОАО «МЕРКУРИЙ»
10
2.1. Общая характеристика системы управления
10
2.2. Организационная структура управления
12
2.3. Характеристика основных функций менеджмента в организации
15
2.4. Стратегическое управление организацией
19
2.5. Система принятия управленческих решений
28
2.6. Управление персоналом в организации
32
2.7. Управление маркетингом
40
2.8. Информационная система управления предприятием
44
2.9. Правовое обеспечение деятельности организации
44
3. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
50

Вложенные файлы: 1 файл

Величко А. практика менеджмента.docx

— 168.38 Кб (Скачать файл)

     Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы персонал организации выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

     В общем смысле мотивация — это  процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.

     Содержательные  теории основываются на определении  внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом. Согласно теории Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять групп:

  • физиологические потребности — необходимые для выживания;
  • потребности в безопасности и уверенности в будущем;
  • социальные потребности — потребности в причастности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей;
  • потребности в уважении, признании;
  • потребности самовыражения.

     Располагая  потребности в виде строгой иерархической  структуры, Маслоу показывал, что потребности низших уровней (физиологические и потребности в безопасности) требуют первоочередного удовлетворения. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня (причем необязательно полностью). Менеджеру необходимо наблюдать за подчиненными, чтобы определить, какие активные потребности движут ими.

     Важное  значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Подход к трудовому стимулированию состоит в выделении и сопоставлении, с одной стороны, системы стимулов, с другой – системы потребностей, на удовлетворение которых направлены эти стимулы. Следовательно, одной из важнейших управленческих задач является обеспечение такого воздействия стимулов на мотивы, которое вызвало бы наиболее лучшее для организации трудовое поведение работника магазина «Меркурий».

     Контроль  — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.

     Существует  три аспекта управленческого  контроля:

  • установление стандартов — точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;
  • измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;
  • подготовка необходимых корректирующих действий.

     Менеджер  должен выбрать одну из трех линий  поведения: ничего не предпринимать, устранить  отклонение или пересмотреть стандарт.

     Выделяют  следующие виды контроля:

  • предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);
  • текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь;
  • заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.
 

     2.4. Стратегическое управление  организацией 

     С формальной точки зрения, стратегическое управление - это обоснование и  выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его  конкурентоспособности, их закрепление  в долгосрочных планах, и разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

     Можно также сказать, что стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается  на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные  изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды  и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации  выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

     Выбор и разработка стратегии организации  начинается с анализа ее внешней  среды. Основное назначение такого анализа - выяснить возможности и угрозы которые могут возникнуть для организации в настоящем будущем, а также определить стратегические альтернативы. Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного его контроля и могут оказать влияние на его стратегию.

     Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих  субъектов и сил, которые находятся  вне сферы непосредственного  ее контроля и могут оказать влияние  на ее стратегию.

     По  степени воздействия на организацию  внешние факторы делятся на две  группы: отдаленного воздействия (макросфера) и непосредственного влияния  ближнего окружения, или отраслевые факторы (микросфера).

     Стратегический  анализ макросреды проводится с помощью PEST - метода (P - Political-legal (политико-правовые), E - Economic (экономические), S - Sociocultural (социально-культурные) и T - Technological forces (технологические факторы)).

     Политико-правовой фактор внешней среды изучается  в первую очередь для того, чтобы  иметь ясное представление о  намерениях органов государственной  власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых  государство предполагает претворять в жизнь свою политику.

     Анализ  экономического аспекта внешней  среды позволяет понять, как на уровне государства формируются  и распределяются экономические  ресурсы. Для предприятия это  является важнейшим условием деловой  активности.

     Изучение  социального компонента внешнего окружения  направлено на то, чтобы уяснить  и оценить влияние на бизнес таких  социальных явлений, как отношение  людей к труду и качеству жизни  и мобильности и активности потребителей и др.

     Анализ  технологического компонента позволяет  предвидеть возможности, связанные  с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии. 
 

Таблица 2 - PEST-анализ ОАО «Меркурий» на пятилетнюю стратегическую перспективу до 01.01.2017 г

Р – политические факторы Е - экономические
  1. Незначительная либерализация в сфере регулирования бизнеса.
  2. Стабилизация политической власти в Воронежской области.
  3. Переход экономики государства на инновационный тип развития.
 
