Персонал фирмы как объект менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 05:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование персонала фирмы (предприятия, организации), его состава, профессионально-квалификационных характеристик и определение путей улучшения использования персонала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты, исследования особенностей анализа персонала предприятия как объект менеджмента.
- Провести анализ персонала как объект менеджмента ООО « Комплекс ».
- Разработать пути улучшения использования персонала как объект менеджмента ООО «Комплекс ».

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3
1 Теоретические подходы к анализу персонала предприятия……. 5
1.1 Персонал предприятия: понятие, состав, структура……………. 5
1.2 Профессионально-квалификационная характеристика
персонала предприятия ………………………………………………… 8
1.3 Пути улучшения использования персонала предприятия…….. 13
2 Анализ персонала ОАО « Комплекс »…………………………… 20
2.1 Количественный состав и показатели движения персонала….. 20
2.2 Профессионально-квалификационный уровень работников…. 21
2.3 Использование фонда оплаты труда…………………………… 23
2.4 Выводы по анализу персонала предприятия ОАО «Комплекс » 25
2.5 Разработка мероприятий по улучшению использования
персонала предприятия ………………………………………………. 27
Заключение……………………………………………………………. 32
Глоссарий……………………………………………………………… 34
Список использованных источников……………………………….. 36

Вложенные файлы: 1 файл

КР.Менеджмент.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

  Введение……………………………………………………………….. 3

1 Теоретические подходы к анализу  персонала  предприятия……. 5

1.1 Персонал предприятия: понятие,  состав, структура……………. 5

1.2 Профессионально-квалификационная  характеристика 

персонала предприятия …………………………………………………   8

1.3 Пути улучшения использования  персонала предприятия…….. 13

2 Анализ персонала ОАО « Комплекс  »…………………………… 20

2.1 Количественный состав и показатели  движения персонала…..  20

2.2 Профессионально-квалификационный  уровень работников…. 21

2.3 Использование фонда оплаты  труда…………………………… 23

2.4 Выводы по анализу персонала  предприятия ОАО «Комплекс » 25

2.5 Разработка мероприятий по  улучшению использования 

персонала предприятия ………………………………………………. 27

Заключение……………………………………………………………. 32

Глоссарий……………………………………………………………… 34

Список использованных источников……………………………….. 36

Приложение……………………………………………………………     37

 

Введение

 

Время в котором  мы живём,- эпоха  перемен, информационных технологий и  быстрого ритма жизни. Такие изменения  произошли в обществе, экономике, во всем жизненном раскладе сложны тем, что они потребовали изменения самих людей. Подобные ситуации, в которых люди, привыкшие к резким поворотам судьбы, к конкуренции. По их понятию, каждая отдельно взятая ситуация таит в себе для личности, организации и стране в целом, как возможности, так и угрозы. Чтобы справиться с этим люди ( персонал фирмы) стали повышать уровень своих знаний и умения применять их на практике. Важная часть этих знания, как показывает мировой опыт, постижения науки и искусства менеджмента. С легкой руки это английское слово менеджмент стало известно сегодня практически каждому образованному человеку.

В большинстве случаев менеджмент имеет дело с организациями (фирмами, предприятиями), представляющими собой  открытые системы и состоящие  из множества взаимозависимых частей.

В упрощенном понимание, организация (фирма) - это группа людей, деятельность которых координируется для достижении общей цели.

Актуальность данной темы заключается  в том, что состав персонала предприятия определяет как успешность деятельности предприятия, так и способствует повышению его имиджа. Уровень квалификации персонала играет важнейшую роль в успешной реализации стратегии развития предприятия, определяет уровень производительности и позволяет выполнять работы высокой сложности.

На рабочих местах и в цехах  производственных предприятий создается  материальная база обеспечения жизнедеятельности  каждого человека в отдельности  и общества в целом, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Для более успешного повышения  деятельности предприятия и работы способности во многом зависит от качества и умения управлять фирмой и людьми вышестоящим руководством данного предприятия.

Все больше руководителей предприятий  и фирм а также организаций понимают, что расчёт за труд должен быть регламентирован и упорядочен.

Характер труда предполагает наличие  в нем ряда признаков, позволяющих  говорить о способе соединения личных и внешних факторов производства, об экономической и социальной сущности отношений и месте работника в трудовом процессе и производстве в целом. Содержание труда представляет собой совокупность факторов, определяющих роль и развитие главного элемента процесса труда – человека. Наиболее важными среди них являются: состав и объем трудовых функций, обусловленных разнообразием и особенностями трудовых движений, действий и приемов; наличие специальных знаний и навыков и степень их влияния на качество и эффективность труда; соотношение умственного и физического, исполнительского и творческого труда, а также соотношения работы и отдыха, заработной платы , премий и всевозможных поощрений.

Целью курсовой работы является исследование персонала фирмы (предприятия, организации), его состава, профессионально-квалификационных характеристик и определение путей улучшения использования персонала.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Изучить теоретические аспекты,  исследования  особенностей анализа  персонала предприятия как объект  менеджмента.

- Провести анализ персонала как объект менеджмента  ООО « Комплекс ».

- Разработать пути улучшения  использования персонала  как  объект менеджмента  ООО «Комплекс  ».

Объект исследования   - ООО  «Комплекс ».

Предмет исследования -  персонал предприятия ( фирмы),как объект менеджмента.

 

Основная часть

1 Теоретические подходы к анализу персонала предприятия

 

1.1 Персонал предприятия:  понятие, состав, структура

Главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы - носители отношений, складывающихся в процессе формирования, распределения и использования этих ресурсов.

Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения  страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.

Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного  населения в масштабах всей страны, региона, отрасли экономики, профессиональной группы. В рамках отдельного предприятия наиболее употребляемое понятие – персонал.

Персонал предприятия – это  совокупность физических лиц, состоящих  с предприятием, как юридическим  лицом, в отношениях, регулируемых договором  найма. Основными характеристиками персонала являются: численность и структура.

Структура персонала предприятия  по совокупности отдельных групп  работников, объединенных по какому-либо признаку. Все работники по степени  участия в производственной деятельности разделяются на промышленно-производственный и непромышленный персонал.

Промышленно-производственный персонал непосредственно участвует в  создании материальных ценностей: в  производстве и его обслуживании (это работники основных цехов, вспомогательных  и обслуживающих труд подразделений, аппарата заводоуправления, научно-исследовательских и опытно-конструкторских отделов и служб предприятия).

Непромышленный (непроизводственный) персонал – занят в обслуживании бытовой, социально-культурной сфере (медицинские, санитарные, жилищно-коммунальные службы), школах, детских садах, подсобных хозяйствах.

По характеру выполняемых функций  выделяют категории промышленно-производственного  персонала (ППП):

1.Рабочие – непосредственно участвуют в производственном процессе. Разделение труда по характеру участия в производственном процессе классифицирует рабочих на основных и вспомогательных.

2. Руководители – выполняют  функцию управления:

высшего уровня – генеральные директора, зам. директора;

среднего уровня – начальники смены, участка, цеха;

низового уровня – мастер, бригадир.

3.Специалисты (работают в службах заводоуправления, цехах) заняты инженерной подготовкой, ведут исследования, разрабатывают технологию, организацию производства и труда:

высшего уровня – главный специалист, начальник управления, отдела, сектора, их заместители;

среднего уровня – инженеры, экономисты, юристы и другие;

низового звена – младшие  специалисты, техники, хронометристы, распределители работ.

4.Служащие выполняют техническое обслуживание производства (копировальщики, чертежники, счетоводы, делопроизводители).

Старший служащий – бухгалтер, статистик.

Младший служащий – секретарь, курьер и др.

Структура персонала может быть рассмотрена по следующим признакам:

1. Профессиональная структура персонала  организации - это соотношение  представителей различных профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов и т.д.), обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области. Профессиональное разделение труда применяется для руководителей, специалистов, служащих, рабочих. Профессия – род трудовой деятельности работающего, связанный с выполнением комплекса работ, характеризующегося определенным методом воздействия на предмет труда путем применения соответствующих орудий труда. Специальность – вид трудовой деятельности, отличающейся от профессии более четко ограниченным кругом работ (слесарь- инструментальщик).

Отличают два понятия: профессия  и должность. Под должностью понимают определенное служебное место в системе предприятия, связанное с выполнением соответствующих работ, характеризующееся определенными правами, обязанностями, ответственностью, полномочиями. Профессии различают по характеру выполняемых работ.

2. Квалификационная структура персонала - это соотношение работников различного уровня квалификации (т.е. степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций. В нашей стране уровень квалификации рабочих характеризуется разрядом или классом (например, для водителей), а для специалистов - категорией, разрядом или классом. Например, по уровню квалификации инженеры-конструкторы могут занимать должности «главного», «ведущего», «старшего» конструктора I, II и III категории.

3. Половозрастная структура персонала организации - это соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала. При изучении возрастного состава рекомендуются следующие группировки: 16, 17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65 лет и старше.

4. Структура персонала по стажу  может рассматриваться двояко: по  общему стажу и стажу работы  в данной организации.

5. Структура персонала по уровню  образования характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки - бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное.

Состояние кадров на предприятии определяется с помощью следующих коэффициентов:

1) коэффициент выбытия кадров:

         (5.1)

где Чув – численность  уволенных  за период работников;

Чср – среднесписочная численность  работников за период.

2) коэффициент приема кадров:

                    (5.2)

где Чпр – численность  принятых за период работников.

3) коэффициент оборота кадров:

                (5.3)

4) коэффициент текучести кадров:

         (5.4)

где Чув – численность  уволенных  за период работников за прогулы, по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины.

 

1.2Профессионально-квалификационная характеристика персонала предприятия

Качественная характеристика персонала фирмы определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности ее работников для достижения целей фирмы и производства работ. Качественные характеристики персонала фирмы и качество труда оценить гораздо сложнее. В настоящее время нет единого понимания качества труда и качественной составляющей трудового потенциала рабочей силы.

Основной круг параметров или характеристик, определяющих качество труда: экономические, личностные, организационно-технические  и социально-культурные.

Деловая оценка персонала - целенаправленный процесс установления соответствия способностей, мотиваций и других качественных характеристик персонала  требованиям должности или рабочего места. Различают два основных вида деловой оценки персонала: отбор персонала и аттестацию персонала. 

Система Деловой оценки персонала  повышает эффективность управления человеческими ресурсами через:

- Положительное воздействие на мотивацию сотрудников.

- Планирование профессионального обучения.

- Планирование профессионального развития карьеры.

-Принятие решений о принятии на новую должность, вознаграждении, продвижении, увольнении.

Под профессией подразумевается особый вид трудовой деятельности, требующий  определенных теоретических знаний и практических навыков, а под специальностью - вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Например, экономисты (профессия) подразделяются на плановиков, маркетологов, финансистов, трудовиков и т. д. Квалификация характеризует степень овладения работниками той или иной профессией или специальностью и отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях, которые им - присваиваются в зависимости от теоретической и практической подготовки. Тарифные разряды и категории — это одновременно и показатели, характеризующие степень сложности работ.

Создать систему оценки, одинаково  сбалансированную сточки зрения точности, объективности, простоты и понятности, очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует множество систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Для того, чтобы построить эффективную  систему поиска и отбора кадров, прежде всего важно понять ее место  в общей системе управления человеческими ресурсами организации. Отбор кадров не является изолированной функцией, представляющей самостоятельную ценность; он должен быть увязан со всеми другими функциями управления персоналом, чтобы не превратиться в функцию, которая осуществляется ради себя самой в ущерб другим формам работы с персоналом.

За просчеты в оценке работников часто приходится платить дорого. Так, плохо организованный подбор кадров может привести к высокой текучести  кадров, плохому морально-психологическому климату (конфликты, склоки, халатное отношение к порученному делу и т.п.), низкой трудовой и исполнительской дисциплине (низкое качество работы, прогулы, опоздания на работу и преждевременные уходы с работы, низкая эффективность использования рабочего времени, невыполнение распоряжений руководства и даже саботаж).

Информация о работе Персонал фирмы как объект менеджмента