Оценка и анализ кадрового потенциала Сосногорского отделения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Успешное развитие предприятия, его конкурентоспособности, выпуска высококачественной продукции обуславливается, в первую очередь, трудовыми ресурсами компании. В современных условиях именно трудовые ресурсы рассматривают как наиважнейшие ресурсы организации. Понятия «трудовой потенциал» и «кадровый потенциал» являются фактически идентичными. Социальный аспект трудовых ресурсов выражается в таком явлении как человеческий потенциал, экономическим проявлением которого является кадровый потенциал.
Кадровый потенциал организации – это общая (количественная и качественная) характеристика персонала как одного из видов ресурсов, связанная с выполнением возложенных на него функций и достижением целей перспективного развития предприятия. Это имеющиеся и потенциальные возможности работников, как целостной системы (коллектива), которые используются и могут быть использованы в определённый момент времени в процессе труда.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты оценки кадрового потенциала предприятия 5
1.1 Сущность понятия «кадровый потенциал предприятия» 5
1.2 Показатели оценки кадрового потенциала предприятия 9
1.3 Факторный анализ производительности труда 15
Глава 2 Анализ кадрового потенциала Сосногорского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» 18
2.1 Общая характеристика деятельности Сосногорского отделения СЖД – филиала ОАО «РЖД» 18
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей Сосногорского отделения СЖД – филиала ОАО «РЖД» 21
2.3 Анализ трудовых ресурсов Сосногорского отделения СЖД – филиала ОАО «РЖД» 26
2.4 Факторный анализ производительности труда Сосногорского отделения СЖД – филиала ОАО «РЖД» 31
Глава 3 Способы повышения производительности труда за счет улучшения кадровой политики Сосногорского отделения СЖД – филиала ОАО «РЖД» 34
3.1 Направления повышения эффективности и использования кадрового потенциала Сосногорского отделения СЖД – филиала ОАО «РЖД» 34
3.2 Расчет экономической эффективности от внедрения предложенных мероприятий 43
Заключение 46
Библиография 50

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка и анализ кадрового потенциала Сосногорского отделения.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

Следовательно, на передний план выходят вопросы постоянного повышения уровня квалификации работников в соответствии с изменяющимися производственными и социальными условиями, формирование высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в условиях рыночных отношений. Для решения этого вопроса компания должна обеспечить прохождение курсов повышения квалификации или переподготовки работников с отрывом от работы.

Обучение должно осуществляется на основании детального изучения потребностей Сосногорского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Предлагается применять следующие виды профессионального обучения:

- подготовка новых рабочих;

- переподготовка;

- обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;

- повышение квалификации;

- курсы целевого назначения.

Поскольку на предприятии обширно внедряются и планируются к промышленному внедрению новые системы автоматизации в разных областях деятельности, то рассмотрим лишь некоторые объекты, в которых требуется непосредственная подготовка, переподготовка, обучение кадров, проведение курсов целевого назначения.

В отдельных цехах Сосногорского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» существует необходимость в оперативном ведении графиков следования грузовых и пассажирских поездов, контроль подхода, формирования и расформирования поездов, учет прицепки и отцепки вагонов составов собственного формирования, общий учет и контроль работы и простоя тепловозов и локомотивных бригад, поэтому для совершенствования учета маневровой работы на станции внедряется программа «ЭТРАН». В этом случае необходима подготовка работников следующих профессий – операторы при дежурном по станции, дежурный по станции, маневровый диспетчер.

Для детального учета работы и простоя локомотивных бригад в центре оперативно-тягового учета необходимо внедрение в промышленную эксплуатацию программы «ЦОММ», которая позволит более эффективно проводить данную деятельность. Для работы в данной программе необходима подготовка операторов центра оперативно-тягового учета.

В Сосногорском отделении Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» предусматривается автоматизация функций учета, анализа, планирования поддержки оперативного управления трудовыми ресурсами на основе внедрения в промышленную эксплуатацию единой комплексной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами (ЕКАСУТР), а также автоматизации функций учета финансовых ресурсов  на основе внедрения в промышленную эксплуатацию единой комплексной автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами (ЕКАСУФР) существует необходимость в обучение работе в этих программах большого круга работников, к ним относятся – бухгалтера, экономисты, инженера, табельщики и др. категории работников.

Так как рассматриваемое предприятие имеет значительное количество работников, осуществляет различные виды деятельности и имеет большое количество подразделений, то в рамках данной курсовой работы нет возможности определить конкретное количество работников, которым необходимо проведение обучения и переподготовки и  в какой момент времени она должна осуществляться. Поэтому фактическое количество, сроки и план обучения должны определить специалист планово-экономического отдела вместе со специалистом отдела по учету персонала.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих будет проводится в Ухтинском техникуме железнодорожного транспорта.

В целях совершенствования знаний руководящих работников и специалистов компании, между Сосногорским отделением Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» и Ярославским филиалом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения»  необходимо заключить договор на повышение квалификации руководителей и специалистов.

Для вновь принятых работников организуется профессиональное обучение. В целях адекватной оценки потенциала работников и наиболее рационального применения их профессиональных, интеллектуальных и творческих возможностей (подбор работы под способности человека) производится ротация персонала. Ротация организуется регулярно и в отношении ко всем категориям работников.

Кроме этого, в виду того, что работа имеет специфический характер, то существует необходимость в обучение рабочих вторым (смежным) профессиям, для того, чтобы в период отсутствия основного работника, подготовленный работник мог эффективно заменять основного работника. Так, помощник машиниста грузовых и пассажирских поездов переобучившись, может заменять машиниста грузовых и пассажирских поездов; сигналист – оператора при дежурном по станции; маневровый диспетчер – дежурного по станции. Таким образом, образуется качественная взаимозаменяемость работников.

Профессиональная подготовка и переподготовка, обучение, повышение квалификации, курсы целевого назначения проводится для работников Сосногорского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» бесплатно, в соответствии с направлениями организации. Предприятие же заключает договора обучения работников с конкретными учебными заведениями, которые относятся к ОАО «РЖД». Оплату за обучение работника осуществляет  Сосногорское отделение Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» соответствии с выставленными учебными заведениями счетами-фактурами.

Любой работник компании, имеющий соответствующее образование, практический опыт, профессиональные, деловые, личностные и морально-этические качества, необходимые для выполнения обязанностей, соответствующих должности, может быть кандидатом для включения в состав кадрового резерва.

Такое отношение к организации производственной деятельности позволит избегать серьезных нарушений организации трудового процесса и эффективно использовать собственные трудовые резервы.

Наличие образования дает возможность применять более новые технологии, конструкции, механизировать ручной труд, совершенствовать технику и технологию производства, применять научно-технические приемы труда. Чем выше культурно-технический уровень и квалификация работников, тем быстрее они осваивают новую технику и прогрессивную технологию, тем сознательнее и творчески используют резервы роста производительности труда.

Затраченные на обучение средства должны принести отдачу, поэтому необходимо, чтобы отобранные для повышения квалификации специалисты имели выраженную карьерную мотивацию и лидерские качества.

Достижение высоких результатов трудовой деятельности не возможно без мотивации и стимулирования работников, то есть системы мер, побуждающих работника к деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Основными видами стимулирования работников являются: материальное, моральное, организационное.

В целях материальной заинтересованности предлагается ввести систему дополнительного стимулирования труда рабочих, что приведет к улучшению качества труда, повышению производительности, и в следствии, к увеличению прибыли. Кроме этого, система стимулирования рабочих позволит решить выявленные проблемы - уменьшить отток численности рабочих, сократить текучесть кадров на предприятии.

Учитывая результаты оценки исследуемого предприятия в области стимулирования труда можно дать следующие рекомендации:

- индексирование заработной платы ежеквартально исходя из индекса потребительских цен на товары и услуги;

- установить надбавки:

а) за высокие достижения в труде (при ухудшении показателей работы надбавка отменяется) (5-10%);

б) за выполнение особо важной работы на срок ее проведения (до 20%);

в) за освоение смежных специальностей, получение дополнительного образования при соответствующем расширении функциональных обязанностей (до 15-20%);

г) выполнение обязанностей неосвобожденного руководителя группы работников одного или нескольких направлений деятельности (до 20%).

- в период особо сложных метеорологических условий (морозы, метели, заносы и другие) на работах, выполняемых на открытом воздухе, могут понижаться на 10% установленные нормы выработки рабочим-сдельщикам, а рабочим-повременщикам, специалистам и служащим могут повышаться на 10 процентов тарифные ставки (оклады);

- в связи с особо сложными условиями труда выплачивать надбавки к заработной плате в размере 20% тарифной ставки (оклада) работникам, занятым в основной деятельности при работе на территориях крайнего Севера, в размере 10% тарифной ставки (оклада) работникам, занятым в основной деятельности при работе на территориях приравненных к крайнему Северу;

- устанавливать региональные компенсационные доплаты, в зависимости  от состояния рынка труда, демографических и экономических особенностей конкретного района для отдельных категорий и групп работников филиалов ОАО "РЖД", т.е. если, например, в Сосногорском районе Республики Коми наблюдается дефицит работников по профессии – машинист и помощник машиниста, а у предприятия существует потребность в работниках этих профессий,  то для привлечения новых сотрудников и снижения оттока существующих, установить данную надбавку именно для этой категории работников;

- в целях стимулирования повышения профессионального мастерства, материальной заинтересованности и ответственности за качество выпускаемой продукции (работ) и выполнение производственных заданий могут устанавливаться дифференцированные надбавки за профессиональное мастерство рабочим, включая водителей автомобилей, по разрядам квалификации: III разряда в размере до 12%, IV разряда - до 16%, V разряда - до 20%, VI и более высоких разрядов - до 24% соответствующей тарифной ставки.

Такие надбавки устанавливаются рабочим, стабильно обеспечивающим высокое качество выпускаемой продукции и выполняемых работ, освоившим новые профессии и смежные функции.

 За тот месяц, в котором выявлены случаи брака или снижения качества продукции и работ, указанные надбавки не выплачиваются.

При регулярном выпуске некачественной продукции, невыполнении плановых или нормированных заданий, установленных норм трудовых затрат надбавки за профессиональное мастерство отменяются.

- руководителям и специалистам, имеющим ученые степени и работающим на должностях и участках, где возможно использование их научной квалификации, руководителем филиала ОАО "РЖД" или, с его согласия, руководителем структурного подразделения железной дороги и обособленного структурного подразделения может устанавливаться доплата в размере:

а) 15% должностного оклада - докторам наук;

б) 10% должностного оклада - кандидатам наук.

- в зависимости от стажа непрерывной работы на железнодорожном транспорте работникам филиалов ОАО "РЖД" выплачивать ежемесячное вознаграждение за выслугу лет в размерах:     

а) от 1 до 3 лет – 5%;

б) от 3 до 5 лет – 10%;

в) от 5 до 10 лет – 15%;

г) от 10 до15 лет – 20%;

д) от 15 до 20 лет – 25%;

е) свыше 20 лет – 30%.

- за выполнение особо важных производственных заданий (выполнение непредвиденных работ по ликвидации крушений, аварий; выполнение особо ответственных работ, не носящих систематический характер) к юбилейным и другим знаменательным датам работникам может выплачиваться единовременное поощрение;

 - предоставление работникам с определенным стажем работы и молодым специалистам льготные кредиты и ссуды, как правило, направленные на приобретение жилья. При этом ссуды и кредиты должны выдаваться не самим предприятием, а в следующем порядке. Сосногорское отделение Северной железной дороги должно заключить договор с кредитным учреждением (банком), который в свою очередь и должен будет выдавать кредит на определенных условиях работникам предприятия. Процент по кредиту для самого работника будет либо на низком уровне (2-4%), либо без процента, предприятие в свою очередь должно оплачивать оставшийся процент по кредиту. Т.е., например, банк выдает работнику кредит на приобретение недвижимости под 14 % годовых, из них сумму непосредственно кредита плюс 2% уплачивает сам работник, остальные12 % возмещает банку предприятие. Работник на весь период выплаты кредита не имеет право уволиться по собственному желанию, в противном случае, он должен будет возместить оплаченные предприятием проценты.

- применять программы обогащения труда;

- применять неденежные формы стимулирования в виде: оплаты

транспортных расходов, предоставления стоянок компании; оплаты питания; путевок; страхование; проведение корпоративных праздников, загородных поездок и пикников;

- признавать ценность работника для предприятия;

- информировать работников о социальных выплатах и льготах, им положенных.

Система льгот направлена на создание приемлемых условий труда и быта персонала.

Несмотря на глобальный финансовый кризис все  предприятия пытаются сократить расходы. Но, не мотивируя и не стимулируя персонал, никакому предприятию не уцелеть и не выбраться из кризиса. И в этих условиях значительно повышается роль нематериальных видов стимулирования работников.

Информация о работе Оценка и анализ кадрового потенциала Сосногорского отделения