Сценарий:  В целом прогноз по политике благоприятен: нормализация политической обстановки, ожидается незначительная либерализация деятельности государства по регулированию торговли и конкуренции внутри отрасли.
  1. Общая характеристика экономики страны: вторая волна кризиса 2011-2012 гг., постепенный подъем с 2013 г.
  2. Снижение инфляции до 4%.
  3. Ставка рефинансирования снизится до 6,5%.
  4. Вырастут ставки тарифов на энерго- и водоресурсы.
 
Сценарий: Прогноз по экономике благоприятен: ожидается уменьшение ставки рефинансирования дает возможность доступного кредитования и, следовательно, развития отрасли, также снижение уровня инфляции и безработицы однако по-прежнему остается проблема из-за постоянного увеличения затрат на внешние издержки.
S – социальные факторы Т- технологические факторы
  1. Уровень жизни в России повысится на 20 %.
  2. Ценовая чувствительность покупателей.
  3. Постепенное формирование среднего класса с европейской шкалой ценностей.
  4. Постоянный рост доли пожилого населения.
  5. Индивидуальных потребностей.
 
Сценарий: Прогноз на ближайшее будущее по обществу благоприятен. Общество постепенно меняет приоритет от “дешевого” к “качественному”, наблюдается индивидуализация потребностей.
  1. Рост спроса на IТ-решения (например, автоматизация управленческого учета) CRM-технологии.
  2. Переход от программ 1С к SAP-R3.
  3. Внедрение технологий электронного обмена данными между производителями и ритейлорами (Экстранет).
 
Сценарий: Новые технологии в отрасли будут развиваться медленно, но достаточно быстро будут адаптироваться, однако технологические факторы не будут иметь большого влияния на отрасль

 

     После изучения факторов макроокружения можно  сделать вывод, что для отрасли  наиболее благоприятной для развития является область политики, т.к. в  ней не содержатся серьезные угрозы. Однако следует учесть медленное  развитие технологий в отрасли, что  может негативно отразиться на ее развитии.  

     Анализ  микросреды

     Одной из наиболее простых и доступных  методик анализа микросреды компании является SWOT-анализ. Названием этого  вида анализа является аббревиатура по первым буквам английских слов: Strengths сильные стороны, Weaknesses слабые стороны, Opportunities возможности, Threats угрозы.

     В рамках проведения SWOT- анализа исследуются  основные факторы «микросреды» (клиентура, конкуренты, каналы распределения, поставщики), которые влияют на деятельность компании, а также «внутренняя среда» (сильные  и слабые стороны компании или  конкретного маркетингового проекта).

     SWOT-анализ  обычно начинают с изучения  возможностей и угроз компании  со стороны микросреды (ближайшего  окружения компании). Основная цель SWOT-исследования окружающей микровнешней среды заключается в осознании новых маркетинговых возможностей. Возможности компании классифицируются в соответствии с их привлекательностью и вероятностью успеха. Наиболее эффективно функционирует та компания, которая способна создать максимальную ценность продукции для потребителя. В ходе анализа составляется так называемая «матрица возможностей». Основное внимание обращается на те возможности, которые обеспечивают высокую вероятность успеха.

     Сила - это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая  ей дополнительные возможности. Сила может  заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества.

     Слабость - это отсутствие чего-то важного  для функционирования компании или  то, что ей удается (в сравнении  с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать компанию уязвимой, а может нет.

     Возможности - это тенденции или события  во внешней среде, при правильной ответной реакции на которые организация  добивается существенного увеличения объемов продаж и прибыли.

     Угрозы - это тенденции или события  во внешней среде, которые в отсутствие ответной реакции организации обуславливают  значительное снижение показателей  сбыта и прибыли. 

     Задачи SWOT-анализа:

     1. Выявить сильные и слабые стороны  по сравнению с конкурентами;

     2. Выявить возможности и угрозы  внешней среды;

     3. Связать сильные и слабые стороны  с возможностями и угрозами;

     4. Сформулировать основные направления  развития предприятия. 

     Чтобы проанализировать сильные, слабые стороны  ОАО «Меркурий», а также возможности и угрозы внешней среды проведем SWOT-анализ (рис. 2).

     Для того чтобы успешно выживать в  долгосрочной перспективе организация  должна знать свои сильные и слабые стороны, уметь прогнозировать то, какие  трудности могут возникнуть на ее пути в будущем и то, какие новые  возможности могут открываться  для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует  внимание на выявление того, какие  угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

       В полном объеме стратегический анализ доступен лишь очень крупным компаниям. Однако, в условиях динамично изменяющейся среды, даже для сравнительно небольших  предприятий, одной интуиции руководителя становится недостаточно для успешных действий на рынке. Этим обусловлена  необходимость постановки в таких  компаниях ограниченных, более "дешевых" вариантов выработки стратегий.

     Из  матрицы SWOT-анализа получаем, что данная организация обладает в большей степени возможностями (19 баллов), угрозы составили 18 баллов, а также мы видим превосходство сильных сторон над слабыми (17 баллов › 15 баллов).

     Перемножив  данные значения, получаем превосходство  квадранта «Сила и Возможности» (323 балла). Таким образом, рассмотрев возможности ОАО «Меркурий», его  слабые и сильные стороны, проведя  анализ угроз, исходящих из внешней  среды, и ознакомившись с основными  принципами выработки стратегии, можно  определить стратегию фирмы, при  этом опираясь на цели организации. 
 

    Возможности: Б Угрозы: Б
   
  1. Расширение ассортимента товара;
  2. Появление новых поставщиков;
  3. Улучшение уровня жизни населения;
  4. Открытие дополнительных торговых точек;
  5. Средняя конкуренция.
4 

3 

3 

4

5

  1. Изменение покупательских предпочтений;
  2. Сбои в поставках продукции;
  3. Демографический спад в городе;
  4. Рост темпов инфляции;
  5. Сбои электроэнергии.
 
4 

4

3 

5

2

      19   18
Сильные стороны: Б «Сила и возможности»   «Сила и угрозы»  
  1.  Выгодное месторасположение;
  2. Наличие стабильного спроса на товары повседневного спроса;
  3. Современное оборудование;
  4. Налаженные каналы закупок товара.
 
 
 
5

5 

3

4

  • Выгодное  месторасположение дает конкурентное преимущество, способствует снижению конкуренции;
  • Наличие стабильного спроса позволит открыть дополнительные торговые точки;
  • Расширению ассортимента будет способствовать налаженные каналы закупок товара;
  • Слабая конкуренция способствует наличию стабильного спроса.
  • Инфляция, демографический спад и изменение вкусов потребителей повлияют на стабильный спрос;
  • При частых сбоях электроэнергии наличие современного оборудования не добавит преимуществ в конкуренции;
  • Постоянные сбои в поставках приведут к неизбежному поиску новых каналов закупок товара.
  • -
Сумма = 17 Си * В = 17 * 19 =  323 Си * У = 17 * 18 =   306
Слабые стороны: Б «Слабость и возможность»   «Слабость и угрозы»  
  1. Отсутствие рекламной компании;
  2. Арендованное помещение (одно);
  3. Неподходящие условия хранения товара;
  4. Значительные сезонные колебания спроса на отдельные виды продукции.
 
3

3

5

4

  • Плохая рекламная политика создаст затруднения при расширении ассортимента и открытии дополнительных торговых точек в других поселениях;
  • Появление новых поставщиков при неподходящих условиях хранения товара не приведет к необходимым результатам;
  • Улучшение уровня жизни населения, следовательно увеличение спроса позволит восполнить потери от падения спроса на отдельные виды продукции по сезонам.
  • Сбои в поставках продукции, неподходящие условия хранения товара ухудшат конкурентную позицию;
  • Отсутствие рекламной политики доказывает, что при изменении вкусов покупателей организация не сможет их не удержать;
  • Значительные сезонные колебания спроса при росте темпов инфляции и демографическом спаде могут привести к банкротству ИП.
  • -
Сумма =  15 Сл * В = 15 * 19 =  285 Сл * У = 15 * 18 =  270

Информация о работе Отчет по практике менеджмента в ОАО «Меркурий»