Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 11:27, дипломная работа

Краткое описание

На данном этапе развития ОУ решение сложнейшей проблемы управления учебно-познавательным процессом сдерживается рядом объективных и субъективных причин и противоречий:
- пока недостаточной интеграцией усилий и взаимодействий учителей, школьного практического психолога, социального педагога, заместителя по методической и научной работе в конкретном образовательном учреждении, обеспечивающих по своему статусу базу исследовательской работы в педагогических коллективах, которая необходима в ОУ, как воздух, ибо учитель попадает, по лаконичному выражению Р. Шакурова, 1под власть трех демонов: банальности, механичности, рутинности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Сущность педагогического менеджмента и его основные принципы…..10
1.2. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы….26
1.3. Организационно-управленческая деятельность учителя – менеджера на уроке ………………………………………………………………………………………..36
Глава 2. Анализ опыта педагогического менеджмента в практике управления сельской школой


2.1. Общая характеристика МОКУ «Новокошкульская сош»…….………….47
2.2. Опыт осуществления педагогического менеджмента в МОКУ «Новокошкульская сош»………………………………………………………..57
2.3. Осуществление педагогического менеджмента в организационно-управленческой деятельности учителя на уроке истории в МОКУ «Новокошкульская сош». ………………………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69
СПИСОК ЛТТЕРАТУРЫ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСОБЫЙ ВИД.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

Основным методом исследования был педагогический эксперимент  в естественных условиях ОУ. Для  обработки материалов использовались статистические методы.

Базой исследования является МОКУ «Новокошкульская сош» Тюкалинского района Омской области.  

Теоретической основой исследования являются фундаментальные разработки отечественных и зарубежных ученых, посвященные теории управления (К.Я.Вазина, В.П.Беспалько, В.И.Зверева; М.Альберт, М.Мескон, Ф.Хедоури), процессу формирования умственных действий (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина и др.), личностно-ориентированному образовательному процессу (Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич, П.И.Пидкасистый, А.В.Попов, Б.М.Ребус, В.В.Сериков, В.П.Симонов, Н.М.Скаткин, И.С.Якиманская). а также закон «Об образовании» РФ, стандарт второго поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

1.1. Сущность  педагогического менеджмента и его основные принципы

 

В современных условиях  появляется настоятельная необходимость появления в образовательных учреждениях менеджера, внешне вроде бы не подходящего по характеру своей деятельности для организаций, сеющих «разумное, доброе, вечное».

Однако, впечатление это  весьма обманчиво, ибо менеджеры  в системе образования были всегда. Для доказательства приведем лишь один пример иерархической системы управления  образованием. Традиционно среди управленцев системы образования выделяют 3 группы (уровня), а именно:

  • высший уровень (административный персонал ОУ и органов управления образованием);
  • средний уровень - менеджеры методических, юридических, финансово-экономических и иных служб системы образования. Эти менеджеры, для которых особенно важна профессиональная компетентность, не наделены властными полномочиями, ибо лишь обеспечивают подготовку проекта управленческого решения высшего руководства;
  • первичный уровень (педагог как организатор управления учебно-познавательной деятельностью детей).

Поэтому задача формулируется  предельно конкретно – любой сотрудник ОУ на своем рабочем месте должен быть умелым менеджером.

Это вытекает из постулата, согласно которому организация, в т.ч. и образовательная, не может существовать без менеджеров, потому что:

  • менеджеры обеспечивают выполнение ОУ ее основного предназначения;
  • менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в ОУ;
  • менеджеры разрабатывают стратегии поведения ОУ в изменяющемся окружении;
  • менеджеры обеспечивают служение ОУ интересам общества;
  • менеджеры являются основным информационным звеном связи ОУ с его окружением;
  • менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности ОУ;
  • менеджеры официально представляют ОУ в церемониальных мероприятиях.

Термин «менеджмент» изначально означал умение объезжать лошадей и ими править. Английское слово "manage" (управлять) происходит от латинского "manus" (рука). Позже этим понятием стали обозначать умение владеть оружием и управлять колесницами.

Трактовок менеджмента  существует довольно много.

Менеджмент – это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения целей организации.

Менеджмент – это искусство и наука достижения запланированной цели через активную поддержку других людей.

Менеджмент - управление коллективами (организациями).

На основе общего понятия  «менеджмент» появились формулировки, относящиеся к педагогике.

 Педагогически менеджмент – это  специфический вид управленческой деятельности учителя в классе, направленный на организацию учебного процесса и формирование учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечивающий достижение целей развития личности, готовой к жизни в новых социальных условиях».

Идеи и концепции  управления образованием разрабатываются учеными-педагогами и используются руководителями организаций образования для повышения эффективности управления школой: идея проблемно-ориентированного управления, позволяющая перейти от эпизодических мер в управлении деятельностью педагогов к созданию стабильного механизма целевой ориентации участников образовательного процесса на решение совокупности проблем (А.М.Моисеев);2концепция рефлексивного управления, рассматривающая управление как рефлексивное взаимодействие его участников (Т.И.Шамова);3 концепция профессионального управления (Л.А.Шипилина); теория внутришкольного управления. 

Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических  приемов управления педагогическими  системами, направленный на повышение  эффективности их функционирования и развития.

Педагогический менеджмент характеризует направленность на интересы, потребности, мотивы субъектов образовательного процесса.

Общая структура Менеджмента  общеобразовательного учреждения представлена в рисунке1.








 


 

 

                                   Рисунок 1- Структура менеджмента ОУ

Из рисунка видно, что  все теоретические основы педагогического  менеджмента должны найти свое место  на практике в качестве педагогических инноваций, что должно отвечать требованиям  современного образования.

Цель педагогического  менеджмента - оптимизация управления образовательным учреждением. В ОУ все процессы взаимосвязаны, так как это педагогическая система. Поэтому, чем эффективнее будет управление этой системой, тем успешнее будет каждый ученик и педагог, то есть именно через управление реализуются основные цели образовательного учреждения.

Основная задача управленца (директора, зам. директора, учителя) как менеджера образовательного процесса - создание условий для реализации целей и задач, стоящих перед образовательным учреждением. Важным фактором выступает единство целей всех субъектов управления. Придти к общим целям возможно лишь при создании условий для самореализации каждого участника этого процесса.

К таким условиям можно отнести:

  • личностно-ориентированное управление;
  • реализацию основных принципов педагогического менеджмента;
  • осуществление в единстве и взаимосвязи функций педагогического менеджмента;
  • выбор оптимального стиля педагогического менеджмента;
  • сочетание менеджмента администрации с самоменеджментом каждого педагога.

Акмеологический смысл педагогического  менеджмента состоит в его  направленности на развитие профессионализма и личностной самореализации всех участников процесса управления.

Школа – сложный  организм, представленный системой «администрация – учитель – ученик», где неотъемлемым  элементом является человек. Человек активно участвует в формировании этой системы, влияет на характер связей и отношений, их функционирование и развитие. Речь, таким образом, идет  о социальной по своей природе системе.

Следовательно, управление школой – есть управление социальной системой.

Что же является объектом управления в школе? Объект управления – система деятельности людей.

Объект управления – управляемое звено, элемент (или совокупность элементов) системы управления, воспринимающий воздействие управляющее со стороны другого (других) элементов.

Люди, включенные в социальные процессы, обмениваются деятельностью. Этот обмен выступает как условие  существования общественных отношений. Т.е. в школе люди вступают в определенные  отношения между собой.

Отношения управления – это те связи, которые отражают организацию совместной деятельности участников педагогического процесса в школе.

То есть предметом  управления являются отношения управления, возникающие при взаимодействии людей и коллективов в процессе подготовки и реализации управленческого воздействия.

Управление  социальной системой, которой является школа, образовательное  учреждении, есть управление людьми, а точнее их деятельностью и регулирование возникающими в процессе совместной деятельности отношениями.

Новизна системы управления жизнедеятельностью современной школой выражается:

  • в реализации полисубъектного подхода, который предусматривает участие во всех делах школы субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, общественности.

Важным понятием педагогического  менеджмента является понятие о  его функциях, которые отражают основное содержание управленческой деятельности, а точнее — законченный цикл определенных действий в сумме и составляющих управленческую деятельность в целом. Другими словами, функция (от лат. function - исполнение) - это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.

Из рисунка 1. Видно, что  содержание управления как процесса раскрывается в его функциях, представляющих собой комплексы повторяющихся управленческих действия и процедур, объединенных единством содержания и целевой направленностью, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект.

 


 


 



 








 







Рисунок 2- Классификация функций менеджмента

 

Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный процесс ее осуществления и определенную структуру.

Процесс реализации функции отвечает на вопрос, какова логическая последовательность осуществляемых в рамках функции действий, что за чем должно следовать, чтобы функция выполнялась.

Структура функции отвечает на вопрос, как или каким образом формально связаны между собой действия, составляющие данную функцию.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание, и могут осуществляться неразрывно связанными между собой.  Все функции управления взаимосвязаны, образуют систему.

Процесс управления — совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по особой технологии и направленных на достижение целей социально-экономической системой на основе применения управленческих принципов, методов и средств.

Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности — это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

 Существует несколько классификаций структур педагогического менеджмента, основные из них  представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Функции  педагогического менеджмента 

По М. А. Гончарову

По В.П. Симонову

По В.Д. Симоненко, П.И. Третьякову, Т.И. Шамовой

   

Информационно- аналитическая

Планирования, или принятия решения

Планирования

Планово- прогностическая

Организации выполнения принятых решений  и планов

Организации выполнения принятых решений  и планов

Организационно- исполнительская

Мотивации

 

Мотивационно-целевая

Контроля

Контроля

Контрольно- диагностическая

   

Регулятивно- коррекционная


 

В своей  классификации А.М. Моисеев4 функции управления образовательным учреждением школой делит на три большие группы:

  • функции управления поддержанием стабильного функционирования школы;
  • функции управления развитием школы и инновационными процессами;
  • функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления.

К основным функциям управления поддержанием стабильного функционирования школы автор относит:

  • организацию согласования в школьном сообществе важнейших ценностей, принципов, устремлений, на которые ориентируется функционирование школы;
  • организацию приема в школу новых контингентов учащихся;
  • организацию диагностики реальных учебных возможностей, воспитанности, развития, состояния здоровья школьников;
  • организацию приема на работу учителей и других сотрудников школы;
  • расстановку педагогических кадров, распределение учебной нагрузки;
  • организацию разработки и введения в действие Устава школы, правил внутреннего распорядка, правил для учащихся и других локальных актов образовательного учреждения;
  • тактическое и оперативное планирование функционирования школы, определение приоритетных направлений ее жизнедеятельности;
  • тактическое и оперативное планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы;
  • тактическое и оперативное планирование обеспечивающих процессов и их увязка с целевыми характеристиками образовательного процесса;
  • организацию образовательных процессов в соответствии с Уставом школы, календарным учебным графиком, расписанием занятий;
  • организацию ресурсного обеспечения функционирования школы, образовательных процессов;
  • организация текущей работы всех подразделений и функциональных  служб школы;
  • контроль, анализ, оценка и коррекция состояния и результатов образовательного процесса;
  • контроль и анализ обучающей и воспитательной деятельности педагогических кадров;
  • организацию документирования, учета и хранения важнейших данных, отражающих процесс функционирования школы;
  • организацию профилактики негативных явлений (неуспеваемости, перегрузки школьников, демотивации, проявлений девиантного поведения, ухудшения школьного самочувствия);
  • мобилизацию школьного сообщества для совместного решения задач повышения качества образования в школе;
  • планирование, организацию, руководство и контроль работы с педагогическими кадрами школы;
  • планирование карьеры педагогических кадров в школе;
  • планирование и реализацию мер по социальной защите учащихся и педагогов, охране их здоровья;
  • интеграцию школьного сообщества;
  • информирование сообщества о намерениях и планах администрации школы;
  • информирование сообщества о решениях вышестоящих органов  управления образованием, имеющих отношение к школе;
  • планирование и организацию аттестации педагогических кадров;
  • планирование и организацию итоговой аттестации учащихся;

Информация о работе Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности