Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:17, курсовая работа
Понятие «конкурентоспособность» появилась в начале 70-х годов 20 века на Западе. Примерно в то же время проблемой конкурентоспособности продукции начали заниматься и в СССР. К началу 80-х годов глубокое исследование конкурентоспособности машинотехнической продукции привело к созданию методики оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции. Она была опубликована в 1984 году издательством стандартов СССР.
Введение 3
1Сущность и содержание конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Понятие конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия 5
1.2 Аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия 10
2 Анализ конкурентоспособности РПУП завод «Строммашина» 15
2.1 Характеристика предприятия и его организационная структура 15
2.2 Конкурентоспособность белорусского машиностроения 16
2.3 Продукция, производимая на РПУП «Строммашина» и
их основные конкуренты 19
2.4 Основные показатели работы РПУП «Могилевский завод «Строммашина» 22
2.5 Оценка конкурентоспособности РПУП «Строммашина» 25
3 Основные направления повышение конкурентоспособности 29
Заключение 32
Список используемых источников 33
Приложение А Численность, состав и образовательный уровень работников 34
Приложение Б Реализация продукции на РПУП «Строммашина» 35
Указанное превосходство является таким образом относительным, определяемым по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Этот самый опасный конкурент называется приоритетным.
Относительное превосходство
конкурента может быть обусловлено
различными факторами. В общем виде
эти факторы можно
Конкурентное преимущество
называется «внешним», если оно основано
на отличительных качествах
Внешнее конкурентное преимущество, следовательно, увеличивает «рыночную силу» фирмы в том смысле, что она может заставить рынок принять цену продаж выше, чем у приоритетного конкурента, не обеспечивающего соответствующего отличительного качества. Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества, - это стратегия дифференциации, которая опирается на маркетинговое ноу-хау фирмы, ее превосходство в выявлении и удовлетворении ожиданий покупателей недовольных существующими товарами.
Конкурентное преимущество является «внутренним», если оно базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой или товаром, которое создает «ценность для изготовителя», позволяющую добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента.
Внутреннее конкурентное преимущество - это следствие более высокой «производительности», которая обеспечивает фирме большую рентабельность и большую устойчивость к снижению цены продаж, навязываемому рынком или конкуренцией. Стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе, - это стратегия доминирования по издержкам, которая базируется главным образом на организационном и производственном ноу-хау фирмы.
М. Портер считает, что
позицию фирмы в отрасли
Низкие издержки позволяют предприятию продавать тот же товар, что и у конкурентов, но по более низкой цене, получая дополнительную прибыль за счет большего числа клиентов. Можно продавать товар и по той же цене, получая прибыль за счет разницы в издержках. Дифференциация, в свою очередь, позволяет предлагать потребителю качественно другой товар, наделенный особыми свойствами или возможностями, что даёт также дополнительную прибыль. Но дифференцированная продукция не должна быть намного дороже, а низкие издержки не должны быть во вред качеству продукции.
1.1 Аналитические
методы оценки
Необходимость оценки конкурентоспособности
фирмы обусловлена рядом
В нестабильных условиях формирующегося
рынка для характеристики и определения
конкурентоспособности
В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организация труда на производстве.
Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.
В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.
И в четвертую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.
В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия (С), экспертным путем были разработаны коэффициенты весомости критериев.
Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле средней взвешенной арифметической:
С = 0,15 х е + 0,29 х f + 0,23 х s + 0,33 х с, (1)
где, С - коэффициент конкурентоспособности предприятия;
е - значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия;
f — значение критерия финансового положения предприятия;
s - значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;
с -значение критерия конкурентоспособности товара.
Данная оценка конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб.
Недостаток – сложность расчетов, сбора необходимой исходной информации.
Рейтинговая оценка. Рейтинговая оценка используется при целевом сравнении предприятий отрасли и/или региона.
Для использования этого метода может использоваться следующее информационное обеспечение:
• сведения, полученные путем интервьюирования менеджеров предприятия-заказчика (или предприятий - объектов исследования);
• сводная финансовая отчетность предприятий - объектов сравнения;
• фрагментарная управленческая информация
в виде формализованных учетных
таблиц, которые достаточно просты
для заполнения. Как правило, эти
таблицы в форме запроса
При составлении рейтинга предприятий используется идеология параметрического анализа, однако нормативные выводы делаются уже на базе количественного сравнения, то есть на основе выбранных показателей (коэффициентов), «взвешенных» по их относительной важности, рассчитывается совокупная балльная оценка предприятий, являющаяся базой для определения итогового места предприятия в рейтинге.
Важным моментом является определение «веса» того или иного показания в итоговой оценке предприятия. При этом используются два основных критерия:
1. Теоретический, имеющий значение для оценки эффективности и финансового состояния предприятия.
2. Практический, характеризующий достоверность показателя, рассчитанного на основе имеющейся информации.
Другим существенным фактором при составлении рейтинговой оценки является учет динамики отдельных показателей. Понятно, что перспективы финансового состояния двух предприятий с одинаковым уровнем ликвидности могут быть весьма различными, если для одного из них этот уровень - результат положительной динамики, а для другого - отрицательной. Поэтому фактор тренда отдельных показателей эффективности деятельности и финансовой стабильности должен учитываться в итоговой балльной оценке предприятия через поправочный коэффициент.
Рейтинг предприятий определяется на основе расчета их итогового балла в результате оценки.
Итоговый балл отдельного предприятия выводится по формуле:
ТМ= (2)
где: ТМ - итоговый балл предприятия по результатам рейтинговой оценки;
М - балл (количественная оценка) предприятия по i-му показателю хозяйственной деятельности, включаемому в модель составления рейтинга:
В - вес i-го показателя, присвоенный ему при включении в модель проведения рейтинговой оценки.
Методологически проведение рейтинговой оценки начинается с выбора показателей, включаемых в модель, и присвоения им весов, учитывающих относительную существенность того или иного показателя как фактора состояния бизнеса предприятия.
Данный метод достаточно
точно определяет место предприятия
относительно его конкурентов. Однако
возникает сложность при
Оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли.
На потребительском рынке
Доля рынка определяется как удельный вес розничного товарооборота субъекта - в общем его объеме. Увеличение или уменьшение в интервале от 0 до 100% свидетельствует об уровне конкурентоспособности.
MS = (3)
где MS - доля рынка субъекта;
RS - розничный объем товарооборота субъекта;
ТС - общий объем розничного товарооборота на рынке.
Данная методика оценки конкурентоспособности по рыночной доле позволяет по характеру распределения долей рынка выделить ряд стандартных положений его субъектов: аутсайдеры; со слабой, средней и сильной конкурентной позицией; лидеры. Величина изменения рыночной доли позволяет определить группы хозяйствующих единиц: с быстро улучшающейся, с улучшающейся, с ухудшающейся и быстро ухудшающейся конкурентными позициями. Перекрестная классификация размера долей и их динамики дает возможность построить конкурентную карту рынка, на основании которой легко установить место исследуемого субъекта в структуре рынка, степень доминирования на рынке, особенности развития конкурентной ситуации.
Недостатком данного метода является невозможность определить причины выявленного положения фирмы, разработать необходимую стратегию.
Оценка конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости.
Данный метод предполагает оценку не продукта или услуги, а совокупности маркетинговых, управленческих и организационных решений, т.е. экономической технологии компании. Расчет проводится на основе алгоритма оценки конкурентоспособности экономических технологий, использующего показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости.
Данный метод позволяет достаточно точно выявить и оценить реальные потребности потенциальных потребителей и свойства продукции и услуг. В общем виде формула потребительной стоимости - это соотношение суммы требований к товару или, иначе, отношение суммы свойств товара к сумме потребностей в этих свойствах товара.
Норма потребительной стоимости - величина безразмерная. Показатель Q (норма потребительной стоимости) лежит в пределах от 0 до 1. Если Q = 0, то это говорит о полной неконкурентоспособности продукции. Если Q = 1, то это говорит о полной конкурентоспособности продукции на данном этапе времени.
Этот подход можно применить и к общей оценке конкурентоспособности фирмы.
Общий показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости можно представить как:
Q = f(P x P x P x P x P ) , (4)
Pj = , (5)
где: Pj - частный показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости по j-му блоку значимых свойств. При определении данного показателя необходимо учитывать, что он есть величина безразмерная и характеризует конкурентоспособность по однородному блоку свойств. Этот показатель лежит в пределах от 0 до 1. Если Рj = 0 , то это говорит о полной неконкурентоспособности по данной группе однородных свойств. Если Рj = 1, то здесь полная конкурентоспособность по данной группе однородных свойств.
N, m, x, у, z – весовые коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от выбранной концепции маркетинга.
I = (I - n) - количество значимых свойств и потребностей в j-ом блоке.
Положительные стороны данного метода.
Оценка конкурентоспособности предприятия основывается на оценке совокупности маркетинговых, управленческих и организационных решений фирмы. Это дает возможность более точно оценить реальные потребности потенциальных потребителей и уровень компании.
Недостатки данного метода: