Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:32, дипломная работа
Целью работы является оценка приемов и методов ценовой конкуренции на российском рынке операторов сотовой связи.
Задачами дипломной работы являются:
1. Рассмотреть существующие методы ценовой конкуренции;
2. Изучить динамику российского рынка операторов сотовой связи;
3. Рассмотреть структуру рынка операторов сотовой связи;
4. Сравнить ценовую политику операторов сотовой связи на российском рынке;
5. Разработать рекомендации по использованию методов ценовой конкуренции для российских компаний на основе зарубежного опыта.
· индикатор рынка, отражающий весь комплекс ценообразующих факторов, их зарождение, развитие и взаимодействие;
· маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на поведение субъектов и факторы рынка.
Рыночная цена выполняет различные функции:
· посредника и соизмерителя при обмене товаров на деньги;
· важного показателя конъюнктуры рынка;
· фактора уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, объема и территориального размещения производства;
· инструмента образования прибыли и управления эффективностью;
· фактора налогообложения;
· главной составляющей в оценке инфляционных процессов;
· средства влияния на инвестиционную политику;
· фактора уровня жизни населения, влияющего на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп;
· мощного орудия конкурентной борьбы.
Важность ценовых решений в маркетинге обеспечивается тем, что:
1) цена определяет уровень спроса и объем продаж;
2) цена определяет
рентабельность бизнеса (
3) цена определяет общее восприятие товара (позиционирование, имидж марки);
4) цена – удобная база для сравнения конкурирующих товаров;
5) другие составляющие маркетинга должны быть совместимы с ценой (например, расходы на продвижение товара).
Структура конкретной цены, соотношение ее элементов зависят от рыночной ситуации, вида товара, его себестоимости и издержек, а также транспортабельности, длины канала товародвижения (числа торговых посредников) и т.д. На процесс ценообразования также сильно влияет налоговая политика государства. Кроме того, цена обязательно должна возмещать издержки продавца и приносить ему прибыль.
Исторически конкуренция в рыночной экономике начиналась с применения преимущественно методов ценового соперничества.
Ценовые методы конкуренции — это конкуренция, в которой главным средством борьбы является цена.
При ценовой конкуренции побеждает тот, кто добивается более низкой цены продукции, чём конкуренты. Это, в сущности, борьба за сокращение издержек производства благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, научной организации труда, повышения его производительности и т. п.
В зависимости от форм и целей конкуренции формируются следующие виды цен: монопольно высокие, монопольно низкие, демпинговые, дискриминационные.
Монопольно
высокая цена — это разновидность
рыночной цены товара или услуги, которая
устанавливается монополиями
Практика установления монопольно высоких цен приводит к уменьшению платежеспособного спроса населения, сокращению их реальных доходов. На первый взгляд, продавцы должны быть заинтересованы в высоких ценах на свою продукцию для получения больших прибылей (что, в принципе, соответствует действительности). Но в условиях современной конкуренции этот принцип несколько модифицируется. Наличие на рынке конкурентов сдерживает продавцов от продолжительного установления сверхвысоких цен на свою продукцию. Общее правило можно сформулировать так: чем больше на рынке конкурирующих между собой продавцов — тем ниже на нем цены (при прочих равных условиях), и наоборот, чем слабее на рынке конкуренция между продавцами определенной продукции — тем выше будет на нее цена.
Монопольно низкие цены устанавливаются на товары и услуги, которые закупают крупные компании на комплектующие детали у мелких и средних фирм через контрактную систему: на сырье, закупаемое в развивающихся странах; на товары, изготовленные в государственном секторе экономики, и т. д.
Демпинговые цены — это чрезвычайно заниженные цены на товары при продаже их на внутренних и внешних рынках с целью разорения и устранение конкурентов с уже освоенных рынков. А затем конкурент-победитель компенсирует свои потери значительным повышением цен на товары.
Дискриминационные цены — это разные цены на один и тот же товар для различных покупателей. Устанавливая разные подходы к обслуживанию покупателей, фирма осуществляет ценовую дискриминацию. Различают три вида ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация
первой степени, или абсолютно ценовая
дискриминация, существует, когда каждому
потребителю устанавливают
Ценовая дискриминация второй степени состоит в установлении уровня цены в зависимости от объемов продаж. Этот способ дискриминации, как и в предыдущем случае, использует нисходящую кривую рыночного спроса, которая отражает уменьшение готовности покупателя платить при увеличении объема закупок.
Ценовая дискриминация третьей степени (на сегментированных рынках) вводится монополистом, когда можно выделить несколько отдельных групп потребителей с разной эластичностью спроса, т. е. определить так называемые сегменты рынка. После этого тем покупателям, спрос которых является значительно неэластичным, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичный, — низкая.
Это наиболее распространенный вариант ценовой дискриминации. Конечно, и в данном случае монополист получает возможность увеличить собственные прибыли.
Элементы так
называемой скрытой ценовой дискриминации
имеют место при продаже
2.1 Российский рынок сотовых операторов. История развития и основные операторы сотовой связи.
Первый этап
развития систем сотовой связи в
России начался с ввода в промышленную
эксплуатацию первой системы сотовой
связи в России в 1992 г. Этот этап характеризуется
установкой недорогого оборудования стандартов
NMT, AMPS. Недорогое оборудование очень быстро
окупилось и приносило сверхприбыли своим
владельцам. Операторы сотовой связи ориентировались
лишь на обеспеченных клиентов и не были
заинтересованы в привлечении массовых
клиентов со скромным достатком. Однако
в развитии систем сотовой связи у России
не было своего особенного пути, аналогичный
период был также в истории западных стран.
Наиболее быстро этот период прошла Финляндия,
несколько дольше он продолжался в США.
Особенность рынка оборудования сотовой
связи заключается в том, что необходимо
быстро развернуть дорогостоящую систему,
иначе невозможно предоставлять услуги
связи в принципе. Для этого необходимы
инвестиции. Поэтому для сотовой связи
так важна быстрая окупаемость проектов.
Стремясь захватить рынок оборудования
мобильной связи, компании-производители
оборудования связи развертывали свои
коммерческие, сервисные, инженерные инфраструктуры
в России и в той или иной форме финансировали
операторов сотовой связи. Вслед за наиболее
привлекательными московским и петербургским
рынками началось интенсивное освоение
регионов России. Рядом западных компаний
было основано производство оборудования
связи на совместных предприятиях в России.
На данном этапе развития систем сотовой
связи главной и доминирующей услугой,
предоставляемой абонентам, была услуга
передачи речи. Другие услуги (называемые
в сотовой связи добавленными) только
начали появляться и не носили массового
характера. Реклама не делала акцента
на широком спектре оказываемых услуг
и, как правило, не упоминала добавленные
услуги вообще.
Второй этап развития систем сотовой связи
в России начался после 17 августа 1999 г.
Кризис 17 августа стал поворотной датой
в развитии рынков оборудования и услуг
сотовой связи в России. Отток абонентов
сотовых систем после кризиса принял массовый
характер. Кризис послужил точкой "встряхивания"
и резкого изменения клиентской базы.
Потеря абонентов сотовых операторов
из-за кризиса составила в среднем 20%, а
в отдельных регионах - 50%. Кризис 17 августа
отбросил рынок сотовой связи в своем
развитии на 3 года назад.
Состояние острой конкуренции за резко
уменьшившийся и качественно изменившийся
рынок между операторами сотовой связи
в московском регионе даже получило название
"ценовых войн". В борьбе за клиентскую
базу компании пошли на беспрецедентное
уменьшение цен. Так, 30 марта 2005г. «Мегафон»
объявил о запуске революционного тарифного
плана «Просто» со стоимостью звонков
на все операторы 50 копеек в минуту. Более
выгодного тарифа в то время не существовало.
В результате тариф просуществовал полгода,
а компания увеличила число своих абонентов
больше, чем в три раза. Эксперты называют
это наиболее эффективной акцией времен
ценовых войн .
Стоит отметить, что ценовые войны породили
множество абонентов-«перебежчиков».
Тогда, для большинства россиян постоянный
номер телефона не являлся приоритетом
– в поисках более выгодных тарифов абоненты
могли менять операторов так часто, как
им вздумается.
С процессом стабилизации рынка операторы
постепенно стали отказываться от стратегий
ценовых войн и, в частности, демпинга.
Стало очевидно, что компании могут просто
разориться, да и качество дешёвой связи
априори не может быть высоким.
Кроме того, после периода «метаний» абоненты
в большинстве своём определились с оператором
и не готовы менять его даже ради более
дешёвого тарифа у другого оператора.
На конец второго периода услуги сотовой
связи потеряли свой элитарный характер
и стали массовыми и доступными даже для
низших слоев среднего класса. Безусловно,
это еще далеко от того уровня развития
рынка услуг сотовой связи, который есть
на Западе, однако произошло быстрое качественное
изменение рынка в стороны массовости
и доступности.
Третий этап развития систем сотовой связи
в России можно будет назвать этапом зрелости
или стабилизации. Следующий виток конкуренции
идет не на «ценовом фронте», а в области
маркетинга – абонентов привлекают интересными
предложениями, сервисом, новыми технологиями.
Кроме того, у операторов сменились приоритеты.
Если на втором этапе от них требовали
как можно большего количества абонентов,
то после насыщения рынка от компаний
необходим рост доходности.
Всё это в итоге приводит к тому, что операторы
начинают постепенно увеличивать тарифы
на связь. Теперь в расчёте тарифа появляется
плата за соединение и множество других
подводных камней, которые абоненты предпочитают
«не замечать» - поменять номер выйдет
дороже.
Важной дополнительной услугой должна
стать стыковка сотовых систем связи со
спутниковыми системами связи. Это уже
этап развитости в его классическом понимании.
Однако наступление этого этапа не означает
окончания количественного роста систем
мобильной связи. Рост числа абонентов
сотовой связи будет продолжаться, по
различным оценкам, еще лет 5 - 7 лет. В значительной
степени дальнейшее развития рынка систем
сотовой связи будет обусловлено экономической
ситуацией в стране. Причем, сдерживающим
фактором будет являться не отсутствие
средств, необходимых для инвестирования
в развитие в инфраструктуру мобильной
связи, а отсутствие платежеспособного
спроса населения.
По данным исследовательской организации
Wireless Intelligence, основанной Всемирной GSM ассоциацией,
Россия заняла третье место после Китая
и Индии по темпам прироста абонентов
за год. Кроме этих стран в десятку вошли
США, Пакистан, Украина, Бразилия, Индонезия,
Нигерия и Бангладеш. По словам представителей
компании, сотовой связи понадобилось
20 лет на достижение рубежа в 1 млрд соединений
и 3 года для увеличения этого значения
вдвое. Аналитики предсказывают увеличение
числа абонентов до 3 млрд немногим более,
чем за 2 года. По их данным, в прошлом году
в мире насчитывалось 2 млрд активных пользователей
сотовыми телефонами .
«Моби́льные ТелеСисте́мы» (МТС) — российская телекоммуникационная компания, оказывающая услуги в России и странах СНГ под торговой маркой «МТС». Компания оказывает услуги сотовой связи (в стандартах GSM и UMTS), услуги фиксированной связи,широкополосного доступа в интернет, кабельного телевидения и сопутствующие услуги, в частности услуги по продаже контента. По состоянию на 31 марта 2011 года компания во всех странах своего присутствия обслуживала более 103 млн абонентов.
По результатам исследования компании
Interbrand, проведённого в 2010 году, торговая
марка «МТС» стала самым
Основное юридическое лицо компании — ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (полное наименование — Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы»), зарегистрированное в России. Штаб-квартира компании расположена в Москве.
Компания «Мобильные ТелеСистемы» оказывает услуги сотовой связи, фиксированной связи, доступа в интернет, кабельного телевидения а также услуги по продаже контента. Помимо этого, компании принадлежит собственная розничная торговая сеть по продаже контрактов связи, телефонов и прочей мобильной техники.
МТС развивает собственную
Компания с целью привлечения денежных средств выпускала как еврооблигации, так и облигации на российском рынке. Еврооблигации компании по состоянию на весну 2011 года обращались на фондовой бирже Люксембурга (на сумму $400 млн, срок погашения — 2012 год) и на Ирландской фондовой бирже (на сумму $750 млн, срок погашения — 2020 год). Облигациям присвоены рейтинги ведущих рейтинговых агентств мира (на весну 2011 года: Moody’s — Ba2, прогноз стабильный, Standard & Poor's — BB, прогноз позитивный, Fitch — BB+, прогноз позитивный).
Сеть МТС использует
Компания предлагает широкий набор тарифных планов телефонной связи, варьирующий в зависимости от страны и региона осуществления деятельности, при этом, как правило, физическим лицам и организациям предоставляются различные тарифные планы.
МТС участвует в ряде проектов виртуальных
операторов сотовой связи (MVNO), обеспечивая
для них необходимую
«Вы́мпел-Коммуника́ции» («ВымпелКом») — российская телекоммуникационная компания, с 2009 года входящая в международную группу VimpelCom Ltd. — холдинговая компания, контролирующая телекоммуникационные активы в странах СНГ, Италии, и ряде стран Азии и Африки. В частности, VimpelCom Ltd. принадлежат компания «Вымпел-Коммуникации» (Россия) и ряд других компаний в странах СНГ, оказывающих услуги под торговой маркой «Билайн», и компания «Киевстар», оказывающая услуги связи на Украине. После слияния с Wind Telecom VimpelCom Ltd. стал шестым в мире по числу абонентов сотовым оператором (181 млн в 20 странах на конец 2010 года). Предоставляет услуги сотовой (GSM и UMTS) и фиксированной связи, проводного (FTTB) и беспроводного (Wi-Fi) высокоскоростного доступа в Интернет, IP-телевидения физическим и юридическим лицам под торговой маркой «Билайн». Штаб-квартира — в Москве.
Компания осуществляет деятельность во всех субъектах России, в странах СНГ (Киргизии, Казахстане, Украине, Таджикистане,Узбекистане, Армении), Грузии, Камбодже, Лаосе и во Вьетнаме. Лицензии группы компаний «ВымпелКом» охватывают территории с общим населением около 340 млн человек. По данным J'son & Partners «Вымпелком» является мировым лидером по числу роуминговых партнёров и по числу роуминговых стран.
Информация о работе Оценка уровня ценовой конкуренции на российском рынке сотовых операторов