Планирование как основа управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 03:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть планирование как функцию менеджмента, его значение в процессе управления в современных условиях.
Задачи исследования:
раскрыть сущность функции планирования в условиях рыночной экономики
рассмотреть виды планов и их содержание
проанализировать систему планирования деятельности торгового предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНДЖМЕНТА 5
1.1 Сущность и функции планирования в условиях рыночной экономики 5
1.2 Виды планов и их содержание 10
1.3. Значение планирования в процессе управления организацией в современных условиях 14
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования 18
2.2. Виды планов, разрабатываемых на предприятии, их направления 23
2.3.Анализ эффективности реализации основных планов организации 26
2.4.Развитие системы планирования с использованием информационных технологий 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Вложенные файлы: 1 файл

планирование как основа управления.docx

— 155.86 Кб (Скачать файл)

Рис 4. Функциональные блоки MRP II

Бизнес-планирование. Процесс формирования плана предприятия наиболее высокого уровня. Планирование долгосрочное, план составляется в стоимостном выражении. Наименее формализованный процесс  выработки решений. Как правило, алгоритмы, относящиеся к бизнес-планированию, в системах MRP II в полной мере не реализованы.

Планирование спроса. Процесс прогнозирования (планирования) спроса на период. В системах MRP II реализованы только простейшие алгоритмы прогнозирования: линейная аппроксимация, экспоненциальное сглаживание, применение аналогий к новым видам  продукции. Алгоритмы прогнозирования, учитывающие различные ограничения, реализованы в поздних версиях  современных программных системах.

Планирование продаж и производства. Бизнес-план и план спроса преобразуются  в планы продаж основных видов  продукции (как правило, от 5 до 10). При  этом производственные мощности могут  не учитываться или учитываться  укрупнено. План носит среднесрочный  характер. План продаж по видам продукции  преобразуется в объемный или  объемно-календарный план производства видов продукции (укрупненное объемно-календарное  планирование). Под видом здесь  понимаются семейства однородной продукции. В этом плане впервые в качестве планово-учетных единиц выступают  изделия, но представления о них  носят усредненный характер. Например, речь может идти обо всех легковых переднеприводных автомобилях, выпускаемых на заводе (без уточнения моделей). Часто этот модуль объединяется с предыдущим.

План-график производства (выпуска  продукции). План производства преобразуется  в график выпуска продукции. Как  правило, это среднесрочный объемно-календарный  план, задающий количество конкретных изделий (или партий) со сроками их изготовления.

Планирование потребностей в материальных ресурсах. В ходе планирования на этом уровне определяются в количественном выражении и по срокам потребности  в материальных ресурсах, необходимых  для обеспечения графика выпуска продукции. Входными данными для планирования потребностей в материалах являются спецификации изделий (состав и количественные характеристики комплектующих конкретного изделия) и размер текущих материальных запасов. Очень часто планирование в системах MRP называют планированием с зависимым спросом. Действительно, в них спрос на сырье и комплектующие жестко зависит от спроса на готовую продукцию, в отличие от так называемых систем с независимым спросом, когда спрос по каждой позиции рассматривается без учета спроса на другие позиции, в том числе на готовую продукцию. (Сюда можно отнести, например, планирование складских остатков по точке перезаказа). В реальной деятельности нет необходимости увязывать все складские позиции с выпуском готовой продукции - ремкомплекты станка с ЧПУ и выпуск мебельных гарнитуров. Планирование производственных мощностей. Как правило, в этом модуле выполняются расчеты по определению и сравнению располагаемых и требуемых производственных мощностей. С небольшими изменениями он может применяться не только для производственных мощностей, но и для других видов производственных ресурсов, способных повлиять на пропускную способность предприятия.

Управление заказами клиентов. Здесь  реальные потребности клиентов сопоставляются с планами выпуска продукции. Фактически, в зависимости от принятого  алгоритма производства (производство на склад, производство на заказ, проектирование на заказ) ввод заказов клиента может  осуществляться до или после процедуры  планирования.

Управление на уровне производственного  цеха. Здесь формируются оперативные  планы-графики. В качестве планово-учетных  единиц могут выступать детали (партии), сборочные единицы глубокого  уровня, детали операции. Длительность планирования невелика (от нескольких дней до месяца). Оценка исполнения. Оценивается  реальное исполнение всех вышеперечисленных  планов, чтобы внести корректировки  во все последующие циклы планирования. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, планирование – это  умение предвидеть цели фирмы (организации), результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

Планирование решает следующие  основные задачи:

    1. формулирует цели ее деятельности и конкретные задачи, с помощью которых они достигаются;
    2. создает необходимую основу для перестройки структуры фирмы и системы управления ею;
    3. создает основу для координации деятельности работников в процессе достижения этих целей;
    4. обеспечивает выбор наилучшего варианта решения;
    5. формирует систему стандартов и показателей, с помощью которых происходит оценка результатов деятельности фирмы и поощрение наиболее отличившихся работников.

С помощью планирования достигается  эффективная, ритмичная работа всего  сложного организма фирмы, устраняется  отрицательный эффект неопределенности будущего, обеспечивается более полное использование имеющегося производственного  потенциала предприятия.

Весь процесс планирования в экономической организации  можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) и  определение тактики реализации (оперативное, или, тактическое планирование).

В настоящее время сложилось  несколько способов составления  планов, т.е. методов планирования. К  ним относятся балансовый, нормативный, математико-статистические.

Так же, нами были рассмотрены  виды планов, их применение на практике. Проведя анализ предприятия на практике, мы пришли к выводу, что его прибыльность стала падать. Мы пришли к выводу, что  проблема кроется в поверхностной работе маркетинга. Для устранения проблемы нами были внесены следующие предложения:

  1. Отделу маркетинга провести маркетинговые исследования;
  2. Провести анализ ассортимента по потребностям потребителей;
  3. Изучить внутреннюю среду предприятия;
  4. Провести повышение квалификации развития работников

Кроме того, была выяснена тенденция  развития планирования с использованием информационных технологий. Нами было замечено, что в этом направлении произошла «эволюция» различный программ, один модуль, наиболее удачный на наш, взгляд мы рассмотрели в своей работе. И, безусловно, пришли к выводу, что информационные технологии имеют положительное влияние для планирования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 456 с.
  2. Бородин А. Этапы формирования стратегического потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления, 2012, №6
  3. Брасс А.А. Основы менеджмента. – М.: Экоперспектива, 2009. – 239 с.
  4. Вершигора Е.Е. Менеджмент. М., Инфра-М, 2008. – 283 с.
  5. Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2009. – 512 с.
  6. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 2011. – 292 с.
  7. Гавриленко В.М. Менеджмент. – М.: Приор-издат, 2008. – 160 с.
  8. Герчикова Н.Н. Менеджмент. – М.: Юнити, 2008. – 621 с.
  9. Деловое планирование / Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 345 с.
  10. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. – М.: ПЖ ФУА, ЗАО Экономпресс, 2010. – 284 с.
  11. Казначевская Г.Б. Менеджмент – Феникс, 2008. – 378 с
  12. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления – М.: Норма, 2008. – 528 с.
  13. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – М.: Новосибирск: Инфра-М – Сибирское соглашение, 2011. – 123 с.
  14. Менеджмент / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ФБК – Пресс, 2009. – 504 с.
  15. Мескон М.Х., Альберт М., Хедури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2008. – 704 с.
  16. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения – М.: Дело, 2008. – 440 с.
  17. Основы менеджмента / Под ред. В.И. Королева. – М.: Магистр, 2008. – 620 с.
  18. Пилипенко Н.Н., Татарский Е.Л. Основы менеджмента: Структурно-логические схемы. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. – 144 с.
  19. Руденко В.И. Менеджмент. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 192 с.
  20. Томпсон А.А., Стрикленд Дж.А. Стратегический менеджмент. – М.: Юнити, 2010. – 411 с.
  21. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева – М, Инфра-М, 2008. – 736 с.
  22. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М., ЗАО Бизнес-школа Интел – Синтез, 2010. – 641 с.
  23. Хворостенко А.В. Основы менеджмента. – М.: Экзамен, 2012. – 157 с.
  24. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012. – 439 с.
  25. Ямпольская Д.О., Зонис М.М. Менеджмент. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2008. – 427 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Таблица 1

Основные показатели хозяйственной  деятельности предприятия

за 2010-2012 гг.

(сумма в тыс. руб.)

Показатели

Годы

Отклонение (+;-)

Темп роста, %

2010

2011

2012

2011 г. от 2010 г.

2012 г. от 2011 г.

2011 г. от 2010 г.

2012 г. от           2011 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг 

26802

31402

33914

4600

2512

17,17

8

Себестоимость  реализованных товаров

20112

25485

28144

5373

2659

26,7

10,4

Валовая прибыль 

6690

5917

5770

-773

-147

-11,6

-2,48

Коммерческие расходы

4212

4161

4161

-45

0

-18,95

0

Прибыль от продаж,

2478

1756

1609

-722

-147

-29,1

-8,38

Рентабельность продаж, %

12,32

5,6

4,74

-6,72

-0,86

-54,5

-15,4

Чистая прибыль 

949

863

781

-86

-82

-9

-9,5

Среднесписочная численность  работников, чел.

26

27

33

1

6

3,85

12,4

Среднегодовая производительность труда 1 работника

481

483

580

2

97

0,42

20,27


 

 

 

 

Таблица 2

Состав и структура  и динамика имущества предприятия                                               за 2010-2012 гг.

Показатели

Абсолютные величины,                  (тыс. руб.)

Удельный вес в общей  величине активов,(%)

Изменения (+;-)

2010г. от 2011г.

2012г. от 2011г.

2010г.

2011г.

2012г.

2010г.

2011г.

2012г.

В абсолют-ных вели-чинах

В удельных            весах

В % к изменению общей величины активов

В абсолют-                ных вели-чинах

В          удельных            весах

В % к изменению общей величины активов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1.Внеоборотные активы в том числе основные средства

2711

2988

3220

43,26

41

42

277

10,22

4,42

232

7,76

3,18

2.Оборотные активы в том числе запасы

3556

4302

4460

56,74

59

58

746

21

11,9

158

3,67

2,17

Итого активов

6267

7290

7680

100

100

100

1023

16,3

0

390

5,35

0


 

Таблица 3

Состав, структура и динамика источников формирования имущества  предприятия за 2010-2012 гг.

Информация о работе Планирование как основа управления