Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 11:27, дипломная работа

Краткое описание

На данном этапе развития ОУ решение сложнейшей проблемы управления учебно-познавательным процессом сдерживается рядом объективных и субъективных причин и противоречий:
- пока недостаточной интеграцией усилий и взаимодействий учителей, школьного практического психолога, социального педагога, заместителя по методической и научной работе в конкретном образовательном учреждении, обеспечивающих по своему статусу базу исследовательской работы в педагогических коллективах, которая необходима в ОУ, как воздух, ибо учитель попадает, по лаконичному выражению Р. Шакурова, 1под власть трех демонов: банальности, механичности, рутинности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Сущность педагогического менеджмента и его основные принципы…..10
1.2. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы….26
1.3. Организационно-управленческая деятельность учителя – менеджера на уроке ………………………………………………………………………………………..36
Глава 2. Анализ опыта педагогического менеджмента в практике управления сельской школой


2.1. Общая характеристика МОКУ «Новокошкульская сош»…….………….47
2.2. Опыт осуществления педагогического менеджмента в МОКУ «Новокошкульская сош»………………………………………………………..57
2.3. Осуществление педагогического менеджмента в организационно-управленческой деятельности учителя на уроке истории в МОКУ «Новокошкульская сош». ………………………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69
СПИСОК ЛТТЕРАТУРЫ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСОБЫЙ ВИД.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

Говоря о методах педагогического менеджмента Г. И. Оглобина5 выделяет следующие четыре группы:

  • первая группа - экономические методы, или методы экономического стимулирования;
  • вторая группа - организационно-распорядительские, или административные методы;
  • третья группа - методы психолого-педагогического воздействия;
  • четвертая группа - методы общественного воздействия.

      Методы  педагогического менеджмента необходимо  систематизировать по уровням  управленческой деятельности. Можно  выделить три таких уровня:

          1.личностный (индивидуальный) - микроуровень, на котором решаются задачи соответствия работника конкретному рабочему месту;

          2.групповой (социально-психологический) - мезоуровень, в рамках которого  производится оптимальная расстановка  работников  коллективе;

          3.социологический - макроуровень, на  котором формируется социальные  механизмы создания « элитных  групп» управления.

 В рамках микроуровня  решается задачи оптимизации  подбора, непрерывного образования  и рационального использования  конкретных работников. Для этого необходимо изучать личность работника, выявлять его общие и специальные особенности, динамические качества его личности, характерологические особенности.

Основной задачей мезоуровня является правильная расстановка работников в структурах педагогического коллектива. Специальные исследования показали, что для нормальной работы всего коллектива очень важна совместимость на уровне «руководитель - заместитель». Оптимальным оказалось сочетание «директор - администратор», «заместитель - коллективист» хотя в ряде случаев и тот и другой относились к типу администраторов.

Педагогический менеджмент – особый вид управленческой деятельности, которому присущи свои специфические  принципы.

Принципы педагогического  менеджмента (М. А. Гончаров)6 - основные  правила поведения субъекта менеджмента при взаимодействии его с управляемыми субъектами (объектами). К ним относятся принципы гуманизации и оптимальности.

Гуманизация (от лат. humanus - человечный) - принцип научной организации труда в структуре и содержании педагогического менеджмента. Следование этому принципу является главным условием развития способностей обучающихся в организованном учебно-воспитательном процессе.

Оптимальность - условие необходимости и достаточности количества требований (предписаний, указаний), предъявляемых субъектом менеджмента к деятельности исполнителя (оптимальности количества разделов плана работы, количества планируемых мероприятий и т.п

Принципы аналитической деятельности субъекта менеджмента - основные правила, которых должен придерживаться менеджер образовательного процесса при наблюдении, анализе и оценке эффективности деятельности преподавателя и обучающихся.

1. Принцип конкретного целеполагания, или принцип целенаправленности как основы планирования и контроля, т.е. основы содержания всей деятельности менеджера любого уровня управления. В целом принцип целенаправленности педагогического менеджмента отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности. Перспективность и социальная значимость цели отражают непрерывный характер поступательного движения, развитие учебного заведения как сложной педагогической системы.

2. Принцип кооперации и разделения  труда отражает важнейшее требование к управленческой деятельности менеджера любого уровня. Стремление руководителя все сделать самому является недопустимым: составить план работы, организовать его выполнение, единолично контролировать и координировать деятельность всех исполнителей, т.к. при таком положении инициатива и творчество исполнителя постепенно снижаются, а руководитель все более «увязает в текучке».

3. Принцип функционального подхода является также условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе постоянного обновления, уточнения и конкретизации функций исполнителей. Шаблон, устаревшие стереотипы порождают формализм, который выражается в предпочтении, отдаваемом привычным, легким и «удобным» формам организации деятельности, вопреки духу, смыслу и сути ее содержания.

4. Принцип комплексности предполагает сочетание целевого, функционального и линейного управления. Системное управление немыслимо вне комплекса научно обоснованных субъект-субъектных управленческих воздействий, и данный принцип составляет его суть. Нельзя, определив цели и задачи менеджмента, остановиться на этапе планирования деятельности подчиненных, пустив все дело на самотек. К сожалению, на практике ряд руководителей, составив и научно обосновав план работы учебного заведения, оставляют без внимания его реализацию. Встречаются и такие руководители, которые, продумав план и организовав его реализацию, например, в начале учебного года, забывают (не успевают, не могут и т.п.) периодически контролировать и координировать деятельность исполнителей. При такой постановке дел принцип комплексности не реализуется, что и приводит несмотря на наличие правильно реализованного первого компонента педагогического менеджмента, к снижению эффективности управления педагогической системой в целом.

5. Принцип системного самосовершенствования на основе достижений теории и передовой практики менеджмента. Это положение особенно важно в настоящий момент, когда в нашем обществе совершенствуется механизм управления на всех уровнях.

Делая вывод всему  вышесказанному,  педагогический менеджмент  имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью людей. В работе В.П. Симонова «Педагогически менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом» 7педагогический менеджмент характеризуется как теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом. Менеджмент вообще можно понимать, как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, и как  сплав  науки и искусства управления людьми и социальными процессами.                                                                       Педагогический менеджмент в обучении есть целенаправленная педагогическая деятельность руководителей по организации и созданию эффективной системы управления процессом обучения специалистов. Вхождение педагогического менеджмента в образовательный процесс, со своими целями, задачами и принципами  заставил изменить ортодоксальные взгляды педагогов на свою педагогическую деятельность, наконец, получить новое качество и удовлетворение в педагогическом процессе.                            Теория педагогического менеджмента открывает перед руководителями и педагогами неисчерпаемые резервы, так как обладает следующими возможностями:

во-первых, позволяет перейти от вертикальной командно-аминистративной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит корпоративный стиль управления, учитывающий природосообразные качества каждого человека и личностно-ориентированный подход к его деятельности по  достижению максимальных результатов;

во-вторых, обеспечивает возможности развития каждой личности, координацию мотивационной ориентации руководителей и педагогов;

в-третьих, создает комфортный психолого-педагогический климат участников образовательного процесса;

В проекции на образовательный  процесс,  педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. В рамках данного определения можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель   - менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.  Менеджмент в сфере образования - это категория определяет результативность процесса образования в обществе, в соответствии потребностям и ожиданиям общества в развитии профессиональных компетенции личности. Следовательно, с помощью постоянного обновления и совершенствования инновационных методов управления     можно добиться высоких качественных результатов в работе.

.   

 

 

 

 

1.2. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы

 

Организационно-педагогическая деятельность (ОПД) руководителя школы – социально преобразующая, непрерывная, циклическая деятельность, происходящая в учебное и внеучебное время, объединяющая усилия и индивидуальные действия отдельных членов в совместную деятельность школьного коллектива по достижению поставленных учебно-воспитательных целей.

Надо отметить, что  успешная деятельность школы зависит  от того, кто управляет коллективом  школы. Школа всегда будет конкурентноспособной и результативной, если в этом заинтересован  весь коллектив, все участники образовательного процесса: учителя, родители, учащиеся. И особенно важной становится роль директора школы, который должен уметь не только организовать учебный процесс, но и сделать это максимально эффективно.

Сегодня директора школ работают в рыночной среде, они обязаны  ежедневно принимать множество важных управленческих решений - от нахождения способов зарабатывания денег до поиска путей повышения качества образования. Так кто же он, директор школы, менеджер или педагог?

Менеджер (эффективный  менеджер) – руководитель, обладающий стратегическим видением, то есть представлением о перспективах развития учреждения в широком социальном, культурном, экономическом контексте. Менеджер знает, зачем и почему надо предпринимать то или иное решение.

В школе главным должен быть ребенок, поэтому все, начиная с учебных планов, программ, расписания уроков и заканчивая интерьером коридоров и классов, следует приспособить к нему. Именно для него учителя должны каждый день приходить в школу, повара в школьной столовой  готовить еду, техслужащие  наводить порядок в здании, поливать цветы… Надо создавать для ребят такие условия в плане морально – психологического климата, чтобы они с огромным удовольствием ходили на занятия, общались со своими сверстниками, преподавателями, которые станут их старшими товарищами – наставниками, пользующимися авторитетом и уважением. Поэтому необходимы знания по педагогике, психологии (особенно возрастной), методике.

Но директор управляет  ребенком, родителями и педагогическим коллективом, поэтому менеджмент необходим. Директор должен быть замечательным педагогом и прекрасным организатором, владеть юридическими и экономическими знаниями. И если раньше функция была не столь явной, то в нынешних условиях недостаточного финансирования директор становится менеджером и по сути, и  по духу, и поневоле.

Безусловно, современные  требования к образованию меняют директора школы в сторону  менеджмента, управления. И для того, чтобы со всем этим справляться, недостаточно быть просто учителем: нужна квалификация по вопросам управления финансов и  школьной экономики. Результатом такой перестройки управляющих кадров в школе должно стать повышение качества образования – главной проблемы современной школы.

Грамотное, умелое владение директора новыми технологиями –  жизненная необходимость. Только когда  директор на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения в освоении данных технологий коллективом.

Школьный менеджмент помогает руководителю эффективно управлять кадрами, координировать их деятельность в достижении поставленных целей, задач, принятых решений, а также в организации контроля и анализа их выполнения.

Таким образом, на основании  вышеизложенных фактов, мы считаем, что необходим новый тип руководителя, которого можно назвать менеджером в образовании.

 

Выделяют следующие  этапы организационно-педагогической деятельности руководителя:8

1. Определения цели  деятельности, дифференциация целей  с учетом главного направления  деятельности и представление результата.

2. Планирование последовательности  применения средств достижения  цели.

3. Этап подбора и  подготовки ответственных за  выполнение планируемого.

4. Оценка деятельности.

Выбор цели: изучение условий необходимых для реализаций замеченного, выбор средств и методов; оценка возможностей коллектива, моделирование конечного результата, формулировка цели.

Планирование  реализации цели:

- осознание сущности  цели и необходимости ее осуществления;

- анализ соответствия  средств и методов цели в  ее конечной формулировке и на его основе корректировка цели и выбор методов;

- определение последовательности  применения средств достижения  цели, выбор места и времени  осуществления целей;

- подбор исполнителей  на основании оценки возможностей  отдельных членов коллектива, письменное оформление плана.

Подбор и  подготовка исполнителей:

- выбор главного звена,  исполнителей;

- четкая система в  работе с исполнителями;

- соблюдение единых  требований к каждому из них;

- компетентность руководителя  в процессе организации их труда;

- объективный выбор  методов по организации воздействия  на исполнителей.

Инструктивно-методическая деятельность руководителя на третьем этапе.

1. Информирование всего  коллектива исполнителей о содержании  плана.

2. Оценка содержания  плана (форм, методов, сроков и исполнителей) и реальности осуществления его в данные сроки и данным коллективом исполнителей с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого из них.

3. Корректировка и  детализация плана с учетом  мнения коллектива исполнителей.

4. Самооценка каждым исполнителем своих возможностей по осуществлению возлагаемых на них участков работы по плану.

Информация о работе Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности