Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 11:27, дипломная работа
На данном этапе развития ОУ решение сложнейшей проблемы управления учебно-познавательным процессом сдерживается рядом объективных и субъективных причин и противоречий:
- пока недостаточной интеграцией усилий и взаимодействий учителей, школьного практического психолога, социального педагога, заместителя по методической и научной работе в конкретном образовательном учреждении, обеспечивающих по своему статусу базу исследовательской работы в педагогических коллективах, которая необходима в ОУ, как воздух, ибо учитель попадает, по лаконичному выражению Р. Шакурова, 1под власть трех демонов: банальности, механичности, рутинности;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Сущность педагогического менеджмента и его основные принципы…..10
1.2. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы….26
1.3. Организационно-управленческая деятельность учителя – менеджера на уроке ………………………………………………………………………………………..36
Глава 2. Анализ опыта педагогического менеджмента в практике управления сельской школой
2.1. Общая характеристика МОКУ «Новокошкульская сош»…….………….47
2.2. Опыт осуществления педагогического менеджмента в МОКУ «Новокошкульская сош»………………………………………………………..57
2.3. Осуществление педагогического менеджмента в организационно-управленческой деятельности учителя на уроке истории в МОКУ «Новокошкульская сош». ………………………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69
СПИСОК ЛТТЕРАТУРЫ………………………
А. С. Макаренко15 при рассмотрении вопроса о педагогическом руководстве коллективом и считает, что начинать работу в неорганизованном классе необходимо с воздействия не на конкретных учеников, а на весь класс. Как писал А. С. Макаренко, «школа должна с первого же дня предъявлять к ученику твердые, непререкаемые требования общества, вооружить ребенка нормами поведения, чтобы он знал, чего можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо».
Таким образом, активное вовлечение учащихся в воспитательную работу - вот суть организаторской деятельности учителя. Привлекать учащихся к разработке планов их деятельности, правил требований, советоваться с ними, ставить воспитательно-развивающие задачи и осуществлять тактический контроль - вот из чего состоит организационная деятельность учителя. Такой аспект педагогического мастерства учителя, как управление познавательной деятельностью учащихся на уроке, является одним из важных. Умение учителя сделать свой предмет интересным для школьника, положительно повлиять на процессы развития, раскрытие творческих потенций ученика. «Учение, взятое принуждением и силой воли, вряд ли будет способствовать созданию развитых умов». В педагогической технике учителя ученый выделяет две группы компонентов.
-К первой в основном
относятся умения, связанные с
личностью преподавателя (
-Вторая группа нас наиболее
интересует, так как к ее компонентам
ученый отнес умение учителя
воздействовать на личность
Хотя словосочетание
«педагогический менеджмент»
Рассмотрим ряд компонентов, необходимых для эффективного управления:
-информационный,
-проектировочный,
- конструктивный,
- организаторский
-коммуникативный.
Важность этих компонентов можно выразить простым примером: даже самый хорошо продуманный план урока «рухнет», если учитель не владеет навыками управления классом. Поэтому рассмотрим ряд приемов, которые прошли проверку практикой и зарекомендовали себя как наиболее эффективные.
1. Необходимо вырабатывать
Например: активно
использовать невербальные
2. Задачей педагога является обеспечение таких отношений с обществом, которые способствовали бы максимальному раскрытию способностей ребенка. Педагог должен постоянно обогащать, улучшать индивидуальный опыт ребенка, расширять его социальный кругозор, пространство, где он (ребенок) мог бы максимально самореализоваться. Социально-педагогическое проектирование теснейшим образом связано с педагогическим менеджментом, так как для осуществления личностно-ориентированного управления в классе учителю необходимы навыки педагогического проектирования.
3.Необходимо ввести
новый подход к оцениванию
достижений воспитанников.
Таким образом, сущность управления в классе заключается в создании «paзвивaющeгo пространства», в котором и будет происходить саморазвитие человека. Применительно к процессу обучения ученые делают вывод, что «учить нельзя, можно только учиться». Такое осознание своей функции в учебном процессе качественно изменяет мышление педагога и стимулирует его на создание новых средств, способов, управленческой деятельности», а значит, ведет педагога к саморазвитию и к самоуправлению. Так как человек - саморазвивающаяся система, то управление является одновременно и самоуправлением. Поэтому целый ряд исследований 90-х гг. был посвящен такому вопросу, как самоменеджмент.
Самоменеджмент – это управляющая система, которая направлена личностью на себя. Элементами самоменеджмента выступают:
-Самовоспитание: составными
частями самовоспитания
-Самообразование:
-Самоконтроль: постановка задачи, выбор критерия деятельности, оценка результатов.
Для становления вышеперечисленных элементов самоменеджмента необходимо обеспечить переход от руководства преподавателя к самостоятельной творческой работе учащихся.
Педагог, вступая в ситуации взаимодействия с учеником, коллегой, должен уметь абстрагироваться от конкретной ситуации и как бы пытаться мысленно взглянуть на нее со стороны. Для этого ему необходимо стремление к развитию рефлексивных способностей, т.е. стремление к анализу, оценке себя, своих действий. Учитель должен не только иметь некоторый собственный опыт реализации педагогического менеджмента, но и знать особенности, способы, пути его реализации, а также уметь использовать все имеющиеся возможности для развития процесса перехода управления в самоуправление.
<span class="dash041e_0431_044b
Информация о работе Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности