Оценка конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция это одна из неотъемлемых частей рыночной экономики. Усиление конкуренции происходит каждый день в России в современных условиях, поэтому руководители предприятий должны искать новые инструменты управления предприятия и рычагов повышения конкурентоспособности. Оттого, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны и потребителя. Способность организации выдержать конкуренцию, выстоять против других организаций, конкурентов – это и называется конкурентоспособностью предприятия. Конкурентоспособность, какого либо предприятия образуется под воздействием различных факторов производственно-экономической деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_2.docx

— 109.70 Кб (Скачать файл)

2.2 Анализ  конкурентоспособности ООО «Кока-Кола»

Основным способом получения прибыли в условиях рыночной экономики выступает реализация продукции и заложенной в ней прибавочной стоимости. При этом производство и реализация продукции осуществляется посредством использования ограниченных экономических ресурсов. Отсюда следует, что получение прибыли в условиях рыночной экономики опосредуется эффективностью использования экономических ресурсов, т. е. соотношением полученного результата и затрат, осуществленных для его достижения. Следовательно, суть рыночной конкуренции заключается в борьбе за получение максимальной прибыли путем максимально эффективного использования экономических ресурсов.

В таблице 2 приводятся данные о предприятиях, осуществляющих свою деятельность на рынке безалкогольных напитков Уральского региона и Свердловской области в частности (по данным за 2010 год).

Таблица 2 - Предприятия, осуществляющие свою деятельность на рынке безалкогольных напитков города Екатеринбурга

№ п/п

Наименование предприятия

Ассортимент

Каналы сбыта

Выручка, руб.

Объем выручки от выручки «Кока-Кола», %

1

ООО «ПепсиКо»

Газированная вода, энергетические напитки, минеральная вода, соки, продукты питания

производство, крупный и мелкий опт

32 562 886

90,5

2

ОАО «Вимм-Билль-Данн»

Молочная продукция, соки и сокосодержащие напитки, минеральная вода, продукты питания

производство, крупный и мелкий опт

31 745 574

88,3

3

ООО «Нидан Соки»

Соки

производство, крупный и мелкий опт

6 314 973

17,6

4

ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»

Газированная вода, энергетические напитки, минеральная вода, соки

производство, крупный и мелкий опт

35 969 904

100,0

5

ОАО «Лебедянский»

Соки

производство, крупный и мелкий опт

23 859 090

66,3

6

ОАО «Тонус»

Минеральная вода, сокосодержащие напитки

производство, крупный и мелкий опт

1 750 450

4,9

7

ООО «Бест Ботлинг»

Газированная вода, питьевая вода, минеральная вода, соки, продукты питания

производство, крупный и мелкий опт, розница

42 825 368

119,1

8

Прочие предприятия

Газированная вода, энергетические напитки, минеральная вода, соки

производство, крупный и мелкий опт

8 693 226

24,2

Итого по рынку безалкогольных напитков

175 028 245

 

 

Общий объем выручки ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» за 2010 год составил 35 969 904 руб. При этом, 49,3% выручки обеспечивается за счет производства и реализации газированной воды; 22,8% выручки от энергетических напитков; 9,7% – холодного чая и 18,2% за счет производства и реализации соков. Покупателями продукции ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» являются магазины различного масштаба в направлении продуктов питания, а также horeca (рестораны, кафе, ночные клубы), реализующие продукцию населению города Екатеринбурга и близлежащих городов и поселков.

Проведем оценку внешней среды и конкурентов с применением SWOT-анализа. Определение сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз основано на определении будущего состояния организации через приведение ее настоящего состояния в соответствие с тенденциями развития ее внутреннего потенциала и внешнего окружения (таблица 3).

 

Таблица 3 - SWOT-анализ деятельности ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»

Сильные стороны

Баллы

Слабые стороны

Баллы

1. Известность торговой  марки ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»

5

1. Стандартные методы  продвижения продукции на разных  рынках

4

2. Большой ассортимент  продукции

4

2. Не проводятся маркетинговые  исследования по изучению новых  каналов сбыта

3

3. Известность рынка, развитая  сбытовая система

4

3. Недостаточная приверженность  потребителей к торговой марке  «Кока-Кола»

4

4. Хорошая рекламная поддержка

4

4. Недостаточно высокий  уровень квалификации кадров

5

5. Конкурентоспособность  товара благодаря качеству

4

5. Неустойчивое финансовое  положение предприятия

3

6. Предлагается комплекс  услуг по проведению комплексного мерчендайзинга

5

   

Итого

26

Итого

19

Возможности

Баллы

Угрозы

Баллы

1. Снижение уровня налоговой  нагрузки

3

1. Высокий уровень инфляции

4

2. Развивающиеся конкурентные  отношения

4

2. Большая зависимость  от единственного поставщика

5

3. Проведение маркетинговых  исследований

4

3. Развивающиеся конкурентные  отношения

4

4. Снижение непроизводительных  затрат

5

4. Нестабильность политики  налогообложения

4

5. Стимулирование продаж  посредством проведения промо-акций

5

5. Низкая платежеспособность  населения не дает развивать  бизнес

3

6. Рост доходов населения

5

   

Итого

26

Итого

20


 

Рассчитаем общую оценку каждого из четырех параметров SWOT-анализа. Наибольшее влияние на деятельность предприятия ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» оказывают его внутренние сильные стороны (26 баллов). Выявленные хорошие возможности со стороны внешней среды составляют также 26 баллов. Для определения связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами деятельности предприятия составим обобщающую матрицу SWOT (табл. 4).

Таблица 4 - Обобщающая матрица SWOT торгового предприятия ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»

 

Возможности

Угрозы

Баллы (26)

Баллы (20)

Сильные стороны

Баллы (26)

676

520

Слабые стороны

Баллы (19)

494

380


Перемножение факторов, представленных в SWOT-анализе, позволяет получить соответствующее значение в полях матрицы SWOT. Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направления развития деятельности предприятия.

Результаты расчета показали, что наибольшее значение было определено в поле «сильные стороны и возможности» (676 баллов), следовательно, основная цель деятельности предприятия получение максимальной прибыли и использование сильных сторон предприятия для реализации возможностей связанных с внешней средой деятельности.

Проанализируем конкурентоспособность товаров в портфеле компании по направлениям производства на примере матрицы BCG.

Таблица 5 - Матрица БКГ/BCG по подразделениям ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»

Стратегическая бизнес-единица

Объем продаж, руб.

Темпы роста рынка

Доля продаж

Газированная вода

17 733 163

102%

0,49

Энергетические напитки

8 201 138

86%

0,23

Чай

3 489 081

86%

0,10

Соки

6 546 523

93%

0,18



 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 - Матрица БКГ/BCG по подразделениям ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»

 

На рисунке наглядно показано, что производство газированной воды располагается в квадранте «Звезды». Это высококонкурентный бизнес на быстрорастущих рынках. «Звезды» обещают наибольшие прибыли и перспективы роста. Заняв доминирующие позиции на быстрорастущем рынке, «звезды» обычно нуждаются в значительных инвестициях для расширения производственных возможностей и увеличения оборотного капитала;

Производство соков, чая и энергетических напитков занимает положение «дойные коровы». Высококонкурентный бизнес на зрелых, подверженных застою рынках. Данное направление приносит устойчивые прибыли и является хорошим источником наличности для фирмы. Поскольку темпы роста отрасли невелики, текущая деятельность «дойных коров» приносит достаточно средств не только для сохранения лидирующих позиций на рынке, но и для обеспечения инвестирования развивающихся «звезд».

Изучим возможности ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» по сравнению с конкурентами с помощью многоугольника конкурентоспособности. В таблице 6 приведены исходные данные для построения диаграммы.

Таблица 6 – Информация для построения многоугольника конкурентоспособности, баллы*

Критерий

ООО «ККЭБСЕ»

ОАО «ПепсиКо»

ОАО «Вимм-Билль-Данн»

ООО «Бест Ботлинг»

Качество

10

10

10

7

Цены

8

7

6

7

Финансы

8

7

6

10

Сбыт

8

9

10

10

Дополнительные услуги

7

8

10

3

Рыночная доля

9

8

7

10

Предпродажная подготовка

8

8

9

10

Концепция продукта

10

10

10

6


* по данным  рейтинговых агентств

На рисунке 6 представлен многоугольник конкурентоспособности ООО «Кока-Кола»

Рисунок 6 – Многоугольник конкурентоспособности ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»

Как мы видим ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» занимает позиции выше средних по всем критериям. Самый высокий балл (10) присвоен только по критерию качество и концепция продукта. В сравнении с другими конкурентами ценовой уровень продукции высок, а уровень сбыта, напротив, имеет низкую оценку.

Рыночная доля ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» соответствует 9 баллам. При этом ООО «Бест Ботлинг» присвоено 10 баллов. Это связано с тем, что у ООО «Бест Ботлинг» существует собственная сеть магазинов, соответственно уровень сбыта и рыночная доля данной компании высоки. Кроме того, у ООО «Бест Ботлинг» невысокое качество продукции (7 баллов) и концепция продукта (6 баллов).

Предпродажная подготовка продукции в ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» и ООО «ПепсиКо» находятся на одном уровне (8 баллов). Так как это производители, поставляющие продукцию в магазины, а не напрямую потребителям, предпродажная подготовка не имеет смысла. Однако, в процессе мерчендайзинга предпродажная подготовка проводится. Кроме того, ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» устраивает предновогодние компании по оформлению горок и композиций в торговых точках силами своих сотрудников.

 

 


Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия