Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 11:27, дипломная работа
На данном этапе развития ОУ решение сложнейшей проблемы управления учебно-познавательным процессом сдерживается рядом объективных и субъективных причин и противоречий:
- пока недостаточной интеграцией усилий и взаимодействий учителей, школьного практического психолога, социального педагога, заместителя по методической и научной работе в конкретном образовательном учреждении, обеспечивающих по своему статусу базу исследовательской работы в педагогических коллективах, которая необходима в ОУ, как воздух, ибо учитель попадает, по лаконичному выражению Р. Шакурова, 1под власть трех демонов: банальности, механичности, рутинности;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Сущность педагогического менеджмента и его основные принципы…..10
1.2. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы….26
1.3. Организационно-управленческая деятельность учителя – менеджера на уроке ………………………………………………………………………………………..36
Глава 2. Анализ опыта педагогического менеджмента в практике управления сельской школой
2.1. Общая характеристика МОКУ «Новокошкульская сош»…….………….47
2.2. Опыт осуществления педагогического менеджмента в МОКУ «Новокошкульская сош»………………………………………………………..57
2.3. Осуществление педагогического менеджмента в организационно-управленческой деятельности учителя на уроке истории в МОКУ «Новокошкульская сош». ………………………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69
СПИСОК ЛТТЕРАТУРЫ………………………
Говоря о методах педагогического менеджмента Г. И. Оглобина5 выделяет следующие четыре группы:
Методы
педагогического менеджмента
1.личностный (индивидуальный) - микроуровень, на котором решаются задачи соответствия работника конкретному рабочему месту;
2.групповой (социально-
3.социологический - макроуровень, на
котором формируется
В рамках микроуровня
решается задачи оптимизации
подбора, непрерывного
Основной задачей мезоуровня является правильная расстановка работников в структурах педагогического коллектива. Специальные исследования показали, что для нормальной работы всего коллектива очень важна совместимость на уровне «руководитель - заместитель». Оптимальным оказалось сочетание «директор - администратор», «заместитель - коллективист» хотя в ряде случаев и тот и другой относились к типу администраторов.
Педагогический менеджмент – особый вид управленческой деятельности, которому присущи свои специфические принципы.
Принципы педагогического менеджмента (М. А. Гончаров)6 - основные правила поведения субъекта менеджмента при взаимодействии его с управляемыми субъектами (объектами). К ним относятся принципы гуманизации и оптимальности.
Гуманизация (от лат. humanus - человечный) - принцип научной организации труда в структуре и содержании педагогического менеджмента. Следование этому принципу является главным условием развития способностей обучающихся в организованном учебно-воспитательном процессе.
Оптимальность - условие необходимости и достаточности количества требований (предписаний, указаний), предъявляемых субъектом менеджмента к деятельности исполнителя (оптимальности количества разделов плана работы, количества планируемых мероприятий и т.п
Принципы аналитической
1. Принцип конкретного
2. Принцип кооперации и
3. Принцип функционального
4. Принцип комплексности предполагает сочетание целевого, функционального и линейного управления. Системное управление немыслимо вне комплекса научно обоснованных субъект-субъектных управленческих воздействий, и данный принцип составляет его суть. Нельзя, определив цели и задачи менеджмента, остановиться на этапе планирования деятельности подчиненных, пустив все дело на самотек. К сожалению, на практике ряд руководителей, составив и научно обосновав план работы учебного заведения, оставляют без внимания его реализацию. Встречаются и такие руководители, которые, продумав план и организовав его реализацию, например, в начале учебного года, забывают (не успевают, не могут и т.п.) периодически контролировать и координировать деятельность исполнителей. При такой постановке дел принцип комплексности не реализуется, что и приводит несмотря на наличие правильно реализованного первого компонента педагогического менеджмента, к снижению эффективности управления педагогической системой в целом.
5. Принцип системного самосоверше
Делая вывод всему
вышесказанному, педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан
с творческой деятельностью людей. В работе
В.П. Симонова «Педагогически менеджмент:
50 ноу-хау в области управления образовательным
процессом» 7педагогический менеджмент характеризуется как теория, методика
и технология эффективного управления
образовательным процессом. Менеджмент
вообще можно понимать, как умение руководителя
добиваться поставленных целей, используя
труд, интеллект и мотивы поведения других
людей, и как сплав науки и искусства управления
людьми и социальными процессами.
во-первых, позволяет перейти от вертикальной командно-аминистративной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит корпоративный стиль управления, учитывающий природосообразные качества каждого человека и личностно-ориентированный подход к его деятельности по достижению максимальных результатов;
во-вторых, обеспечивает возможности развития каждой личности, координацию мотивационной ориентации руководителей и педагогов;
в-третьих, создает комфортный психолого-педагогический климат участников образовательного процесса;
В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. В рамках данного определения можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель - менеджером учебно-воспитательного процесса в целом. Менеджмент в сфере образования - это категория определяет результативность процесса образования в обществе, в соответствии потребностям и ожиданиям общества в развитии профессиональных компетенции личности. Следовательно, с помощью постоянного обновления и совершенствования инновационных методов управления можно добиться высоких качественных результатов в работе.
.
1.2. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы
Организационно-педагогическая деятельность (ОПД) руководителя школы – социально преобразующая, непрерывная, циклическая деятельность, происходящая в учебное и внеучебное время, объединяющая усилия и индивидуальные действия отдельных членов в совместную деятельность школьного коллектива по достижению поставленных учебно-воспитательных целей.
Надо отметить, что успешная деятельность школы зависит от того, кто управляет коллективом школы. Школа всегда будет конкурентноспособной и результативной, если в этом заинтересован весь коллектив, все участники образовательного процесса: учителя, родители, учащиеся. И особенно важной становится роль директора школы, который должен уметь не только организовать учебный процесс, но и сделать это максимально эффективно.
Сегодня директора школ работают в рыночной среде, они обязаны ежедневно принимать множество важных управленческих решений - от нахождения способов зарабатывания денег до поиска путей повышения качества образования. Так кто же он, директор школы, менеджер или педагог?
Менеджер (эффективный менеджер) – руководитель, обладающий стратегическим видением, то есть представлением о перспективах развития учреждения в широком социальном, культурном, экономическом контексте. Менеджер знает, зачем и почему надо предпринимать то или иное решение.
В школе главным должен быть ребенок, поэтому все, начиная с учебных планов, программ, расписания уроков и заканчивая интерьером коридоров и классов, следует приспособить к нему. Именно для него учителя должны каждый день приходить в школу, повара в школьной столовой готовить еду, техслужащие наводить порядок в здании, поливать цветы… Надо создавать для ребят такие условия в плане морально – психологического климата, чтобы они с огромным удовольствием ходили на занятия, общались со своими сверстниками, преподавателями, которые станут их старшими товарищами – наставниками, пользующимися авторитетом и уважением. Поэтому необходимы знания по педагогике, психологии (особенно возрастной), методике.
Но директор управляет ребенком, родителями и педагогическим коллективом, поэтому менеджмент необходим. Директор должен быть замечательным педагогом и прекрасным организатором, владеть юридическими и экономическими знаниями. И если раньше функция была не столь явной, то в нынешних условиях недостаточного финансирования директор становится менеджером и по сути, и по духу, и поневоле.
Безусловно, современные требования к образованию меняют директора школы в сторону менеджмента, управления. И для того, чтобы со всем этим справляться, недостаточно быть просто учителем: нужна квалификация по вопросам управления финансов и школьной экономики. Результатом такой перестройки управляющих кадров в школе должно стать повышение качества образования – главной проблемы современной школы.
Грамотное, умелое владение директора новыми технологиями – жизненная необходимость. Только когда директор на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения в освоении данных технологий коллективом.
Школьный менеджмент помогает руководителю эффективно управлять кадрами, координировать их деятельность в достижении поставленных целей, задач, принятых решений, а также в организации контроля и анализа их выполнения.
Таким образом, на основании вышеизложенных фактов, мы считаем, что необходим новый тип руководителя, которого можно назвать менеджером в образовании.
Выделяют следующие
этапы организационно-
1. Определения цели деятельности, дифференциация целей с учетом главного направления деятельности и представление результата.
2. Планирование
3. Этап подбора и подготовки ответственных за выполнение планируемого.
4. Оценка деятельности.
Выбор цели: изучение условий необходимых для реализаций замеченного, выбор средств и методов; оценка возможностей коллектива, моделирование конечного результата, формулировка цели.
Планирование реализации цели:
- осознание сущности
цели и необходимости ее
- анализ соответствия средств и методов цели в ее конечной формулировке и на его основе корректировка цели и выбор методов;
- определение
- подбор исполнителей
на основании оценки
Подбор и подготовка исполнителей:
- выбор главного звена, исполнителей;
- четкая система в работе с исполнителями;
- соблюдение единых требований к каждому из них;
- компетентность руководителя
в процессе организации их труд
- объективный выбор
методов по организации
Инструктивно-методическая деятельность руководителя на третьем этапе.
1. Информирование всего
коллектива исполнителей о
2. Оценка содержания плана (форм, методов, сроков и исполнителей) и реальности осуществления его в данные сроки и данным коллективом исполнителей с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого из них.
3. Корректировка и
детализация плана с учетом
мнения коллектива
4. Самооценка каждым исполнителем своих возможностей по осуществлению возлагаемых на них участков работы по плану.
Информация о работе Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности